Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь — дамский (ранее, до 1863 года — мужской) монастырь, расположенный в Костроме на улице Симановского (Богоявленской). В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Мамы — почитаемая Российской православной церквью чудотворная икона Богородицы, популярная как одна из святынь дома Романовых.
Содержание
1 История 1.1 Основание монастыря 1.2 Смутное время 1.3 Монастырь в XVII—XIX веках 1.4 Русский период 2 Строительный ансамбль монастыря 3 Современная жизнь монастыря 4 См. также 5 Примечания 6 Литература 7 СсылкиИстория
Основание монастыря Богоявленский соборМонастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а потом Высоко-Покровского монастыря в Боровске.
Сначало все постройки обители были древесными. В XVI веке древесные стенки монастыря защищали Кострому на подступах к городку. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого старого из сохранившихся в городке Костроме каменных сооружений. Зачинателем его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из более больших жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Сурового.
В XVI веке к обители были приписаны два дамских монастыря — Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского - Анастасией) и Крестовоздвиженский.
В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич, направлявшийся с войском для защиты Астрахани; братия во главе с игуменом с честью встретила его, что послужило, совместно с праздничным приемом, оказанным князю жителями Костромы, поводом для окружения царя Ивана Сурового обмолвить перед ним князя. В конце такого же года князя Владимира уничтожили по приказу царя в Александровской слободе. Королевский гнев обвалился и на богоявленских иноков: значимая их часть вкупе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю погребли в подклете построенного им Богоявленского собора).
Смутное время Башня XVII века, превращённая в XIX веке в монастырскую колокольнюМонастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Невзирая на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские фермеры, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При всем этом погибли 11 иноков: три иеромонаха — Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки — Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских фермеров (следующие поколения насельников монастыря прямо до революции раз в год совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших заступниках обители).
Монастырь в XVII—XIX векахВ XVII веке велись значимые восстановительные работы. В обители была построена церковь святого апостола Иоанна Богослова — освящена 8 мая 1610 года Патриархом Гермогеном (не сохранилась). В 1607—1618 годах была построена двуэтажная двуглавая Трехсвятительская (позже — Сретенская) церковь (не сохранилась), в 20-е годы — звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе (не сохранилась). В 1642—1648 годах вокруг обители, взамен древесных, были выстроены каменные стенки с шестью башнями, превратившие монастырь в сильную крепость (в числе главных вкладчиков на её строительство вместе с боярином М. М. Салтыковым был и Патриарх Иосиф). Стенки сохранились только отчасти, единственная уцелевшая до нашего времени башня преобразована в колокольню. Богоявленский собор был кардинально перестроен (с 3-х сторон его обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к огорчению, античные фрески не сохранились.
В.C. Садовников «Вид Богоявленского Анастасиева монастыря в Костроме» (после 1865 года)В подклете Богоявленского собора сохраняются надгробные камешки, а именно, к XV веку относятся захоронения старца Никиты и отпрыской князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствует боярский род Салтыковых, создавший в стенках обители своё родовое кладбище. В подклете Богоявленского собора были погребены окольничий Миша Михайлович (в иноках Мисаил, + 1608), его сыновья — бояре Борис Михайлович (+ 1644) и Миша Михайлович (+ 1671), внук Петр Михайлович (+ 1690, видный муниципальный деятель в царствование Алексея Михайловича, возглавлявший Малороссийский приказ), правнук стольник Федор Петрович (+ 1682, умер в Москве во время стрелецкого мятежа) и другие.
Монастырь сначала XX векаНа местности монастыря сохранился Трапезный корпус XVII века — трёхэтажное здание, с прекрасными наличниками окон (в особенности разодеты они на верхних этажах).
В 50-е годы XVIII века была построена Никольская («Салтыковская», как обычно называли её костромичи) церковь (освящена в 1760 году); она сооружена над гробницей генерал-майора М. П. Салтыкова его вдовой Е. М. Салтыковой. Это был высочайший барочный храм типа «восьмерик на четверике», с ярусным окончанием. В русское время он был снесён. В XIX веке внешную лестницу Трапезной палаты, которая вела в помещения второго этажа, убрали и обозначили вход наряженным крыльцом.
Русский периодВ 1918 году монастырь был закрыт, но Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора располагалось губернское архивное бюро, ставшее потом областным архивом. В 1920—1930 годах были практически вполне уничтожены монастырские стенки и большая часть башен, разрушены Никольский («Салтыковский») храм и Никольская часовня. В 1982 году в Богоявленском соборе, применяемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.
Строительный ансамбль монастыря
Культурное наследство Русской Федерации, объект № 4410061000 объект № 4410061000 Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно плану 1-го из участников Википедии, на этом месте должен размещаться особый раздел. Вы сможете посодействовать проекту, написав этот раздел.Современная жизнь монастыря
Трапезная палата в монастыре (XVII век)Монастырь был возрожден как Богоявленско-Анастасиин дамский определением Священного Синода Российской православной церкви 20 июля 1990 года. В марте 1991 года из Успенского Пюхтицкого монастыря прибыли 1-ые насельницы.
17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии Российской православной церкви. Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую икону Божией Мамы. В 1991 году начались богослужения в Смоленской церкви. В 2006 году был восстановлен храм во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского в подклете собора.
В. В. Путин вручает игуменье Иннокентии (Травиной) орден Дружбы 16.01.2001 годаВ 1993—1997 годах были расселены западный и больничный корпус, а в 2001 году — восточный корпус (именовавшийся также настоятельским), которые использовались как жилые строения. При участии администрации городка Костромы была вполне восстановлена монастырская стенка по улице Симановского (Богоявленской). Возродилось монастырское кладбище, а на месте разрушенного Никольского («Салтыковского») храма воздвигнут памятный крест. При монастыре сделаны две гостиницы для посещающих обитель паломников и священнослужителей.
В 2002 году на местности монастыря был установлен монумент св. Феодору Стратилату, освященный в денек празднования Феодоровской иконы Божией Мамы Святейшим Патриархом Столичным и всея Руси Алексием II.
В текущее время на местности Богоявленско-Анастасииного дамского монастыря размещаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария (в здании Трапезной палаты). Проход гостей на местность монастыря запрещён; открыты только внешние входы Богоявленского собора и часовни.
При монастыре действуют приют для девочек-сирот во имя св. Иоанна Кронштадтского и богадельня для престарелых во имя св. Марии Магдалины.