Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»
В какой стране находится: Россия
Местоположение монастыря: Санкт-Петербург
Какова конфессия: гелуг
Епархия монастыря: Буддийская традиционная сангха России
Кто основатель: Агван Доржиев
Когда основан (Дата основания): 1909
Основные даты:
освящение и открытие для верующих — 1915
закрытие и репрессии духовенства — 1935
вторичное открытие — 1990
Дата упразднения: 1935 — 1990
Известные насельники: Л.-Ш. Тёпкин,
Д.-Х. Самаев
Кто настоятель монастыря: Бадмаев, Буда Бальжиевич
В каком состоянии: действующий
Объект культурного наследия РФ № 7810437004№ 7810437004
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Буддийский храм в Санкт-Петербурге"

Координаты монастыря: 59°59′01″ с. ш. 30°15′21″ в. д. / 59.98361° с. ш. 30.25583° в. д. / 59.98361; 30.25583 (G) (O) (Я)

Буддийский храм в Санкт-Петербурге (официально: Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй», тиб. «Гунзэчойнэй» — «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника») — самый северный в мире буддийский храм.

Содержание

1 Предыстория 2 Строительство 3 Дацан в XX веке 4 Истинное время 5 Размещение 6 См. также 7 Примечания 8 Литература 9 Ссылки

Предыстория

По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, 1-ые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новенькая столица Рф. Это были волжские калмыки, подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав Рф в 1609 г., трудившиеся совместно с другими работными людьми над строительством каменных валов крепости (после 1706 года). Жили они неподалёку, в Монгольской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как длительно они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось. В более поздних источниках XVIII — середины XIX веков, но, нет упоминаний ни о калмыках, ни о каких-то других представителях буддийской конфессии посреди обитателей русской столицы.

Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться только в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 г., в городке пребывал только один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 г. — 184 (163 мужчины и 21 дама). В этническом отношении это были в главном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Селились они, обычно, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).

Строительство

Вид с Елагина острова

В 1900 году представитель Далай-ламы в Рф Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине Петербурга, в Старенькой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тыщ рублей, также закупил часть нужных строй материалов.

Для научного управления строительством был сотворен комитет ученых-ориенталистов, куда вошли Б. Я. Владимирцов, В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер.

Строительный проект храма в согласовании с канонами тибетской архитектуры был разработан студентом Института штатских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским (1909) — создателем проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством правили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном шаге). Средства, нужные на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. рублей), Далай-ламой XIII (50 тыс.), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны посреди верующих в Бурятии и Калмыкии. Но действительные расходы намного превысили обозначенную в смете сумму на 151 694 рубля.

Строительство длилось с 1909 по 1915 год, 1-ое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Скульптура Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширетуем) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.

В строительном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились древесные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге выстроили из колотого гранита. Позолота, сочетание ярчайших красок, облицовка и сам строительный проект в целом востребовали значимых вещественных вложений. Это монументальное произведение искусства известно также витражами, сделанными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на их восемь благих буддийских знаков.

Дацан в XX веке

Северный фасад

Постоянные богослужения в дацане закончились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград. В 1919 году храм подвергся разграблению, была уничтожена храмовая библиотека, безо всяких следов пропали собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие отношения Рф, Великобритании, Тибета и Китая за последние 30 лет.

В 1924 году дацан вновь начал работать. В 1935 на волне антирелигиозной политики в СССР храм был закрыт и начались преследования буддийского духовенства; весной 1935 г. органы НКВД арестовали первую группу лам. В 1937 чекисты устраили ночной разгром ленинградского дацана, арестовывая всех оставшихся монахов и лиц, живших при храме (посреди их — бурятские просветители, российские ученые-востоковеды) и верующих. По решению «тройки» захваченных расстреляли, посреди их и известного монголиста Барадийна. 13 ноября в Бурятии арестовали 85-летнего Агвана Доржиева, а 29 января 1938 основоположник дацана Гунзэчойнэй после единственного допроса погиб в тюремной поликлинике Улан-Удэ.

После закрытия дацана здание передаётся во владение физкультурников. В 1939 году о нём упоминает в собственной повести «Старуха» Даниил Хармс — персонаж произведения едет в загородном поезде с Финляндского вокзала на станцию Лисий Нос и делится наблюдениями из окна: «Мы проезжаем Ланскую и Новейшую Деревню. Вон мерцает золотая вершина Буддийской пагоды, а вон показалось море».

Во время Величавой Российскей войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов и использовалась в качестве «глушилки». С 1960-х в здании бывшего дацана находились лаборатории Зоологического института АН СССР.

25 ноября 1968 года здание было объявлено монументом архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР.

Истинное время

Буддизм в Рф

Калмыкия • Тыва • Бурятия

Персоналии Заяев • Бадмаев • Ульянов Доржиев • Тёпкин • Итигэлов

Цыденов • Тыниссон • Цыбенов • Дандарон • Уланов • Жалсараев

Омбадыков • Нидал • Аюшеев Джампа Тинлей • Еше Лодой Самаев • Поздняков

Организации ЦДУБР • БТСР • ОБК • Майдар • УКЛРТ • РАБАПТКК • Дже Цонкапа

Храмы и монастыри

Иволгинский • Тамчинский Ацагатский • Анинский Хойморский • Кыренский

Элистинский • Городовиковский • Ульдючинский • Хошеутовский • Сякюсн-Сюме • Устуу-Хурээ

Петербургский • Иркутский Читинский • Качканарский Буддавихара • Дальма-са

Титулы, определения, понятия Пандита-Хамбо-лама Камбы-лама • Шаджин-лама Хамбо • Ринпоче • Тулку • Лама

Дацан • Хурул • Субурган

Российская буддология

Васильев • Ольденбург Обермиллер • Позднеев Цыбиков • Владимирцов Щербатской • Барадийн Рерих • Рудой • Торчинов п·о·р

В 1991 храм получил свое сегодняшнее заглавие — Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой тибетского имени, данного ему при освящении. Новым ширетуем (настоятелем) дацана был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя в основном алтаре храма был установлен новый бурхан Огромного Будды Шакьямуни, сделанный татарскими мастерами в классическом татарском стиле — из папье-маше, с следующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высшую нефритовую спинку трона Будды («мандорла») декорируют изображения разных мифологических созданий, образующие колоритную цветовую палитру. Высота тела Будды составляет два с половиной метра, а совместно с троном — около 5.

Полное заглавие храма

Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме содействовали предстоящему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. К началу 2000 г. в городке насчитывалось уже более 10-ка буддийских групп, представляющих разные, в том числе и не тибетские, буддийские традиции.

Также в дацан приезжают тибетские и западные буддийские учителя. Учителя читают лекции по буддийской философии, дают особые учения и посвящения буддистам-мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для скопления благих наград и методом самопознания. К 2007 г. в храме повсевременно проживала группа из 10-ти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин. Эти монахи часто совершают молебны в дацане за благополучие живых и за наилучшее перерождение усопших. Не считая того, в общине ведут приём астрономы и врач-тибетолог — спец в области классической тибетской медицины.

Размещение

Адресок: Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91 (станция метро «Старая Деревня»).

См. также

Иноверческие храмы Санкт-Петербурга Храмы Санкт-Петербурга Дацан Агван Доржиев Дандарон, Бидия Дандарович Буддизм в Рф Бадмаев, Буда Бальжиевич

Прочитано 2650 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Буйничский Свято-Духов монастырь Буддавихара »