Содержание
1 Размещение и архитектура 2 История 2.1 Основание и 1-ое закрытие 2.2 Возрождение 2.3 Революция и Русская Наша родина 2.4 Наши деньки 3 Храмы обители 4 Настоятели обители 5 Галерея 6 Литература 7 См. также 8 СсылкиРазмещение и архитектура
Монастырь находится в северо-западной части городка, в зоне плотной жилой застройки скрещения улиц Коммунаров и Пирогова. До строительства микрорайона «Новые дома» размещался вне городка. Обитель в годы собственного большего расцвета насчитывала: каменную ограду высотой 8,5 метра с 4-мя башнями по углам и 4-х ярусную колокольню с часами, 5 каменных церквей, каменный братский корпус, баню, поликлинику, гостиницу, дома настоятеля и казначея, прачечную, школу, хлебопекарню, и остальные постройки. Сейчас уцелели: части восточной с башней, северной с башней и западной стенок, братский корпус и пристроенная к нему церковь Пантелеймона, колокольня.
История
Историю Елецкого Троицкого монастыря можно подразделить на два периода. В 1-ый из их — с 1592 по 1775 годы — древесная обитель находилась на высочайшем мысу при впадении реки Ельчик в реку Сосну. После упразднения в царствование императрицы Екатерины 2-ой монастырь был восстановлен в 1836 году на новеньком месте — у западной окраины Ельца, на Орловской дороге, — где просуществовал до закрытия после революции.
Основание и 1-ое закрытие1-ое упоминание Троицкого монастыря в Ельце относится к 1592 году. Древесная обитель в то время насчитывала менее 25 человек, но имела довольно большие земляные владения с крепостными. В 1630-х годах выше по течению Ельчика, в лесу на так именуемой Каменной горе, братия монастыря устроила нечто вроде скита, в каком построена древесная церковь «во имя Рождества Превсятыя Богородицы Курския». Позже тут же построен храм святителя Николая Чудотворца. В скиту в нескольких древесных кельях жили по два-три монаха, а время от времени он совершенно пустовал. Конкретно этот скит в 1680-х годах стал основой новоучреждённому Знаменскому женскому монастырю. Троицкий монастырь в 1691 году имел: стенку «в забор», две древесные церкви: Троицкую и Петропавловскую, колокольню, 10 келий, 12 человек братии и игумен, и слободку под монастырём на реке Стремительная Сосна .
В первой половине XVIII века монастырь пришёл в упадок. Главной предпосылкой этому утрата монастырём большей части собственных владений. В 1764 году монастырь, в согласовании с указом императрицы Екатерины 2-ой переведён за штат, а в 1775 году поступил указ Воронежской духовной консистории об упразднении мужского монастыря в Ельце. Но некое время после чего насельники продолжали оставаться на обычном месте, пока в январе 1776 года не последовал другой указ о незамедлительном переводе братии в Лебедянь. Каменная надвратная колокольня и древесные храмы сохранялись некое время после упразднения, но потом были разобраны.
ВозрождениеЕльчане сначала XIX века начали заботиться о восстановлении Троицкой обители. Первым из их стал Елецкий городской голова негоциант первой гильдии Иван Васильевич Шапошников, рассчитывавший вернуть обитель на западной окраине городка. В феврале 1820 года было подано прошение о переведении пришедшего в упадок и упраздняемого Брянского Петропавловского монастыря в Елец. Шапошников обещал выстроить для обители каменный Троицкий храм, пожертвовать колокол и выделить из собственных средств 30 тыщ рублей на строительство. После погибели Шапошникова в 1824 году, его дело окончила жена Евдокия Фёдоровна. Новый монастырь предполагалось сделать штатным третьеклассным. За долгие и длительные годы согласований в 1830 году началась активная фаза строительства. К началу мая 1836 года все работы по отделке были завершены, и братия прибыла в новый монастырь. 5 сентября 1836 года Троицкий собор и все монастырские постройки были освящены «при стечении огромного количества богомольцев, людей и гостей города». Комплекс Троицкого монастыря представлял в плане верный прямоугольник со стенками в 8,5 метра, 4-мя круглыми башнями по углам и трёхъярусной колокольней с воротами посреди северной стороны. Поставленная в одной из самых больших точек городка, эта колокольня была увенчана высочайшим шпилем, видимым с далеких участков дорог, ведущих в Елец. Все постройки монастыря тех пор были выполнены в стиле позднего российского классицизма. Монументальная и величавая колокольня выстроена в серьезной геометрической форме, разбавляемой только циферблатом часов на втором ярусе и узким шпилем на куполе. В 1-ый год существования обители не считая настоятеля числилось 12 человек братии.
В 1850 году было принято решение о строительстве 2-ой тёплой церкви в монастыре. Проект составлен архитектором Померанцевым, а в октябре такого же года был утверждён. Строительство нового храма началось в 1852 году под управлением и наблюдением городского конструктора Никиты Ефимова. Но при окончании возведения кладки строения в 1856 году в столбах пошли трещинкы, а в июне будущего года здание обвалилось. Новый проект был составлен и принят в январе 1860 года. И в сентябре 1870 года обитель обрела давно ожидаемый пятиглавый тёплый каменный храм Тихвинской иконы Божией Мамы. В эти же годы в монастыре были построены и освящены: в 1871 году — церковь во имя святителя Тихона Задонского, в 1874 году — храм святого Пантелеймона при трапезной, и в том же 1874 году — храм-усыпальница во имя святых Косьмы и Дамиана.
Сначала XX столетия Елецкий Троицкий монастырь представлял собой большой строительный комплекс и один из важных духовных центров городка, в том числе как резиденция елецких епископов. Также в эти годы не считая 5 церквей, монастырь обладал: братским каменным двуэтажным корпусом, древесным домом настоятеля, двуэтажной кирпичной сторожкой, каменной трёхъярусной колокольней, кирпичной хлебопекарней, древесным домом отца Иоанна Жданова (перенесён в монастырь из городка), кирпичной баней, просфорней, ледником, хлебным амбаром, канюшней, дворницкой, сараем, церковно-приходской школой, домом псаломников, монастырским кладбищем, фруктовым садом (за стенкой с западной стороны), несколькими лавками в центре городка, монастырской гостиницей, хутором с более чем 150 гектарами земли.
Революция и Русская Наша родинаВ 1919 году монастырь был закрыт, часть его помещений передали пролетарской коммуне. Коммунары, поселившиеся в монастырь, начали выживать монашествующих, и издевается над эмоциями верующих — на монастырских кладбищах поломали монументы, в колокольне устроили отхожее место.
Троицкий монастырь «помимо собственной воли» стал участником военных действии в конца августа 1919 года, связанных с захватом Ельца войсками генерала Мамонтова. С монастырской колокольни коммунары обстреляли белоказаков, при всем этом уничтожили двоих. Потом захватившие город мамонтовцы расстреляли у стенок монастыря нескольких коммунаров, в честь которых была названа улица, проходящая мимо монастыря.
В 1920 году всех монахов «разогнали», Тихвинский храм передали коммуне для организации в нем школы. Часть монастырской утвари передали Вознесенскому собору, а некие иконы поступили в елецкий музей. В следующие годы шло разрушение монастырских храмов, для кирпича, использованного под строительство молочной фермы и скотного двора. После войны сохранившиеся строения бывшего монастыря принадлежали коммуне отделения Родина совхоза «Елецкий». В октябре 1963 года все монастырские постройки были переданы тресту «Елецстрой». Скоро после чего были совсем уничтожены два основных храма Троицкой обители — в 1965 году взорван Троицкий собор, а в 1969 году — Тихвинская церковь. В следующие годы территория монастыря занята автобазой № 4. В сохранившихся до настоящего времени братском корпусе и пристроенной к нему церкви святого Пантелеймона устроены квартиры.
Наши денькиС 2006 года на местности бывшего монастыря повсевременно проживает маленькая община монахов во главе с иеромонахом Феоктистом (Лущенко). Для совершения богослужений, общине была передана, находящаяся поблизости монастыря Церковь во имя Иоанна Златоуста. В 2008 году часть квартир в бывшем братском корпусе с церковью святого Пантелеймона и колокольней монастыря переданы монашествующим. На окончании колокольни установлен шпиль с крестом. В текущее время Липецкая и Елецкая епархия ведёт переговоры по передаче всей местности монастыря верующим и переводу автобазы на другую местность.