Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Антониево-Дымский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Антониево-Дымский монастырь
Антониево-Дымский Свято-Троицкий
мужской монастырь

Вид на монастырь, 1867 год
В какой стране находится: Россия
Посёлок Ленинградская область, Дымская
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Санкт-Петербургская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Антоний Дымский
Первое упоминание о монастыре: XVI век
Когда основан (Дата основания): середина XIII века
Дата упразднения: 1764—1794 годы;
1919—1997 год
Здания:
Троицкий собор • Братский корпус
Какие имеет святыни и реликвии: мощи преподобного Антония Дымского
Кто настоятель монастыря: игумен Адриан Дементьев
Статус: Охраняется государством
В каком состоянии: восстанавливается

Описание монатяря "Антониево-Дымский монастырь"

Координаты монастыря: 59°34′24″ с. ш. 33°40′40″ в. д. / 59.5736000° с. ш. 33.6778889° в. д. / 59.5736000; 33.6778889 (G) (O) (Я)

Анто́ниево-Ды́мский Свя́то-Тро́ицкий монасты́рь — мужской православный монастырь в деревне Дымская Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска. Административно принадлежит к Санкт-Петербургской митрополии Российской православной церкви. Адресок обители: Ленинградская область, Бокситогорский район, деревня Дымская, п/о Галично.

Содержание

1 История 1.1 Предания об основании и первых веках существования монастыря 1.2 XVI—XVII века 1.2.1 Источники, представления по ранешней истории монастыря 1.3 1700—1919 годы 1.4 Период закрытия 1.5 Возобновление монастыря 2 Храмы 3 Подворье в Санкт-Петербурге 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

История

Никаких достоверных свидетельств о существовании монастыря ранее XV века нет.

Предания об основании и первых веках существования монастыря

По преданию, монастырь основан преподобным Антонием в землях Новгородской республики около 1200 года. Основоположника монастыря предание именует учеником преподобного Варлаама Хутынского. Официальное учреждение вышло позже, с пожалованием грамоты величавым князем Александром Невским.

Преподобный скончался 24 июня 1224 года, его тело было положено в устроенной им церкви преподобного Антония Величавого у клироса. В 1370 году мощи святого были обретены вечными и положены открыто в раке в том же Антониевском храме.

В 1409 году обитель типо была стопроцентно разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли (в реальности Едигей до Новгородской земли не дошёл). Насельники монастыря, видя приближение неприятеля, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и металлическую шапку святого опустили на дно Дымского озера.

XVI—XVII века

С 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Величавого на Дымех». Тут были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.

В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили собственный удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по близлежащим лесам. Храмы и кельи были сожжены.

В 1626 году с благословения Патриарха Филарета правитель Миша Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен 1-ый каменный храм.

В 1687 году Дымский монастырь сгорел, потом был отстроен поновой.

В грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь считался приписным к Софийскому дому.

Источники, представления по ранешней истории монастыря

Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского, самая ранешняя из дошедших редакций которого датируется концом XVII века. Возможно, оно составлено в Антониево-Дымском монастыре с внедрением местных преданий.

2-ая редакция, более поздняя, датируется концом XVIII—началом XIX века и, по воззрению исследователей, является переработкой ранешней редакции по эталону жития Феодосия Тотемского.

Предпосылки скудости инфы о ранешней истории монастыря именует 1-ая редакция: древнейшие сведения не сохранились «от велия забвения и нерадения… и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от собственных, во обители живущих, всякия скудости и простоты». О грамоте на создание монастыря, пожалованной Александром Невским, около 1243 года, докладывает поздняя редакция жития преподобного (может быть, составитель жития «применил» к Дымскому монастырю факт получения жалованной грамоты этого князя монастырём Антония Римлянина).

Исключительно в поздней редакции упоминается и о событиях 1409, 1611 и 1626 годов. И. П. Мордвинов считал эти известия знаменитыми, потому что указаний на действия в других источниках отсутствуют.

Есть публикация описи монастыря 1583 года, также грамоты новгород­ского митрополита Варлаама от 23 мая 1592 года в Дымский монастырь валаамским старцам:

и вы б, и соборные старцы, и вся братья и слугы, жили в том манастыре у Онтонья Ве­ликого на Дымех, по чину манастырскому, во всем манастырском житье благочинно, смирно и безмятежно, по преданию отеческому и по за­кону прежних собственных Валамских началников Сергия и Германа, общежительством, каковой закон и начало их положено было изстари в Валамском манастыре; а нынеча по тому ж бы есте, в том манастыре на Дымех, закон не разорили, но исполнили по всякому "благочинью, и жили б есте в согласие вся братья и слуги, вместе, единомышлено и меж себя в повиновение, и манастырское содевали по совету с собору всей братьи, а без брацкого совету никоторой бы у вас старец, ни слуга, в манастыре не действо­вали, община б у вас была по прежнему, и платеную одежу и обувь братье и слугам, вся­кому человеку манастырскому, давали по старине из манастырские казны…

1700—1919 годы

Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднён, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным своими руками митрополитом и присланым им 11 октября 1795 года.

Правитель Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.

В XIX веке обитель была обновлена. Большая часть древесных строений изменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была построена каменная ограда с 4-мя башнями по углам и Святыми воротами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен 1-этажный братский корпус; в 1846 году — 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году — 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.

При монастыре была приходская школа, в какой учились детки из близлежащих деревень.

Монастырь был 3-классным, получал каждогоднее содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей трудности его доходы не превосходили 110 рублей в год. В монастырском использовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу содействовала каждогодная 4-хдневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование денька памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).

Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, возросло к 1917 году до 55-ти. Согласно рапорту благочинного архимандрита Антония (Демянского) от 3 сентября 1913 года, «…вся братия, исключая 2-ух—трёх человек, ведёт себя худо. /…/ Практически у всех иеромонахов заведены семьи, настоятель вернул против себя окружающее население, которое угрожает поджогом». Последним настоятелем обители, которым срочно поменяли обозначенного в рапорте о. Мефодия, был игумен Феоктист (Кириллов).

Период закрытия

В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных обитателей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населённый пункт «Красный броневик».

В 1921 году в монастырских помещениях был размещен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с заглавием «Красный броневик». На самом деле, её деятельность заключалась в разборке монастырских стенок и башен на кирпичи для реализации.

Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. В это время было уничтожено и монастырское кладбище.

После Величавой Российскей войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Потом в зданиях расположилась психиатрическая поликлиника.

В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был расположен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря употреблялся под склад. В 1956—1961 годах он был совсем разобран.

К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни, келейный двуэтажный корпус (1830-е годы), двуэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько древесных хозяйственных монастырских зданий.

Возобновление монастыря

В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый древесный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со денька преставления преподобного Антония (1224—1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.

30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Российской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.

В 2000 году было начато восстановление головного собора монастыря, которое длится по сей день. В 2001 году, стараниями настоятеля Тихвинского монастыря игумена Евфимия (Шашорина), в Антониево-Дымском монастыре вышло третье обретение мощей преподобного Антония. В конце 90-х гг. ХХ в., на Дымском озере была построена древесная часовня преподобного Антония, которая в 2011 году заменена на каменную часовню, также был обустроен сберегал и построена купальня.

6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью, его настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин).

Храмы

Церковь преподобного Антония Величавого, древесная, с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Предположительно была построена посреди XIII века. Сгорела в 1409 году и была возобновлена, с Никольским приделом, не позже 1582 года. Последний храм был сожжён шведами в 1611 году. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, древесная с братской трапезной. Предположительно была построена посреди XIII века. Сгорела в 1409 году и была возобновлена не позже 1582 года. Сожжена шведами в 1611 году. и восстановлена к середине XVIII века (обновлена в 1783 году папой Авраамом Ксенифонтовым). В 1843 году был построен новый храм. Не сохранился. Церковь Пресвятой Троицы, каменный собор. Нижний храм — Казанской иконы Божией Мамы с приделами преподобного Антония Величавого и святителя Николая Чудотворца (к концу XVIII века переосвящён в честь Пресвятой Троицы) построен в 1655 году, перестроен в 1840 году. Верхний храм — Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония Дымского освящён в 1806 году. Церковь закрыта в конце 1930-х годов. К открытию монастыря сохранилась только колокольня и фундамент. Ведётся восстановление храма. Церковь преподобного Варлаама Хутынского (Храм Антония на водах), каменная при трапезной. Под церковь переоборудован корпус котельной (построена в 1960-е годы). Маленькое освящение вышло в 2001 году.

Подворье в Санкт-Петербурге

Основная статья: Покровская церковь на Боровой улице

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена по проекту конструктора Н. Н. Никонова. Храм был выстроен в 1893 гг., для Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, и имеет два престола: святого страдальца Вонифатия понизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, вверху. В 1936 г. храм был закрыт. 19 июня 2012 г. церковь Покрова Пресвятой Богородицы получила статус подворья Антониево-Дымского монастыря. 1-ая после открытия служба в храме св. мч. Вонифатия свершилась 11 августа 2012 г.

Прочитано 1814 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...