Аббатство Аморбах (нем. (Reichs)abtei Amorbach, также нем. Kloster Amorbach) — сейчас не имеющееся имперское аббатство бенедиктинского ордена в германском городке Аморбах (который вырос вокруг монастыря) в восточном Оденвальде, на севере современной федеральной земли Бавария. Монастырь был основан, как считается в 734 г., и был, тем, одним из первых в майнской Франконии (нем. Mainfranken). В процессе медиатизации аббатство было упразднено в 1803 г., перейдя в собственность князей Лейнингенских, которым таким макаром были возмещены их территориальные утраты на левом берегу Рейна, занятого французскими войсками.
Главной небесной покровительницей аббатства была Дева Мария; также римские страдальцы Симплиций, Фаустин и Беатриса.
Содержание
1 История 2 Современное внедрение 3 Литература 4 СсылкиИстория
Общий план аббатства по состоянию на 1735 г.Хотя начала аббатства покрыты мраком неизвестности, но, на основании празднования тысячелетнего юбилея в 1734 г., принято считать, что Аморбах был основан в первой половине VIII в. Разумеется, во всяком случае, что основанный Каролингами монастырь был призван, сначала, проводить миссионерскую работу и развивать инфраструктуру в Оденвальде (вместе с другими 3-мя основанными в тот же период монастырями Лорш, Фульда и Мосбах).
Уже до 800 г. монастырь попал под покровительство Карла Величавого, получив статус имперского аббатства. Тогда же аббаты Аморбаха не один раз посылались в качестве епископов в только-только покорённую Саксонию: так епископ Вердена на Аллере Танко был до 808 г. настоятелем в оденвальдской обители.
В 993 г. — на основании подложных грамот — Оттон III подчинил Аморбах вюрцбургскому епископству, прямо за чем монастырь растерял ряд принципиальных с экономической точки зрения владений. С другой стороны, в этот период были основаны 1-ые самостоятельные приходы в Бухене, Вальдюрне и в Бодигхайме (сейчас — район Бухена).
В XI—XII вв. монастырь равномерно расширял сферу собственного воздействия, основывая всё новые поселения в Оденвальде, фундаментом существования которых было, сначала, лесное хозяйство.
В 1168 г. Фридрих Барбаросса передал надзор над монастырём собственному приближённому Руперту, который основавшись в Вальдюрне, положил начало влиятельному дворянскому роду фон Дюрнов.
Ульрих фон Дюрн продал права монастырского фогта в 1272 г. майнцскому архиепископу Вернеру фон Эпштайну (Werner von Eppstein); тем власть в Аморбахе оказалась поделена: светское управление перебежало к Курмайнцу, в то время как духовное окормление осталось в руках епископов Вюрцбурга.
В первой трети XV в. в Аморбахе были обновлены правила монастырского общежития, чуть ли не основным новаторством которых стала возможность приёма в конвент людей недворянского происхождения.
Во время Фермерской войны аббатство было взято штурмом городскими жителями Аморбаха, присоединившимися к крестьянским отрядам под началом известного Гёца фон Берлихингена.
В эру Реформации ряд приходов перешёл в протестантизм, значимая часть которых — в том числе не без внедрения военной силы — уже в 1556—1584 гг. была возвращена к церковной вере.
В Тридцатилетней войне аббатство очень пострадало от военных действий, не один раз став объектом разграбления и принужденного расквартирования войск. В период с 1632 по 1634 гг. монастырь был даже упразднён, а его имущество передано графу Людвигу I фон Эрбаху.
В 1656 г. в силу контракта меж Курмайнцем и княжеством-епископством Вюрцбург о выравнивании границ, Аморбах совсем отошёл майнцским курфюрстам, и при всем этом, как и аббатство Броннбах, растерял часть собственных автономных прав.
В следующие десятилетия монастырь смог оправиться от утрат времён Тридцатилетней войны, отпраздновав в 1734 г. тысячелетний юбилей собственного основания. С 1742 по 1747 гг. основная церковь аббатства была перестроена в стиле барокко и рококо под управлением курмайнцского придворного конструктора Иоганна Максимилиана фон Вельша (Johann Maximilian von Welsch, 1671—1745). Внутреннее убранство было выполнено Иоганном Михаэлем Фойхтмайером-младшим, Иоганном Георгом Юбльхёром и Маттеусом Гюнтером, управляющим аугсбургской церковной академией. Построенный в 1782 г. орган, был тогда наибольшим в мире, насчитывая более 5000 труб и включая ряд колоколов. В период с 1783 по 1786 гг. вопило построено новое здание конвента, и в 1790-х гг. — новенькая библиотека и зал приёмов (Зелёный зал) в стиле аморбахского ранешнего классицизма.
В 1803 г. аббатство было секуляризовано в пользу князей фон Лейнинген, и остававшиеся в нём 24 монаха были обязаны покинуть обитель. Необъятные строения конвента казались тогда достойными стать резиденцией нового княжества. Церковь отныне была преобразована из церковной в евангелическую.
В 1806 г. княжество Лейнинген было медиатизировано Баденом, отойдя в 1810 г. Гессену, и в 1816 г. став частью Баварии.
Современное внедрение
Значимая часть строений аббатства до сего времени является одной из основных резиденций рода фон Лейнинген.
Бывшая монастырская библиотека, как часть приватной Княжеской библиотеки Лейнингенов (нем. Fürstlich Leiningensche Bibliothek Amorbach), обхватывающей на сегодня порядка 35 000 томов, доступна для исследований.
Бывшая монастырская церковь часто открыта для посещений, в том числе — с экскурсионной поездкой в библиотеке и в Зелёном зале.
Литература
Friedrich Oswald (Hrsg.): Die Abtei Amorbach im Odenwald: Neue Beiträge zur Geschichte und Kultur des Klosters und seines Herrschaftsgebietes. Sigmaringen, Thorbecke Verlag 1984. ISBN 3-7995-4065-2