Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь — мужской монастырь, находящийся в Курской области.
Содержание
1 История 2 Монастырь в современном виде 3 Настоятели и наместники 4 Достойные внимания факты 5 См. также 6 Галерея 7 Ссылки 8 ПримечанияИстория
Посреди старых российских обителей одной из самых узнаваемых издавна была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае. Коренная пустынь размещена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В черной синеве широкого коренского леса светились золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры либо прибрежные афонские монастыри. Базирована в 1597 году, на месте явления Курской Коренной иконы Божией Мамы «Знамение».
В 1295 году на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали на охоту. Приехали туда охотники из Рыльска. Какой-то из них, идя по лесу, увидел доску, которую поднял. Это оказалась икона, а на месте её нахождения забил источник. Благочестивый охотник расположил икону в дупло и пошёл за своим товарищем… Через пару лет на этом месте выстроили древесную часовню.
Строительство пустыни более 4 веков вспять в самом начале шло тяжело. Первым настоятелем тут был игумен Ефимий, стриженный в монашество из священников городка Рыльска. Время было беспокойное, крымские татары повсевременно нападали на Московскую Русь и держали в напряжении все южнорусские городка и села. В Смутное время, в 1604 году, многие российские городка были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя отпрыском Иоанна Сурового. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, основался в Путивле. Чтоб привлечь на свою сторону люд, затребовал к для себя чудотворную икону Божией Мамы «Знамение» Курскую Коренную. Со слезами на очах проводили святыню курские обитатели, многие из их дошли с нею до Путивля. Самозванец повстречал святыню с подобающей честью. При взятии Москвы он установил ее в королевских чертогах. А только-только построенную Коренную пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары. После разора Коренная пустынь в 1611 году тяжело отстраивалась. В 1617 году в ней была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году. Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона. Сюда же святыня возвратилась из Москвы, где пробыла все «смутное» время, а после изгнания из столицы Лжедмитрия некое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского.
Коренная пустынь упоминается в «Книжке Большенному Чертежу», 1627 год:
А ниже Сновы верст с 5 на Тускори пустыня монастырь пречистые Богородицы курские, от Курска 20 верст. А ниже монастыря пречистые Богородицы курские пала в Тускор, от Курска верст з 10, речка Обмет, течет от Теплого колодезя
В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, а через 9 лет город пострадал от крымских татар. Но Коренная пустынь в те годы осталась невредимой. В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году заместо бывшей древесной построена двуэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1708 году в пустыни построены Святые врата с церковью над ними и 2-мя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Миши, в 1729 году — престол Преображения Господня.
Удачным в строительстве монастыря стал период начала XVIII века. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь «Живоносный Источник» — память усердия к ней первого российского фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. В 1764 году монастырь стал независящим от Знаменского монастыря. К концу XVIII века пустынь имела полностью завершенный вид. По обе стороны Святых ворот расположились настоятельские и братские кельи в два этажа. В левой стороне монастыря заложена в 1797 году Всехсвятская церковь. За монастырем в 1793 году построены два гостиничных двора. Имелся большой монастырский сад. Правитель Павел I пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом. Сначала XIX века в монастыре духовно трудилось 30 монашествующих. В 1806 году Указом Святейшего Синода было допустимо оставлять в пустыни чудотворную икону до 12 сентября. 1816 год памятен тем, что в монастыре была учреждена архимандрия. Строительство Всехсвятской церкви закончилось при иеромонахе Палладии, освящена она в 1819 году. Палладий стал первым архимандритом Коренной пустыни. С 1832 по 1835 годы в обители построены крутые каменные сходы, идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник». Они умопомрачительно стройно вписывались в ансамбль церкви, создавая наибольшие удобства для богомольцев. Со всех ступенек и площадок видна была середина церкви и отлично слышалось совершаемое в ней богослужение (сходы в текущее время восстановлены в прежнем виде).
1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного конструктора К. А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви. В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. История монастыря связана с жизнью в нем 1-го из выдающихся просветителей прошедшего — Сильвестра Медведева. Он монашествовал в Коренной с 1675 по 1678 годы, много сделал для развития книгопечатания, стал одним из выдающихся русских библиографов. Установленный в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни иконостас — одна из самых важных работ мастеров Свято-Троицкого братства из городка Щигры Курской области.
Во время штатской войны, в 1919 году, икона (огромную часть года хранившаяся в курском Знаменский монастырь (Курск)) была вывезена из Курска: в Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбывает в Константинополь, откуда в Грецию, Сербию. Быстро, по требованию генерала Петра Врангеля, для ободрения его войска, икона пребывала в Крыму. В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен, а потом в США в 1951 году, где пребывала в специально устроенной для неё Ново-Коренной пустыни. С 1957 года икона пребывает в Синодальном Знаменском Соборе Российской Православной Церкви заграницей в Нью-Йорке.
Монастырь в современном виде
В монастыре на данный момент 4 действующих храма, но практически службы ведутся исключительно в одном из их — Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.
Братия монастыря наместник — иеромонах Серафим (Котельников) Благочинный — иеромонах Григорий (Гуров). Эконом — иеродиакон Антоний (Вододохов). Казначей — иеромонах Алексий (Кравцов). Ризничный (благочинный по храму) — иеромонах Серафим (Котельников). Регент — монах Руфин (Антипов).Настоятели и наместники
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Ювеналий (Половцев) (8 мая 1862 — 21 декабря 1867) Григорий (Кренцив) (1994) Иоанн (Рудаков) (1994—2004) Вениамин (Королёв) (24 декабря 2004 — 29 августа 2012) Серафим (Котельников) (с 29 августа 2012) до 16 июля 2013 года — и. о. наместникаДостойные внимания факты
Крестный ход, собиравший тыщи паломников, когда из Курска в Коренную пустынь переносили икону Знамения Пресвятой Богородицы, отразил в собственной картине «Крестный ход в Курской губернии» Илья Репин. В храме иконы Божией Мамы «Живоносной Источник» установлен уникальный фаянсовый иконостасСм. также
Ново-Коренная пустыньГалерея
Монумент преподобному Серафиму Саровскому
Коренная пустынь. Зима 2011
Ссылки
Коренная пустынь на Викискладе? Викиновости по теме: Курская Коренная икона ворачивается на родину из США Официальный веб-сайт Коренной пустыни (Всё об иконе «Знамение», монастыре и округах Коренной. История. Анонсы. Фото) 1-ый веб-сайт о Коренной пустыни Коренная Рождество-Богородицкая мужская пустынь на веб-сайте «Храмы России» Епископ Серафим «Повествование о курской чудотворной иконе Знамения Божией Мамы и о чудных чудесах ее» Книжка Большенному ЧертежуПамятник преподобному Серафиму Саровскому
Коренная пустынь. Зима 2011