Содержание
1 История 2 Хозяйственная деятельность монастыря 3 Примечания 4 СсылкиИстория
В 1820 году в этих местах выстроил для себя келью отшельник Василий Надежин. В 1824 году на пустынника натолкнулись охотники и скоро молва о благочестивом старце распространилась посреди местного населения. Пустынь стали посещать как живущие неподалёку староверы, так и именитые граждане из Кяхты. Молитвами Василия, трудами и средствами первых паломников в 1826 году была сооружена часовня, куплены колокола, приобретены богослужебные книжки.
5 октября 1828 года по предписанию епископа Иркутского Миши (Бурдукова), настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг Василия Надежина в монахи с наречением имени Варлаам.
Епископ Миша, видя духовную силу монаха Варлаама, благословил «устроение Чикойского скита на твёрдом основании»: сконструировать в скиту храм, управлять собранной братией, проводить миссионерскую работу посреди татарского, бурятского и старообрядческого населения.
В 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь Рождества Иоанна Предтечи. Об учреждении Чикойского скита сказали «Московские ведомости», и потекли пожертвования на строительство храма.
На местности монастыря находилось три храма: Иоанно-Предтеческий (соборный храм, построенный в 1837—1841 годы), в честь иконы Божией Мамы «Споручницы порочных» и во имя преподобного Варлаама Печерского (небесный покровитель основоположника монастыря). К монастырю относилась также церковь во имя Великомученика Пантелеимона (построена в 1890 году) в скиту при Ямаровских минеральных водах.
С самого собственного основания монастырь вёл миссионерскую деятельность посреди бурят, при нём размещалась школа.
В 1915 году, из-за исчезновения в колодцах воды, монастырь был закрыт и перенесён к Староселенгинскому Спасскому собору, а в тайге осталась только заштатная пустынь. В 1927 году погиб последний монах пустыни, а в 1930-е годы монастырь был уничтожен.
В 2002 году посреди руин Чикойского монастыря было определено место захоронения преподобного Варлаама Чикойского и по благословению патриарха Алексия II 21 августа состоялось обретение его мощей, которые расположили в приделе Александра Невского Казанского кафедрального собора Читы.
На месте обретения мощей преподобного Варлаама был поставлен крест и ограда, над алтарной частью разрушенного храма в честь иконы Божией Мамы «Споручница грешных» построена часовня во имя преподобного Варлаама Чикойского, прикрыты каменными плитами останки неведомого монаха, отреставрирована могильная плита иеромонаха Феофана.
Хозяйственная деятельность монастыря
1-ые земляные владения Чикойский монастырь получил сначала 1840-х годов. Главные участки, площадью выше 735 десятин 602 сажени, были размещены в лесном массиве вокруг обители, из их 715 десятин 277 саженей — конкретно под лесом, другие составляли покосы, огороды и выгоны для скота. Принадлежали обители и существенно наименьшие участки: один пахотный — 65 десятин у селения Малая Кудара, 2-ой — сенокосный, в 5 десятин, и Джиндинский № 3 у деревни Галдановка. В Чикойской обители занимались огородничеством, держали скот. Овощи хранили в специально устроенном для этого тёплом подвале..
К 1909 году земляные владения обители уменьшились до 817,5 гектаров (750 десятин). Основной части собственной земли Чикойский монастырь лишился в 1915 году во время переноса в Староселенгинск. Тогда у него забрали 500 десятин, взамен нарезав столько же у реки Селенги. Размещен этот участок был в Сарамской казённой даче Верхнеудинского лесничества на правом берегу Селенги.
У Чикойской пустыни остались: лесной участок в 195,1 гектаров (179 десятин), сенокосы и пахотные земли — 76,3 гектаров (70 десятин).