Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Тихвинский монастырь (Цивильск)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Тихвинский БоВ каком городе:ицкий монастырь
Тихвинский Бо<b style=В каком городе:ский женский монастырь в В каком городе:е Цивильск.jpg" src="/images/monastyr/Tihvinskij-monastir-Civilsk.jpg" width="300" height="200" />
Вид на собор Тихвинской иконы Божией Матери монастыря со стороны моста через Большой Цивиль, 2011 год
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Цивильск
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Чебоксарская и Чувашская
Тип монастыря: женский
Первое упоминание о монастыре: 1675 год
Когда основан (Дата основания): 1675 год
Какие имеет святыни и реликвии: Тихвинская икона Божией Матери
Кто настоятель монастыря: игумения Нина Волкова
Статус: действующий
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Тихвинский монастырь (Цивильск)"

Координаты монастыря: 55°52′38″ с. ш. 47°28′23″ в. д. / 55.8773472° с. ш. 47.4731722° в. д. / 55.8773472; 47.4731722 (G) (O) (Я)

Культурное наследство Русской Федерации, объект № 2110030000 объект № 2110030000

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — православный дамский монастырь, размещен в городке Цивильске, на берегу старенького русла реки Большой Цивиль.

Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Мамы.

Содержание

1 История 1.1 Строительство Вознесенской церкви и создание монастыря 1.2 Вознесенский Тихвинский мужской монастырь 1.3 Тихвинский Богородицкий дамский монастырь 2 Сооружения монастыря 2.1 Собор Тихвинской иконы Божией Мамы 2.2 Церковь священномученика Харалампия 2.3 Часовня 2.4 Настоятельский корпус 2.5 Святые врата 3 Настоятели 4 Богослужения 5 Монастырские празднички 6 Достойные внимания факты 7 Литература 8 Ссылки

История

Строительство Вознесенской церкви и создание монастыря

Сначало не позже 1675 года (примерно в 1671-75 гг.) за городом, меж реками Большой и Малый Цивиль была построена древесная Тихвинская церковь (по другим данным, Вознесенская, с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Мамы) и кельи. Связано её возникновение с «чудесным спасением» Цивильска от войск Степана Разина и примкнувших к ним чувашских фермеров. Известна такая легенда:

В октябре 1671 года казаки Степана Разина вместе с возмущенными ими чувашами подступили к стенкам Цивильска.

Попытка взять город-крепость штурмом не удалась, и «разбойники» решили захватить его измором. Меж тем, когда актуальные запасы и порох в городке истощились, а силы защитников крепости были на финале, немощные обитатели желали бросить город и бежать за 40 верст в примыкающие Чебоксары.

Но их колебание было успокоено тем, что благочестивая жительница городка Иулиания Васильева сподобилась видения от Вида Божией Мамы Тихвинской. Услышала раба Божия слова Королевы Небесной: «Дабы люди, сидящие во граде, посиживали прочно: казаки город не возьмут, а когда город получит спасение, то обитатели выстроили бы монастырь за городом близ Стрелецкого луга, меж реками Большой и Малый Цивиль…».

На месте, обозначенном Богородицей, стрелец Стефан Рязанов по личному обету выстроил древесную церковь во имя Вознесения Господня и поставил кельи для монахов. Один из приделов Вознесенской церкви, был посвящен иконе Пресвятой Богородицы Тихвинской, покровительнице городка.

— История монастыря

Историк В. Д. Димитриев в книжке «Чувашские исторические предания» отмечает:

Накал классовых противоречий вылился в Крестьянскую войну 1670—1671 годов. Весной 1670 года Разин со своим повстанческим войском завладел Царицыном (сейчас город Волгоград), Астраханью. В конце июля он выступил ввысь по Волге. В конце августа различия подошли к Симбирску (сейчас город Ульяновск), заняли острог, где располагался посад, но не смогли завладеть очень укрепленной крепостью. Еще сначала сентября чувашские и российские повстанцы осадили Цивильск и предприняли несколько приступов, чтоб занять его. Для угнетения разинцев, осадивших Цивильск, из Казани выступило царское войско под командованием Д. Барятинского. По пути ему пришлось выдержать три схватки с отрядами чувашских повстанцев. 23 октября Барятинскому удалось высвободить Цивильск от осады. Но после ухода войска Барятинского город вновь был осажден разинцами. Только в конце 1670 года войска Д. Барятинского и М. Кравкова отогнали разинцев от Цивильска.

В 1675 году для древесной Вознесенской церкви была написана копия с известной как чудотворной Тихвинской иконы Богоматери, хранившейся в Троицком соборе Цивильска. Она также числилась чудотворной и по просьбам верующих её носили по городкам и селениям Казанской губернии (в том числе в Чебоксары, Ядрин).

Вознесенский Тихвинский мужской монастырь

Позже по наименованию иконы Вознесенский монастырь стал Тихвинским (в первой половине 18 — начале 19 вв. использовалось двойное заглавие: Вознесенский Тихвинский монастырь). В 1723-24 гг., при объединении маловотчинных монастырей, его монахи переведены в Геронтиеву пустынь, на этом месте существовал куцее время дамский монастырь, с 1737 вновь упоминается Тихвинский (Вознесенский) мужской монастырь.

В первой половине 18 в. в монастыре имелись каменная Вознесенская церковь, 5 древесных келий, 3 амбара, 2 погреба, хлебопекарня, за древесной оградой — скотный двор с хозяйственными постройками. Штат состоял из игумена, 2 иеромонахов, схимонаха; причт — из диакона, дьячка и пономаря. Монастырь обладал 9 десятинами пашни и 150 десятинами сенокосов, получал доходы от постоялого двора и реализации свеч.

В 1764 году переведён на собственное содержание со штатом из 7 монахов (игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, 2 монаха).

В 1766 году получил разрешение обладать прежними угодьями. При мо­настыре имелось кладбище, где с начала 19 в. погребали авторитетных и богатых людей. В конце 18-1-й половине 19 вв. из новейшей недвижимости упоминались: двуэтажный каменный дом настоятеля, двуэтажный полукаменный келейный корпус, 3 часовни, дом для причта в Цивильске и т. д. Монастырю принадлежало 40 десятин пашни и 58 десятин сенокосов в Цивильском уезде, пустошь Оползино в Чебоксарском уезде с кустарником и рыбными ловлями (71 десятина), рыбные ловли в Чекурском затоне на Волге и др. Эти угодья, также постоялый двор, перевоз через Волгу и во­дяная мельница в Свияжском уезде сдавались в аренду; от казны монастырь получал «милостинное подаяние» в 300 руб.

К концу 1860-х гг. обитель пришла в упадок: строения постарели, из братии остались игумен, 2 иеромонаха, иеродиакон, 8 послушников. Для поддержания хозяйства последний игумен был обязан в нарушение закона вести торговлю чаем и махоркой, чтоб привлечь богомольцев-чувашей. В 1868 году ар­хиепископ Казанский Антоний после посещения монастыря предложил кон­систории закрыть его, а монахов и имущество перевести в Козьмодемьянский Михаило-Архангельский мужской монастырь. Но в защиту монастыря выступили горо­жане, в 1870 году указом Синода от 30 декабря он преобразован в Тихвинский Богородицкий дамский монастырь.

Тихвинский Богородицкий дамский монастырь

Тихвинский Богородицкий дамский монастырь строился на собственные средства и пожертвования негоциантов Василия Никитича Никитина (Казань), Василия Михайловича Мальцева (Москва), Прокопия Ефремовича Ефремова (Чебоксары) и др.

В 1-ые годы отремонтированы Вознесенская церковь, дом для проживания игуменьи и монахинь, построены древесные строения для женской школы с приютом, поликлиники, трапезной с кухней и прачечной, за монастырём — дом для причта и скотный двор.

В 1880 году из села Абашево перевезена древесная церковь Св. Харалампия, в 1880-86 на месте разобранного Вознесенского храма построена каменная трёхпрестольная Тихвинская церковь. При монастыре действовали младшая школа (в 1872-97 и 1915-18 Братства св. Гурия; в 1897—1911 церковноприходская), предназначенная в большей степени для чувашских девченок, богадельня, с 1916 — приют для девочек-сирот с мастерской (в 1918 году приют насчитывал — 23 чел.).

Сначала 20 в. монастырь имел 74 десятины пашни, 61 десятину сенокосов, 149 десятины леса в Цивильском уезде, рыбные угодья в пустоши Оползино Чебоксарского уезда (71 десятина), где был устроен скит, мельницу в Свияжском уезде, 2 древесных дома с надворными постройками для причта в Цивильске, 2 доходных каменных дома в Казани, завещанные женами Василием Никитичем и Марий Ивановной Никитиными (Никитинское подворье).

Большой доход приносили иконописная и златошвейная мастерские, сдача в аренду перевоза через Волгу и др.

После Февральской революции 1917 года его угодья подверглись захвату и разорению со стороны фермеров, в 1918 отчасти национализированы.

В 1919 монастырю принадлежало 38 десятин пашни и 56 десятин сенокосов в Цивильском уезде, древесный дом в городке; штат его состоял из игуменьи, 25 монахинь, 214 послушниц, причт — из 2 священников и 2 псаломщиков.

Сначала 1920-х гг. в обители располагались квартиры для русских служащих, детский дом, дома малыша и старости. Тогда же на базе угодий монастыря было сотворено хозяйство по разведению племенного большого рогатого скота.

В декабре 1923 года зарегистрирована монастырская религиозная группа.

В июле 1925 года монастырь был закрыт.

В русское время пятиярусная колокольня была разобрана на кирпич; в Тихвинском соборе, перестроенном в трёхэтажное здание, размещались детский дом, лазарет, педагогическое и швейное училища.

В 1997 году строения возвращены верующим, монастырь вновь открыт указом Синода от 26 февраля 1998 года.

Сооружения монастыря

Собор Тихвинской иконы Божией Мамы

Объект культурного наследства (№ 2110030004) Построен в 1886 в традициях русско-византийского направления по проекту конструктора П. Е. Аникина.

Церковь священномученика Харалампия Часовня Настоятельский корпус Келейные корпуса Гостиница Монастырские постройки Трапезная Хозяйственный корпус Святые врата Башни и стенки ограды Монастырский пруд

Настоятели

Настоятели монастыря Даты Настоятель Комменты 14 мая 1998 — 20 мая 2004 игуменья Агния (Яковлева) (1956—2004) До мая 1998 — настоятельница Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря;

похоронена на местности монастыря, перед алтарем Тихвинского Собора

июль 2004 — по истинное время Нина (Волкова)

Богослужения

Вечернее Богослужение — 16:00; Водосвятный молебен перед иконой Божией Мамы «Неупиваемая Чаша» — по четвергам, по окончании Литургии; Молебен с акафистом священномученику Харалампию — по пятницам, по окончании Литургии; Параклисис Божией Мамы — по пятницам, на вечернем Богослужении Молебен об умножении любви и искоренении ненависти и злости — 1-ое воскресение месяца, по окончании Литургии; Молебен Святым — по воскресениям; Акафист Иисусу Сладчайшему — по воскресениям на вечернем Богослужении; Панихида — по субботам по окончании Литургии; Крестный ход вокруг стенок монастыря с молитвой «Богородице Дево, радуйся…» — раз в день, 12:00.

Монастырские празднички

9 июля совершается празднование Тихвинской иконе Божией Мамы; 30 октября совершается крестный ход по улицам Цивильска, посвященный расчудесному избавлению городка от разбойничьих отрядов казака Степана Разина. Крестный ход совершается с чудотворной святыней, покровительницей городка — Тихвинской иконой Божией Мамы.

Достойные внимания факты

Монастырь отдал заглавие проводящейся неподалеку каждогодней сельскохозяйственной ярмарке. Сначало ярмарка проводилась на землях монастыря и была приурочена к праздничку его святыни — Тихвинской иконы Божией Мамы, отмечаемому 26 июня (9 июля). Сроки проведения ярмарки изменялись: 26 июня (до начала 19 в.), 24-27 июня (до конца 1860-х гг.), 24 июня — 1 июля (с 1870), 23-28 июня (с 1885), 23-29 июня (с 1890-х гг.). С 1990-х гг. проводится в первой декаде июля.

Литература

Цивильский Тихвинский Богородицкий дамский монастырь / . — . — 47 с. : цв. ил. — Посвящ. 10-летию со денька восстановления Цивильского Тихвинского Богородицкого дамского монастыря, 1998—2008. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91499-003-6. — Смирнов А. П. Духовный подвиг игуменьи Агнии. Цивильск, 2006

Прочитано 2324 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...