Калмыкия • Тыва • Бурятия
Персоналии Заяев • Бадмаев • Ульянов Доржиев • Тёпкин • ИтигэловЦыденов • Тыниссон • Цыбенов • Дандарон • Уланов • Жалсараев
Омбадыков • Нидал • Аюшеев Джампа Тинлей • Еше Лодой Самаев • Поздняков
Организации ЦДУБР • БТСР • ОБК • Майдар • УКЛРТ • РАБАПТКК • Дже ЦонкапаХрамы и монастыри
Иволгинский • Тамчинский Ацагатский • Анинский Хойморский • КыренскийЭлистинский • Городовиковский • Ульдючинский • Хошеутовский • Сякюсн-Сюме • Устуу-Хурээ
Петербургский • Иркутский Читинский • Качканарский Буддавихара • Дальма-са
Титулы, определения, понятия Пандита-Хамбо-лама Камбы-лама • Шаджин-лама Хамбо • Ринпоче • Тулку • ЛамаДацан • Хурул • Субурган
Российская буддология
Васильев • Ольденбург Обермиллер • Позднеев Цыбиков • Владимирцов Щербатской • Барадийн Рерих • Рудой • Торчинов п·о·рАги́нский даца́н «Дэче́н Лхундубли́нг» (тиб. «Чойдэ Ченбо Дэчен Лхундублинг» — «обитель спонтанной реализации величавого блаженства») — буддийский монастырский комплекс, являющийся более большой буддийской общиной Забайкальского края. Объект культурного наследства федерального значения. Размещен в селе Амитхаша, в 6 км юго-западнее центральной части посёлка Агинское.
Содержание
1 История 2 Шэрээтэ ламы (настоятели) (в скобках время на посту шэрээтэ) 3 Галерея 4 См. также 5 Примечания 6 Литература 7 СсылкиИстория
Дацан основан в 1811 году в местности Булактуй, напротив горы Улиртуй и реки Аги. 1-ый каменный Цогчен-дуган возводился русскими каменщиками и плотниками, ранее строившими Анинский дацан. Общая конструкция одноглавой православной церкви была адаптирована под ламаистский храм, который строился в 1811 — 1816 годах.
После окончания строительства в 1816 году агинские буряты пригласили на освящение Цогчен-дугана Ринчин ламу — ширээтэ (настоятеля) Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэчинлинг» (сейчас Джидинский район Бурятии). Освященный дацан получил заглавие в честь Дырестуйского — «Дэчен Лхундублинг».
Божествами-хранителями дацана стали Джамсаран и Лхамо. Сначало он состоял из Цогчен-дугана и 4 аймачных сумэ: Чойра (Дара-Эхе, построен в 1811), Дуйнхор (1811), Манла (1816), Гунриг (1816).
Возникновение первых лам в агинской степи относится к концу XVIII века, когда из Анинского дацана, основанного в 1775 — 95 годах, сюда откочевали представители восьми хоринских родов. В документе 1875 года «Распределение приходов 34 дацанов Восточной Сибири» были определены границы Агинского дацана.
Архитектура первого строения Агинского дацана, выстроенного при помощи российских плотников, отличалась воздействием традиций российского церковного зодчества. Так, во 2-ой половине XIX века в бурятских улусах появилось свое строительное ремесло. Посреди бурятских храмов строго тибетского эталона не было, они соединяли отдельные элементы тибетских, китайских и российских конструкций. Восточный вид создавался имитацией особенностей конструкции крыши, карнизов, фриза.
Посреди XIX века началась переписка о строительстве нового строения, сначало планировавшегося выстроить в 1865 году. Так в «особом докладе» от 24 декабря 1865 года за № 118 сообщалось Военному губернатору Забайкальской области о совершенной ветхости дацана, но доклад остался без внимания. 29 августа 1874 года настоятель - шэрээтэ опять написал письмо, и только 14 декабря такого же года, после освидетельствования строения читинским окружным исправником, подтверждающего доклад шэрээтэ Пушигеева, ламы составили ходатайство о разрешении строительства нового строения.
6 июля 1875 года прихожане Агинского дацана на общем собрании постановили о том, что:
дацан будет строится на лежащую при монастыре сумму 7938 руб., для образования которой никакого сбора не производили, а составилась она постепенным скоплением определенной части из каждогодних доходов, согласно § 56 Положения о ламайском духовенстве; построение нового дацана агинцам вправду нужно; предполагаемый храм будет иметь три этажа, из которых два нижних, как и в древнем дацане, будут каменные, а 3-ий — древесный. Первый этаж будет длиною 14 саженей, а шириною 12 саженей по внешности; на сооружение нового дацана сверх имеющейся при всем этом суммы в 7938 руб., набралось ещё 8062 рублей добровольческих пожертвований.В заключение сход прихожан обратился с просьбой командировать в Агу конструктора для проектирования плана дацана. Командированный конструктор выполнил заказ через 18 месяцев.
Не дождавшись разрешения, агинцы приступили к заготовке стройматериалов, на что получили разрешение губернатора с обмолвкой, что ответственность за убытки ложится на прихожан этого дацана. Переписка длилась пару лет и 4 июля 1878 года под № 2161, за подписью статс-секретаря Макова было уведомлено, что со стороны Министерства не встречается препятствий к постройке нового дацана. Извещая Агинскую Степную думу о получении разрешения, Военный губернатор уведомил, что составленный план оказался не утвержденным соответствующей подписью, потому препровожден назад в IV отделение Головного управления Восточной Сибири. В итоге пришлось дожидаться нового плана до ноября 1878 года, и к постройке смогли приступить только весной 1879 года.
Решение о строительстве Цогчен-дугана было принято в 1881 году, по инициативе тайши Жалсарая Зориктуева, шэрээтэ Ёнзон-ламы (Д.-Ж. Данжинова), заседателя Тарбы Моодоева, цугольских лам Шойбона и Цэрэнжаба, заседателя Дары Очирова. Для сбора пожертвований были посланы ламы по различным дацанам хоринских и кижингинских бурят. Из Оронгоя пригласили так же мастера Цэжэва, прибывшего осенью 1881 года с 10 подмастерьями.
Не считая того, это время типично массовым строительством и реконструкцией основных храмов на всей местности Забайкалья. С 1853 по 1910 годы в 24 дацанах были реконструированы главные храмы и сумэ. В Агинском дацане в течение 25 лет беспрерывно велись большие постройки одна за другой, с 1875 по 1886 год строился новый каменный Цогчен. В декабре 1885 года прошел новый сход, на котором сказали, что для окончания строительства нужно само мало 2000 руб. Средства были выделены, и основное строительство завершилось в том же году.
Летом 1886 года строительство было совсем завершено. Освящение прошло осенью 1887 года Ёнзон-ламой без торжественных увеселений. Ценность «внутренней утвари, бурханов и книг» на 1 января 1887 года по отчету, определялась в 19606 руб. 18 коп. Позже, в Сибирской энциклопедии указывалось, что оборудование Агинского дацана стоило выше 1 млн золотых руб.
В итоге строительства, полное количество храмов достигнуло 13. В богослужениях учавствовали до 700 лам, начиная от шээрэтэ и кончая нештатным гелонгом. Не считая того, в комплекс дацана входили 4 аймачных сумэ, поначалу располагавшиеся снутри общей монастырской ограды, а с конца XIX века за ее пределами. В отличие от культовых строений, предназначавшихся для верующих всего прихода, аймачные сумэ имели статус «частных» храмов определенного района — «приходского аймака».
В конце XIX века дацан был известен далековато за пределами Забайкалья собственной мед, философской и астрологической школами. Славилась его печатня (Барай-сумэ), в какой хранилось более 40 тыщ ксилографических досок с тибетскими и татарскими текстами, также древесные клише с рисунками для книжек и культовыми изображениями. Это позволило дацану издать главные учебники для дацанских школ: Цаннид, Манба, Чжуд и Дуйнхор, тогда как другие дацаны Забайкалья имели матрицы учебной литературы только для школ Цаннид и Манба. Тут также издавались азбука, пособия по грамматике и тибетско-монгольские словари, ритуальные тексты бытовой обрядности на тибетском и татарском языках для лам и мирян, пользующаяся популярностью литература на татарском языке для буддийского просвещения и воспитания прихожан.
В 1897 году, судя по архивным источникам, в дацане был произведен ремонт стальной крыши. В 1915 обновлялись угловые и древесные декорации, а на последующий год ламы и прихожане сделали добровольческое пожертвование в 7000 руб., на ремонт дацана и постройку ограды вокруг него.
В послереволюционное время интенсивно проводилась работа против ламаистского духовенства. Аресты в Агинском дацане начались в 1930 году, и к концу 1937 года в нем осталось 32 ламы. В конце 1930-х дацан был закрыт и большая часть построек разобрано, а уцелевшие использовались, не считая того, под туберкулезный и наркологический диспансеры. Принадлежавшие монастырю предметы культа и религиозного искусства пополнили собой экспозиции и фонды музеев Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ, оставшееся имущество подверглось разграблению. В январе 1938 года оставшихся лам увезли в Читу, где в скором времени расстреляли. Дацан официально был закрыт, но в нем оставались большие ценности как религиозного, так и общекультурного и художественного значения. В 1940 году на местности монастыря была временно расположена воинская часть.
После окончания Величавой Российскей войны, в 1946 году, Агинский дацан был вновь открыт.
В 1990 году по просьбе обитателей Агинского Бурятского автономного окрестность дацан вновь обрел свое здание. Из Санкт-Петербурга возвратились скульптура Майдари и около 250 культовых вещей. В 1991 году дацан посетил и освятил его святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. В январе 2004 года, после 70-летнего перерыва и 10-летней реставрации в Цоuчен-дугане проведен 1-ый хурал. В 2005 вполне восстановлена 22-метровая ступа «Юндум Шодон». Построены дуганы Зула и «Восемь священных ступ». На местности дацана работает духовное проф образовательное учреждение Агинская Буддийская Академия.
27 мая 2014 года вышло возгорание головного строения дацана, в итоге пожара два верхних, древесных, этажа сгорели. Предпосылкой пожара стало неосмотрительное воззвание с огнём.
Шэрээтэ ламы (настоятели) (в скобках время на посту шэрээтэ)
Лама Ригден Пагбаев (с 1816 по 1819 годы), в 1819 году его сменил Сультим Мункуев, он, не пробыв в этой должности и года, погиб, Галсан-Нима Раднаев (с 1820 по 1821 годы)(из рода харгана), Жамьян-Зундуй (с 1821 по 1858 годы), Галсан-Жимба Тугултуров (c 1858 по 1873 годы), Галсан-Чойнпэл Пушигеев (с 1873 по 1878 годы), Лубсан-Доржи Данжинов (с 1878 по 1901 годы), Галсан-Чойдаг Сундаров (с 1901 по 1912 годы), Данби-Жалсан Жамсаранов (с 1912 по 1924 годы), Дарижаб Норбоев (с 1924 по 1932 годы), Жигжитов Намхай Самбу (с 1946 по 1953 годы), Цыбиков Рынок (с 1953 по 1956 годы) из Хоринского района Бурятии, Гомбоев, Жамбал Доржи (с 1956 по 1963 годы), Гончиков Галсан Жимба (с 1963 по 1973 годы), из рода «хуацай», Дылыков Лундог (с 1973 по 1976 годы), из Еравнинского района Бурятии, Цыгмитов Даши (с 1976 по 1980 годы), Цыбиков Гомбо (с 1980 по 1987 годы), тоже из Еравнинского района, Жигмитов Золто Дамрабазарович (Самбу Золто) (1987—1992 годы), которого связывают с визитом в Агинский дацан Его Святейшества Далай Ламы XIV, где он был основным зачинателем его приезда, Лыгдынов Жанчиб (с 1992 по 1993 годы), Дондукбаев Андрей Лупсандашиевич (Цырен лама)(с 1994 по 2000 годы), сейчас Дид Хамбо лама (заместитель Главы Буддийской Классической Сангхи Рф по Забайкальскому краю). Цыбиков Бадма Дашигалсанович (с 2000 года), рабжамба, доктор буддийской философии, депутат окружной думы 3,4-го созывов.Галерея
См. также
Агинская Буддийская Академия
