Буддизм в Рф
Калмыкия • Тыва • Бурятия
Персоналии Заяев • Бадмаев • Ульянов Доржиев • Тёпкин • ИтигэловЦыденов • Тыниссон • Цыбенов • Дандарон • Уланов • Жалсараев
Омбадыков • Нидал • Аюшеев Джампа Тинлей • Еше Лодой Самаев • Поздняков
Организации ЦДУБР • БТСР • ОБК • Майдар • УКЛРТ • РАБАПТКК • Дже ЦонкапаХрамы и монастыри
Иволгинский • Тамчинский Ацагатский • Анинский Хойморский • КыренскийЭлистинский • Городовиковский • Ульдючинский • Хошеутовский • Сякюсн-Сюме • Устуу-Хурээ
Петербургский • Иркутский Читинский • Качканарский Буддавихара • Дальма-са
Титулы, определения, понятия Пандита-Хамбо-лама Камбы-лама • Шаджин-лама Хамбо • Ринпоче • Тулку • ЛамаДацан • Хурул • Субурган
Российская буддология
Васильев • Ольденбург Обермиллер • Позднеев Цыбиков • Владимирцов Щербатской • Барадийн Рерих • Рудой • Торчинов п·о·рАни́нский даца́н (бур. Анаагай дасан) — один из наистарейших дацанов Рф. Тибетское заглавие — Гандан Шаддублинг.
Размещен на востоке Бурятии в 30 км к северо-востоку от Хоринска, в 5 км от улуса Алан, на правобережье реки Она (Анаа). Анинский дацан был центром религии, образования, книгопечатания, иконописи, графики, театрального искусства (мистерия Цам) к востоку от реки Селенги прямо до собственного разрушения в 1930-х годах.
История
Анинский дацан был основан в 1795 году хоринским тайшой Дамба-Дугаром Иринцеевым в конце царствования императрицы Екатерины II, бюст которой находился на алтаре Цогчен-дугана — почиталась как воплощение Белоснежной Тары (Цаган Дара Эхэ). В дацане хранились 11 родовых знамён хоринских бурят, врученных Петром I в 1703 году делегации хоринцев.
После того, как в 1811 году в дацане сгорело древесное здание дугана, заместо него было выстроено каменное при участии российских мастеров. Дуган представлял собой двухэтажное строение с балюстрадой, балконами, гротами и нишами. Нижний этаж начинался с высоты людского роста. Заместо крыши была построена каменная пирамида. Высота пирамиды, не считая двуэтажного строения, составляла по различным источникам от 10 до 15 метров. Пирамиду подпирало 30 колонн.
В 1825 году от Анинского отделился Эгитуйский дацан.
В конце XIX века вокруг Анинского дацана проживало несколько 10-ов тыщ человек. Дацан представлял собой большой посёлок, центральную часть которого занимал храмово-монастырский комплекс. В нём находилось колоссальное количество субурганов (по сопоставлению с другими бурятскими дацанами) — более 26. Неподалеку проходил читинский тракт, велась оживленная торговля, вся равнина была застроена домами и лавками бухарских евреев (буржахэ), китайских торговцев, российских, татарских бизнесменов, тибетских паломников.
В число получивших образование в Анинском дацане заходит XII Хамбо-лама Итигэлов, постигавший тут в течение 23 лет учение Будды. С 1904 по 1908 год настоятелем дацана (ширээтэ) был Намжил Лайдапов, потом в 1917—1919 годах XIII Пандито Хамбо-лама.
После революции 1917 года дацан был закрыт. Значительную часть монахов расстреляли. В русские времена строения подвергались разрушению, использовались в качестве конюшен, гаражей и т.п.
С 1990-х годов ведётся восстановление Анинского дацана. Цогчен-дугану монастыря присвоен статус объекта культурного наследства регионального значения. Сейчас дацан является первым в истории русского буддизма семейно-родовым монастырским комплексом — вокруг дацана воздвигнуты 108 субурганов — хранилищ родословных 108 семей хоринских бурят. Освящение субурганов состоялось в 2011 году и было приурочено к 350-летию добровольческого вхождения Бурятии в состав Рф. Территория возрождаемого Анинского дацана занимает 9 гектаров и будет разбита на 9 частей, символизирующих 9 драгоценностей, где будет построено 17 дуганов.