Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Фонтенельское аббатство

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Фонтенельское аббатство
Аббатство Сен-Вандриль
фр. Abbaye Saint-Wandrille
В какой стране находится: Франция
Коммуна Сен-Вандриль-Рансон, Верхняя Нормандия
Какова конфессия: Католицизм
Епархия монастыря: Епархия монастыря: Эврё
Орденская принадлежность: Орден бенедиктинцев
Архитектурный стиль Романский
Готический
Когда основан (Дата основания): 649 год
Известные насельники: Аббат Пьер
Статус: Классифицирован 1862
В каком состоянии: Действующий монастырь
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Фонтенельское аббатство"

Координаты монастыря: 49°31′46″ с. ш. 0°46′00″ в. д. / 49.529562° с. ш. 0.766551° в. д. / 49.529562; 0.766551 (G) (O) (Я)

Фонтенельское аббатство либо аббатство Сен-Вандриль — аббатство монахов-бенедиктинцев солемской конгрегации, расположенное на севере Франции на местности коммуны Сен-Вандриль-Рансон в департаменте Приморская Сена региона Верхняя Нормандия. Долгая история 1-го из самых древних во Франции аббатств (основано в 649 году) отмечена 3-мя периодами больших разграблений и разрушений: в эру вторжения викингов, в период религиозных войн и, в конце концов, после французской революции. В текущее время тут находится действующий бенедиктинский монастырь.

В 1862 году аббатство классифицировано как государственный исторический монумент Франции.

Содержание

1 История аббатства 1.1 От основания до набегов викингов (649—858 годы) 1.2 От восстановления аббатства до гугенотских грабежей (858—1566) 1.3 От восстановления аббатства до Французской революции (1566—1790) 1.4 Реставрация в XIX—XXI веках 2 Постройки 2.1 Готический клуатр 2.2 Большая трапезная 2.3 Монастырская церковь Сен-Пьер 2.4 Новенькая церковь 2.5 Часовня Сен-Сатюрнен 2.6 Монастырские строения XVII—XVIII веков 2.7 Вспомогательные постройки 3 Трудовая деятельность монахов 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

История аббатства

От основания до набегов викингов (649—858 годы) Основание аббатства Флигель на месте прежнего входа в церковь Сен-Пьер

В древности тут находилось галло-римское владение, по местности которого протекал ручей Фонтенель и на нём работала мельница. 4 марта 638 года владение было передано королю франков Дагоберту I, а 1 марта 650 года повелитель Хлодвиг II передал монахам все права принадлежности на эти земли.

В 649 году святой Вандриль основал тут аббатство и отдал ему имя Фонтенель (от латинского Fontanella) по имени протекавшего по его местности ручья. С 650 по 668 годы святой Вандриль с монахами построили ряд строений и 5 церквей (Сен-Пьер, Сен-Поль, Сен-Лоран, Сен-Аманд, Сен-Сатюрнен); выстроили библиотеку, где хранили привезённые из Рима труды папы Григория I, также утомившись святого Коломбана. Последующий настоятель аббатства в период с 678 по 690 годы выстроил приют для 12-ти нищих и шестнадцати нездоровых. В 704 году повелитель франков Хильдеберт Приёмный подарил аббатству земли Опек. В 787 году, по распоряжению короля Карла Величавого, настоятель примыкающего Жюмьежского аббатства Ландри и граф Руана Ричард подарили аббатству полиптих, в наше время утраченный. С 787 года в течение 18 лет пост настоятеля аббатства занимал Гервольд, получивший от Карла Величавого новые принципиальные возможности. Он реконструировал систему отопления, монастырские кухни, госпиталь и несколько других частей монастыря. В это время Фонтенельское аббатство стало в Руанских землях третьим аббатством, после аббатства Сент-Уэна и аббатства Сент-Эвру.

Ансегиз Фонтенельский, ставший аббатом в 823 году, выполнил большие строй работы. Он выстроил «общую спальню длиной 208 шагов и шириной 27 шагов»; в центре этого дортуара имелась выступающая комната с расписным потолком, пол которой был умело вымощен камнем. Он также распорядился расписать стенки трапезной, зачем пригласил из Камбре известного художника. Окна остеклили, а все обшивки стенок выполнили из дуба. Трапезная занимала только часть вновь построенного строения; другая часть использовалась под кладовую.

Он также выстроил здание, известное как «La Grande Maison», где находилось жилое помещение с камином; его удалось вписать меж трапезной и спальней. Так как, согласно хроникам, эти две постройки примыкали к северной стороне церкви, можно просто представить план аббатства той эры. Это был квадратный двор, к которому с юга примыкала церковь, с востока — дортуар, с запада — трапезная, а с севера — большое здание неведомого предназначения.

Возможно, западнее находился ещё один двор, окружённый складами и иными вспомогательными помещениями. По инфы из «Фонтенельской хроники» повдоль строений снутри двора по распоряжению Ансегиза были устроены скрытые галереи, кровля которых опиралась на пилястры. Со стороны церкви во дворе был клуатр, при строительстве которого Ансегиз не запамятовал про библиотеку, примыкавшую к трапезной. В аббатстве около апсиды церкви находился зал совещаний, который позднее стал залом капитула.

В грамоте короля Карла II Лысого от 21 марта 854 года указывалось, что в принадлежности монахов Фонтенеля находились Ле Выпекал (Ивелин), Шосси (Валь-д’Уаз), часть современной коммуны Гранкур, также Маркусси в Эсоне.

Набеги викингов

В процессе первого набега северных грабителей в 842 году был сожжён Жюмьеж и его округи, но Фонтенельское аббатство уцелело, так как его настоятель, святой Фульк, условился с разбойниками о выплате выкупа. Один из преемников Фулька, Луи дю Мэн, выплачивал дань ещё два раза. Весной 862 года викинги пришли в четвёртый раз; сейчас монахи сбежали совместно со всеми святынями, и викинги разграбили и разрушили аббатство. В том же году монахи отыскали убежище в Булони, а потом, в 885 году, в Шартре. В предстоящем они возвратились в Булонь, а останки святого Вандриля и святого Ансберта передали в аббатство Святого Петра в Генте, где они хранились до 944 года.

От восстановления аббатства до гугенотских грабежей (858—1566)

Около 960 года барон Нормандии Ричард I поддержал возвращение монахов, во главе которых был Жерар из Брона. Барон Роберт Бес выпустил хартию, по которой оккупированнное имущество ворачивалось легитимным обладателям. Начиная с 960 года аббатством управлял Мейнард I, который в 966 году основал известное аббатство Мон-Сен-Мишель и стал его первым настоятелем. В первой половине XI века от удара молнии была разрушена часть базилики Сен-Пьер, которую потом перестроили в обновлённом стиле. Конкретно в процессе этих работ в 1027 году нашли 9 захоронений, в том числе два пустых, где до этого были погребены святой Вандриль и святой Ансберт. Около 1040 года настоятель выслал группу монахов обживать аббатство в Прео, а в 1050 году аббатство занесло собственный вклад в основание аббатства Грестен. Привилегии аббатства и его владения были доказаны в 1145 году отцом Иннокентием II, а в 1164 году отцом Евгением III. Посреди XIII века часть аббатства сгорела при пожаре. Для восстановления аббатства папа Иннокентий IV и архиепископ Руана Эд Риго прибегли к выпуску индульгенций.

Сначала перестроили готические хоры и трансепт. При последующем настоятеле построили неф и колокольню, соорудили три травеи, также клуатр. В 1342 году после погибели аббата работы по восстановлению церкви Сен-Поль значительно замедлились, и были завершены только около 1370 года. Скоро после чего папа римский Бонифаций IX пожаловал аббатству преимущество митры и понтификалии. Монахи во 2-ой раз покинули аббатство в эру Столетней войны; они отыскали приют в Руанском хостеле. В 1483 году архиепископ Лиона и Бордо Андре д’Эпине продал аббатство на открытых торгах. После чего настоятели стали избираться. В 1523 году аббатством овладел Клод де Пуатье, после этого настоятель уже не избирался, а назначался.

В период французских религиозных войн в мае 1562 года протестанты и их сторонники разграбили аббатство. В 1566 году опоганили останки святого Вандриля и святого Вульфрама, также разрушили часть аббатства.

От восстановления аббатства до Французской революции (1566—1790) Тимпан с гербом аббатства над воротами, ведущими в часть монастыря, доступную только монахам

После набегов гугенотов аббатство пришло в упадок. В то время аббатство находилось во владении рода Нёвиль. В 1631 году из-за отсутствия подабающего ухода обвалилась колокольня, построенная в 1331 году; при обрушении пострадала часть кровли аббатства. Восстановлением аббатства занялся настоятель Фердинанд де Нёвиль-Вильруа, епископ Сен-Мало. Конкретно он содействовал проведению мавринистской реформы.

В 1636 году при содействии 18 монахов из Жюмьежского аббатства в бенедиктинском Фонтенеле провели мавринистскую реформу. После 1635 года отремонтировали хоры, а в 1647 году реконструировали клуатр и его башню, также опоры и аркбутаны нефа, купол которого был призван поменять башню в средокрестии трансепта. В период меж 1678 и 1684 годами в аббатстве выстроили зал капитула и общежитие, которые сохранились в текущее время.

В 1789 году аббатство было конфисковано у Церкви на основании декрета Учредительного собрания от 2 ноября 1789 года и объявлено государственным имуществом. Декретом от 13 февраля 1790 года во Франции воспретили монашеское повиновение и устранили монашеские религиозные ордены, кроме тех, которые занимались общим образованием либо содержали дома милосердия. В конце 1790 года монахи Сен-Вандриля были обязаны покинуть аббатство. Один из монахов, Луи-Франсуа Лебрюн принял страдальческую погибель в Рошфоре за отказ принять пост в новейшей Конституциональной церкви. Папа римский Иоанн Павел II беатифицировал его 1 октября 1995 года на площади Святого Петра в Риме.

17 января 1792 года правительство продало аббатство за 100 000 франков ассигнациями гражданину Сиприену Ленуару. Церковь аббатства послужила каменоломней и её разобрали.

В 1826 году, в период Реставрации, аббатство посетил французский живописец Эсташ Гиацинт Ланглуа. Благодаря возрождению во Франции энтузиазма к готическому стилю, в том же году аббатство Сен-Вандриль посетила баронесса Беррийская, мама наследника французского престола, а потом и писатель Виктор Гюго.

В 1863 году аббатство купила семья Стекпул; они попробовали начать восстановительные работы.

Реставрация в XIX—XXI веках

В конце XIX века архиепископ Руанский кардинал Леон Тома, мечтавший о возрождении «святой Фонтенельской обители», содействовал продаже аббатства некоммерческому партнёрству и пригласил сюда монахов из аббатства Лигюже, принадлежавших солемской конгрегации. Таким макаром, 13 февраля 1894 года в Сен-Вандриль возвратились бенедиктинцы.

Но, уже в эру Третьей республики по закону 1 июля 1901 года конгрегации во Франции подверглись особенной практике правоприменения и были обязаны получать личные разрешения на продолжение деятельности. Посчитав это неосуществимым, огромное количество конгрегаций покинули Францию. Монахи Сен-Вандриля покинули аббатство 29 сентября 1901 года и перебрались в приорство около бельгийского города Эрбёмон.

В этот период собственной истории аббатство опять стало личным владением. Сейчас бельгийского писателя Мориса Метерлинка. В большой трапезной были устроены сценические подмостки, на которых игралась Жоржетта Леблан.

Монахи возвратились из ссылки 26 января 1931 года и в аббатстве возобновилась стабильная монашеская жизнь.

17 июня 1940 года монастырь разграбили войска вермахта, не тронув при всем этом молельню, ризницу и библиотеку. В ночь на 10 августа 1944 года войска союзнических сил повредили западное крыло монастыря, построенное в XVII веке; они разрушили 3-ий этаж крыла и лестницу Сен-Жак, также повредили кровлю других зданий.

В 1955 году аббатство приняло в собственных стенках 1-ый всеобщий капитул ордена рыцарей Богородицы.

В 1969 году в аббатство перевезли большой амбар сбора десятины, датированный XIII—XV веками, стоявший до этого на хуторе в коммуне Ла Невиль-дю-Боск в департаменте Эр. Его вернули по чертежам конструктора Марион Турнон-Бранли, и сделали новейшей монастырской церковью.

В конце собственной жизни, с 1983 по 1991 год в аббатстве жил аббат Пьер, который похоронен неподалёку, в деревушке Эствиль.

Постройки

Готический клуатр Клуатр аббатства Сен-Вандриль; сзади слева — большая трапезная

Этот клуатр является единственным полным клуатром готического стиля в верхней Нормандии. Его выстроили на месте 2-ух прежних клуатров, один из которых был построен святым Вандрилем, а другой — Мейнардом I. Реальный клуатр датируется самым началом XIV века, по возрасту собственной самой старенькой части, южной галереи, которая опирается на неф церкви. Насчитывается 7 пролётов с изогнутыми арками (до этого они были закрыты витражами XVII века).

Стрельчатый свод клуатра занятно декорирован. Замковые камешки украшены гербом аббатства, гербом аббата Жана де Брамто и группой из 6 персонажей. Восточная, западная и северная галереи более низкие и датируются периодом поздней готики (1410—1530). Дверь ризницы выходит в помещение галереи.

Большая трапезная

Эта более старая постройка аббатства имеет длину 33 метра и ширину 9 метров. Период её возведения всходит к 1027 году. Вот тогда была построена её стенка, примыкающая к клуатру. Восточная стенка была построена в конце XII века, а в XIV веке на её месте выстроили стенку с семью окнами. Трапезная покрыта высочайшим древесным стрельчатым сводом XVI века. В текущее время зал также служит трапезной для монахов, у каких все приёмы еды подвергнуты «традиции молчания», вобщем, как и все работы в аббатстве без исключения.

Монастырская церковь Сен-Пьер Готический проём у рукава трансепта

Готические хоры насчитывают 6 пролётов и заканчиваются апсидой. Аркада опирается на цилиндрические столбы, что припоминает устройство хоров Руанского собора. Вход в хоры прикрывала алтарная перегородка, разрушенная в 1631 году; на её месте в 1672 году построили другую перегородку, украшенную статуями. Окружавший хоры деамбулаторий был соединён с 17 часовнями, четырёхугольными и пятиугольными, подобно монастырской церкви в Фекане. В наше время от хоров осталось только несколько фрагментов стенок и следы на почве. Фонарная башня церкви, согласно нормандской традиции, подымалась на высоту 75 метров в средокрестии храма, но её обрушили в годы религиозных войн.

В наше время сохранилась часть 1-го из рукавов трансепта, где можно узреть его готическую аркатуру. Стенки нефа на стороне клуатра уцелели и на их можно узреть следы бомбёжки времён 2-ой мировой войны.

Новенькая церковь

Эта церковь сменила старенькую готическую церковь, пострадавшую так очень, что вернуть её оказалось нереально. Доступ в часть церкви открыт широкой публике.

Это здание вначале делало роль амбара для сбора подати и находилось неподалёку в Эпохе. Здание выполнено из кремнистого камня, его поддерживают контрфорсы из канского камня (белоснежный известняк), а черепичная кровля пришла на замену прежней соломенной. Около боковых ворот, сначала созданных для пешеходов и телег, монахи выстроили часовню Святого Причастия. В торце строения открыли два портика, через которые можно войти в новейшую церковь.

Естественное освещение снутри церкви очень слабо, даже невзирая на пробивку нескольких новых окон. Несущие конструкции, датированные XV веком, выполнены из дуба; на балконе слева установлен современный орган. Стенки оставлены белоснежными, отопление укрыто в полу. Особый канат делит часть строения, куда позволен доступ обыкновенной публике (неф), от той части, где могут находиться только монахи (хоры и деамбулаторий). Слева от деамбулатория к стенке прикреплён современный реликварий, в каком находится череп святого Вандриля, возвращённый из Бельгии в денек освящения этой новейшей церкви.

Часовня Сен-Сатюрнен Мужская гостиница аббатства соседствует с входом для публики

По неким воззрениям возраст часовни Сен-Сатюрнен всходит к эре святого Вандриля. Но постройка датирована концом X века либо началом XI века, так как здание в плане здание имеет три полукруглые апсиды, а остатки древних капителей позволяют представить, что строительство велось на фундаменте эры Каролингов.

Монастырские строения XVII—XVIII веков

Эти постройки есть благодаря монахам-мавристам, которые перестроили их в собственном традиционном мавристском стиле в период меж 1640 и 1685 годами, сочетая разные работы в нескольких просторных и больших зданиях, симметричных и прямолинейных. Имея огромные окна, величавые фасады, высшую кровлю с люкарнами, но напрочь лишённые лишнего декора, они сразу отражают величие эры, известной как «величавый век», и строгость монахов-мавристов. Длиннющий фасад западного строения продолжен павильоном Милости, существовавшим 80 лет. В этом здании находится библиотека монастыря.

Вспомогательные постройки Вход, доступный для монахов, и общий вход в магазин, устроенный в конюшне готического стиля

Длинноватое здание в глубине местности аббатства служило конюшней и амбаром. На данный момент в его готической части XIV века устроен книжный магазин аббатства, куда рядовая публика может попасть через специально устроенный вход. На втором этаже находятся мастерские и кабинет «Fontenelle Microcopie», где продаются бытовые средства для ухода и продукция издательства Fontenelle. Правая часть этой постройки реконструирована в 1699 году в традиционном стиле; в наше время тут размещены разные мастерские.

Трудовая деятельность монахов

В магазине аббатства монахи продают продукты собственного производства (воск для мебели, средства ухода, мёд, пищевые продукты), также остальные продукты других общин. Вот уже более 65 лет в аббатстве создают средства бытовой химии, созданные для очистки полов и кухонь, дезинфекции и стирки белья.

Открыв издательство Édition de Fontenelle, аббатство переиздаёт древние книжки и печатает новые издания маленьким тиражом. Также монахи занимаются восстановлением и консервацией картин и других художественных произведений.

Начиная с 1971 года в аббатстве открыта мастерская Fontenelle Microcopie, где монахи занимаются микрокопированием и микрофильмированием. Эта деятельность в текущее время является значимой статьёй доходов аббатства.

Прочитано 1079 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...