Анто́ниево-Ды́мский Свя́то-Тро́ицкий монасты́рь — мужской православный монастырь в деревне Дымская Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска. Административно принадлежит к Санкт-Петербургской митрополии Российской православной церкви. Адресок обители: Ленинградская область, Бокситогорский район, деревня Дымская, п/о Галично.
Содержание
1 История 1.1 Предания об основании и первых веках существования монастыря 1.2 XVI—XVII века 1.2.1 Источники, представления по ранешней истории монастыря 1.3 1700—1919 годы 1.4 Период закрытия 1.5 Возобновление монастыря 2 Храмы 3 Подворье в Санкт-Петербурге 4 Примечания 5 Литература 6 СсылкиИстория
Никаких достоверных свидетельств о существовании монастыря ранее XV века нет.
Предания об основании и первых веках существования монастыряПо преданию, монастырь основан преподобным Антонием в землях Новгородской республики около 1200 года. Основоположника монастыря предание именует учеником преподобного Варлаама Хутынского. Официальное учреждение вышло позже, с пожалованием грамоты величавым князем Александром Невским.
Преподобный скончался 24 июня 1224 года, его тело было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Величавого у клироса. В 1370 году мощи святого были обретены вечными и положены открыто в раке в том же Антониевском храме.
В 1409 году обитель типо была стопроцентно разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли (в реальности Едигей до Новгородской земли не дошёл). Насельники монастыря, видя приближение неприятеля, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и металлическую шапку святого опустили на дно Дымского озера.
XVI—XVII векаС 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Величавого на Дымех». Тут были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.
В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили собственный удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по близлежащим лесам. Храмы и кельи были сожжены.
В 1626 году с благословения Патриарха Филарета правитель Миша Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен 1-ый каменный храм.
В 1687 году Дымский монастырь сгорел, потом был отстроен поновой.
В грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь считался приписным к Софийскому дому.
Источники, представления по ранешней истории монастыряИсточником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского, самая ранешняя из дошедших редакций которого датируется концом XVII века. Возможно, оно составлено в Антониево-Дымском монастыре с внедрением местных преданий.
2-ая редакция, более поздняя, датируется концом XVIII—началом XIX века и, по воззрению исследователей, является переработкой ранешней редакции по эталону жития Феодосия Тотемского.
Предпосылки скудости инфы о ранешней истории монастыря именует 1-ая редакция: древнейшие сведения не сохранились «от велия забвения и нерадения… и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от собственных, во обители живущих, всякия скудости и простоты». О грамоте на создание монастыря, пожалованной Александром Невским, около 1243 года, докладывает поздняя редакция жития преподобного (может быть, составитель жития «применил» к Дымскому монастырю факт получения жалованной грамоты этого князя монастырём Антония Римлянина).
Исключительно в поздней редакции упоминается и о событиях 1409, 1611 и 1626 годов. И. П. Мордвинов считал эти известия знаменитыми, потому что указаний на действия в других источниках отсутствуют.
Есть публикация описи монастыря 1583 года, также грамоты новгородского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 года в Дымский монастырь валаамским старцам:
и вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Великого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по закону прежних собственных Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каковой закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому "благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вместе, единомышлено и меж себя в повиновение, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действовали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, всякому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны…
1700—1919 годыВо время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднён, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным своими руками митрополитом и присланым им 11 октября 1795 года.
Правитель Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.
В XIX веке обитель была обновлена. Большая часть древесных строений изменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была построена каменная ограда с 4-мя башнями по углам и Святыми воротами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен 1-этажный братский корпус; в 1846 году — 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году — 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.
При монастыре была приходская школа, в какой учились детки из близлежащих деревень.
Монастырь был 3-классным, получал каждогоднее содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей трудности его доходы не превосходили 110 рублей в год. В монастырском использовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу содействовала каждогодная 4-хдневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование денька памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).
Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, возросло к 1917 году до 55-ти. Согласно рапорту благочинного архимандрита Антония (Демянского) от 3 сентября 1913 года, «…вся братия, исключая 2-ух—трёх человек, ведёт себя худо. /…/ Практически у всех иеромонахов заведены семьи, настоятель вернул против себя окружающее население, которое угрожает поджогом». Последним настоятелем обители, которым срочно поменяли обозначенного в рапорте о. Мефодия, был игумен Феоктист (Кириллов).
Период закрытияВ 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных обитателей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населённый пункт «Красный броневик».
В 1921 году в монастырских помещениях был размещен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с заглавием «Красный броневик». На самом деле, её деятельность заключалась в разборке монастырских стенок и башен на кирпичи для реализации.
Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. В это время было уничтожено и монастырское кладбище.
После Величавой Российскей войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Потом в зданиях расположилась психиатрическая поликлиника.
В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был расположен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря употреблялся под склад. В 1956—1961 годах он был совсем разобран.
К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни, келейный двуэтажный корпус (1830-е годы), двуэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько древесных хозяйственных монастырских зданий.
Возобновление монастыряВ 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый древесный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со денька преставления преподобного Антония (1224—1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.
30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Российской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.
В 2000 году было начато восстановление головного собора монастыря, которое длится по сей день. В 2001 году, стараниями настоятеля Тихвинского монастыря игумена Евфимия (Шашорина), в Антониево-Дымском монастыре вышло третье обретение мощей преподобного Антония. В конце 90-х гг. ХХ в., на Дымском озере была построена древесная часовня преподобного Антония, которая в 2011 году заменена на каменную часовню, также был обустроен сберегал и построена купальня.
6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью, его настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин).
Храмы
Церковь преподобного Антония Величавого, древесная, с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Предположительно была построена посреди XIII века. Сгорела в 1409 году и была возобновлена, с Никольским приделом, не позже 1582 года. Последний храм был сожжён шведами в 1611 году. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, древесная с братской трапезной. Предположительно была построена посреди XIII века. Сгорела в 1409 году и была возобновлена не позже 1582 года. Сожжена шведами в 1611 году. и восстановлена к середине XVIII века (обновлена в 1783 году папой Авраамом Ксенифонтовым). В 1843 году был построен новый храм. Не сохранился. Церковь Пресвятой Троицы, каменный собор. Нижний храм — Казанской иконы Божией Мамы с приделами преподобного Антония Величавого и святителя Николая Чудотворца (к концу XVIII века переосвящён в честь Пресвятой Троицы) построен в 1655 году, перестроен в 1840 году. Верхний храм — Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония Дымского освящён в 1806 году. Церковь закрыта в конце 1930-х годов. К открытию монастыря сохранилась только колокольня и фундамент. Ведётся восстановление храма. Церковь преподобного Варлаама Хутынского (Храм Антония на водах), каменная при трапезной. Под церковь переоборудован корпус котельной (построена в 1960-е годы). Маленькое освящение вышло в 2001 году.Подворье в Санкт-Петербурге
Основная статья: Покровская церковь на Боровой улицеЦерковь Покрова Пресвятой Богородицы построена по проекту конструктора Н. Н. Никонова. Храм был выстроен в 1893 гг., для Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, и имеет два престола: святого страдальца Вонифатия понизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, вверху. В 1936 г. храм был закрыт. 19 июня 2012 г. церковь Покрова Пресвятой Богородицы получила статус подворья Антониево-Дымского монастыря. 1-ая после открытия служба в храме св. мч. Вонифатия свершилась 11 августа 2012 г.