Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Казанский Богородицкий монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Казанский БоВ каком городе:ицкий монастырь

Вид с ул. Миславского
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Казань
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Казанская
Тип монастыря: первоначально — женский,
ныне — мужской
Когда основан (Дата основания): 1579 год
Какие имеет святыни и реликвии: Казанская икона Божьей Матери
Кто настоятель монастыря: Наместник -
игумен Питирим Рыбанин
Статус: Объект культурного наследия РФ № 1610018000№ 1610018000
В каком состоянии: действующий

Описание монатяря "Казанский Богородицкий монастырь"

монумент архитектуры (федеральный)

У этого термина есть и другие значения, см. Богородицкий монастырь. Монастырь Казанский Богородицкий монастырь Вид с ул. Миславского Страна Наша родина Город Казань Конфессия православие Епархия Казанская Тип сначало — дамский, сейчас — мужской Дата основания 1579 год Реликвии и святыни Казанская икона Божьей Мамы Настоятель Наместник - игумен Питирим (Рыбанин) Статус Объект культурного наследства РФ № 1610018000№ 1610018000 Состояние действующий Казанский Богородицкий монастырь на Викискладе

Координаты монастыря: 55°47′55″ с. ш. 49°06′49″ в. д. / 55.7988056° с. ш. 49.1137306° в. д. / 55.7988056; 49.1137306 (G) (O) (Я)

Каза́нский Богоро́дицкий монасты́рь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Мамы. Находится в нескольких минутках ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красноватая.

Содержание

1 История 2 Строительный ансамбль 3 Монастырь после 1917 года 4 Восстановление. Современная жизнь 5 Литература 6 См. также 7 Ссылки

История

8 июля 1579 года 10-летняя девченка Матрона обрела икону на месте, обозначенном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы в первый раз составил свидетель событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие большущего значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Сурового, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девченка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (предстоящая судьба её неведома).

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после страдальческой погибели Гермогена) казанского митрополита Ефрема.

Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на Красноватой площади, был установлен только почитаемый перечень, хотя некие москвичи потом были склонны принимать за подлинник конкретно его).

Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья.

По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители Рф на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а в 1809 году — к первому, самому высокому. Число монахинь и послушниц равномерно подросло от 100 с излишним сначала XIX века до 500 к моменту революции.

Строительный ансамбль

Территория монастыря занимала несколько гектаров. Его строительный ансамбль по размерам и роскоши не имел для себя равных в Поволжье.

Монастырь на гравюре Э. Турнерелли (нач. XIX века.) Вид на храм Николы Тульского (слева) и главный монастырский собор с Казанки Вид на монастырь и колокольню XVII в. от кремля

Главный собор, где и пребывала икона, был построен в стиле классицизма в 1798—1808 гг. (по проекту известного российского конструктора И. Старова) на месте обветшавшего каменного собора 1590-х гг.

Его площадь составила 49 на 43 м, а высота — 44 м. Вид собора определяли 5 полусферических куполов и 3 больших фронтона с колоннами — со всех боков, не считая алтаря.

Никольский храм к северу от него (1810—1816 гг.) и Крестовоздвиженский к югу (1882—1884 гг.) также были построены в стиле классицизма, но имели по одному большенному полусферическому куполу. 2 главных корпуса — Настоятельский и Никольский (1820-е — 1840-е гг.), составили собой огромный полукруг, замкнувший традиционный ансамбль в единое целое.

В этот ансамбль XIX века вошли 2 более старых сооружения — 55-метровая колокольня, одна из самых больших в Казани, и малая Софийская надвратная церковь (обе — середина XVII в.).

Монастырь после 1917 года

После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная правоверная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после этого большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 году на местности бывшей обители располагалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позднее была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института (сейчас — института).

Восстановление. Современная жизнь

В 1994 была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004—2005 гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 г. патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый Отцом Римским так именуемый Ватиканский перечень Казанской иконы Божьей Мамы. Этот перечень был помещён конкретно в Крестовоздвиженском храме. По определению профессионалов, он был написан в Рф в конце XVII либо 1-й половине XVIII века (непонятно точно, в каком монастыре он находился, за предел попал после революции). И по стилю, и по размерам он никак не может являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретён в 1579 году. Подлинник безо всяких следов пропал в 1904 году — он был похищен из собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злодей был пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжёг икону в печи, потому что ему была нужна только драгоценная риза.

Все же, Ватиканский перечень почитается братией и прихожанами, раз в день к нему приходит огромное количество паломников со всей Рф и из-за рубежа.

Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до революции был дамским. Братия его пока насчитывает всего несколько человек. За последние годы с местности монастыря была стопроцентно выведена находившаяся тут в русское время табачная фабрика.

Литература

Казанские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии. Часть 2. Монастыри Казани. Айнутдинов Р., Чудинова Т. Ансамбль Богородицкого монастыря // Дизайн и Новенькая Архитектура : журнальчик. — Казань: Фонд развития архитектуры, 2004. — № 15—16. — С. 100—103.

Прочитано 1305 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...