Мечеть Биби-Эйбат (азерб. Bibiheybət məscidi) — шиитская мечеть, расположенная на берегу Бакинской бухты, в Азербайджане. Имеющееся сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённой мечети, построенной во 2-ой половине XIII века ширваншахом Абу-л-Фатх Фаррухзадом и стопроцентно разрушенной большевиками в 1936 году, когда на местности всего СССР шла жестокая борьба с религией.
Биби-Эйбатский комплекс, в который, не считая мечети, входят усыпальницы и могилы почитаемых людей (в том числе, могила Укеймы ханум, потомка пророка Мухаммеда), является одним из значимых памятников исламского зодчества Азербайджана. Мечеть в своё время посещали Абаскули-ага Бакиханов, Александр Дюма, Хуршудбану Натаван.
Местное население в прошедшем называло её «мечеть Фатимы». Используя это заглавие, описывал мечеть и посетивший её в 50-е годы XIX века Александр Дюма.
Содержание
1 История 1.1 Разрушение мечети 1.2 Восстановление мечети 2 Архитектура 2.1 Архитектура восстановленной мечети 3 Роль мечети в духовной жизни общества 4 Фотогалерея 5 Примечания 6 Литература 7 СсылкиИстория
Мечеть была построена над гробницей дочери седьмого шиитского имама — Мусы аль-Казима, который бежал в Баку от преследования халифов. На гробнице имеется высеченная на камне надпись, указывающая на то, что Укейма ханум принадлежит к священному роду: «Здесь погребена Укейма ханум, потомок пророка Мухаммада, внучка шестого имама Джафара ас-Садыка, дочь седьмого имама Мусы аль-Казима, сестра восьмого имама Али ар-Риза».
Вид старенькой мечети до реставрации 1911 годаУкейма ханум принадлежала к роду имама Али и Фатимы. Слуга Укеймы ханум по имени Эйбат (отсюда и заглавие мечети «Биби-Эйбат» — «тётя Эйбата») погребён среди квадратной древесной решётки в центре усыпальницы.
На базе стенных надписей южной стенки мечети историки относят постройку к концу XIII века. Арабская надпись на стенке мечети говорила:«Работа Махмуд ибн Саада» (тот же конструктор выстроил Нардаранскую крепость поблизости Баку).
Минарет мечети. 1-ая половина XX векаОриенталист Илья Березин, посетивший мечеть Биби-Эйбата в 1841 году, нашел другую арабскую надпись:«Приказал выстроить эту мечеть мелик возвеличенный, султан величайший, заступник страны и веры Абу-л-Фатх Фаррухзад ибн Ахситана ибн Фарибурз, ассистент эмира верующих, да продлит Аллах его царствования и владычество! В дату года восьмидесятого (1281—1282 г)». По версии Сары Ашурбейли имя Фаррухзада, может быть обозначено на мечети в связи с её реставрацией Ширваншахами, а сама мечеть может быть древнее Ширваншахов.
Потом вокруг мечети селились шейхи, считающиеся знатными богословами. Это место с течением времени стали именовать Шых (от слова Шейх). С этим и связано современное заглавие пригорода Баку — Шыхово, где и размещена мечеть. Наряду со многими мусульманами, завещавшими похоронить их близ мечети, был и Хаджи шейх Шариф, который прибыл в своё время в Баку с целью распространения суфизма. Он всю оставшуюся жизнь провёл в этом храме, где и был погребён.
В указаниях сефевидских правителей Тахмасиба I и Аббаса I сказано, что в Биби-Эйбатской мечети и вокруг неё велись строй и реставрационные работы. Б. Дорном были сняты копии с указов Тахмасиба (1555—1556, 963 год хиджры),
Аббаса I (1606—1607, 1015 год хиджры), Аббаса II (1650, 1060 год хиджры; 1655—1656, 1066 год хиджры; 1667—1668, 1078 год хиджры), Хусейна (1700—1701, 1112 год хиджры), в каких было сказано, что муниципальные бюрократы, обладатели союргала не имели право брать налоги с вакуфных имуществ этого комплекса. В указе шаха Тахмасиба сказано: «Биби-Эйбатское заведение имело большущее вакфное имущество при шейхе Бунйаде» Согласно вышеупомянутым указам, мечетью в течение более 100 лет управляло четыре поколения шейхов.
Мечеть на открытке имперских годовМечеть давно славилась своими расчудесными качествами. Александр Дюма, посетивший мечеть в 50-е годы XIX века, в собственной книжке «Кавказ» пишет:
«Мечеть — место поклонения бесплодных дам, они приходят сюда пешком, молятся и в течение года получают способность рождать…»
По сообщению Дюма, популярная азербайджанская поэтесса Хуршудбану Натаван (у Дюма — Княгиня Хасар Уцмиева) также посетила эту святыню, наименее чем через год у неё родился отпрыск. В качестве пожертвования была построена дорога от Баку до мечети Биби-Эйбат.
Комплекс сооружений мечети после реставрации 1911 годаУпоминание о мечети встречается также в работах местных и европейских исследователей и путников, таких как Аббаскули Ага Бакиханов, Илья Березин, Борис Дорн, Николай Ханыков, Евгений Пахомов, и а именно у азербайджанского историка начала XX века Г.Садиги, который писал:
«В 5 милях к юго-западу от Баку, за Баиловским мысом находится Шихова деревня, расположенная на скате горного отрога и на маленькой береговой полосе. Достопримечательностью её является древная прекрасная мечеть. От моря до мечети около полуверсты; со стороны моря, с востока, идет лестница, с южной и северной стороны моря находятся ворота. Около мечети высочайший минарет, также усыпальницы — мавзолеи, склепы и могилы.»
В 1911 году к северу от усыпальницы на средства бакинского мецената Алескер ага Дадашева зодчим Гаджи Наджафом было выстроено новое здание мечети. Была также проведена реконструкция усыпальницы и старенькой мечети, имевшими кубическую форму.
Разрушение мечети См. также: Религия в СССР Разрушение мечети в 1936 годуПосле установления русской власти в Азербайджане в 1920 году началась борьба большевиков с религией. Биби-Эйбатская мечеть, которая имела большущее воздействие на верующих мусульман, вместе с бакинскими православным собором Александра Невского, польской церковной церковью, также перевоплотился в мишень для нового правительства.
В сентябре 1935 года Аз. ЦИК и президиум Бакинского совета «на основании требований трудящихся» о запрете религиозных обрядов в мечети, приняли постановление: «Удовлетворить ходатайство 300 рабочих нефтепромысла им. Сталина о закрытии в сел. Шихово молитвенного дома „Биби“». В 1936 году мечеть была взорвана Многие сооружения комплекса упали после первого взрыва, минарет же упал только после третьего взрыва.
Только после разрушения мечети, в этом же году в Москве было принято решение «О сохранении памятников архитектуры исторического значения». За разрушение мечети председатель Азкомстариса Саламов провёл 20 лет в лагерях Сибири.
Позже на месте мечети было проложено шоссе.
В собственной речи на церемонии открытия уже восстановленной новейшей мечети в 1998 году президент Азербайджана Гейдар Алиев произнес:
«60 годов назад воздвигнутая на этом священном месте мечеть была взорвана, варварски разрушена. Нашей духовности, нашим нравственно-духовным ценностям, исламской религии был нанесён большой вред. Наш люд, цивилизация получили этот удар, были изранены, истерзаны, но не были уничтожены, не сдались…»
Восстановление мечети Реставрация нового строения мечети в 2008 годуПосле восстановления гос независимости в Азербайджане были восстановлены многие из разрушенных мечетей. В 1994 году президент республики Гейдар Алиев издал распоряжение о строительстве нового строения Биби-Эйбатской мечети на месте, где до ликвидирования в 1936 году размещалась древняя.
План и размеры комплекса были восстановлены ещё в 1980-х годах на базе имеющихся фото, изготовленных незадолго до взрыва. Использовались также записи разных путников, посреди которых важную роль сыграла маленькая статья Г.Садиги, написанная в 1925 году, в какой тщательно описано состояние комплекса мечети к середине 20-х годов.
В 1998 году были начаты работы по реконструкции нового строения мечети Биби-Эйбат. На церемонии открытия мечети 12 июля 1998 года Гейдар Алиев произнес:
«Мечеть, этот величавый монумент, который вы видите сейчас, веселит нас. Совместно с тем, считаю, что это — 1-ый шаг работы. Это строительство должно на сто процентов закончиться по проекту. Сейчас я заявляю, что беру под своё покровительство полное окончание строительства комплекса мечети по проекту и создам все способности для его воплощения, окажу нужную для этого помощь.»
Макет мечети в Культурном центре Гейдара АлиеваПраздничное открытие новейшей мечети состоялось в мае 1999 года.
Реставраторы работали по уцелевшим древним наброскам. В архитектуре мечети была применена азербайджанская разработка «шебеке». Реставратор-золотник Гасан Мустафаев докладывает:
Восстановление данного монумента потребовало узкого подхода к каждому аспекту, ведь это храм-святыня, к которому и отношение совершенно другое.
Тут также поставлены монументы ширваншаху Фаррухзаде и Гейдару Алиеву.
Новый комплекс, по сопоставлению со старенькым, занимает огромную местность. Во дворе мечети подразумевается также создание площадки для публичных молитв нескольких тыщ верующих.
14 июля 2008 года прошла церемония открытия мечети после реконструкции. Церемонию возглавил президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. Глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, глава общины горских евреев Семён Ихиилов и глава католиков республики Ян Чапла также приняли роль в церемонии.
Архитектура
Мечеть сначала XX века. Слева вправо: Аркада (сзади виден минарет), усыпальница и здание новейшей мечети. Последние два построены в 1911 году.Определяют 6 строй шагов развития комплекса. Каждый шаг отмечен прибавлением нового строения. Эти строения возводились разными зодчими в период с XIII века до начала XX века. Первыми сооружениями были древняя мечеть и минарет. Надпись «Работа Махмуда ибн Саада» была выполнена на фасаде конкретно этой мечети. Комплекс сооружений мечети, кроме главных сооружений, позже стал включать также южные и северные ворота, мавзолеи-усыпальницы, бассейны и ряд служебно-хозяйственных помещений. По архитектурно-планировочной характеристике мечеть относится к типу обширно распространённых в средневековом Баку мечетей.
Древняя мечеть была размещена в южной части усыпальницы, с запада к мечети и усыпальнице примыкал минарет высотой около 20 м. Склеп и две ниши были пристроены к мечети южнее минарета, на нишах имелись надписи, содержащие имя Фатали хана, чья надгробная мраморная плита находится в Музее истории Азербайджана.
Галерея, имевшая четыре стрельчатые арки, примыкала к низкой прямоугольной постройке. По краям в неё вели две двери, меж которыми размещались древние надгробные плиты. Напротив мечети находился также водоём для омовения перед намазом. К стенке усыпальницы примыкал другой каменный водоём. Он имел чашечки на цепочках и был украшен резьбой.
План участка посреди 20-х годов XX векаВ 1305-1313 годах Махмудом ибн Саадом был построен минарет мечети. Над ним, увенчанным в высшей части резьбой и сосульками, подымался маленькой столб, украшенный полукруглым ребровым куполом. Перила балкона минарета имели каменную узорную решётку. Графическое исследование показало, что высота минарета была около 22 м. Минарет по собственному строительному решению показывает черты ширванской строительной школы и очень важен для исследования развития подобных сооружений Ширвана.
Обеспеченный интерьер комплекса был украшен орнаментами. Древняя мечеть снутри представляла собой продолговатую четырёхугольную комнату со стрельчатым сводом. Сосульки и резной орнамент декорировали полукруглый свод алтаря у южной стенки. Стрельчатая, не доходящая до пола полуарка делила мечеть в центре. Кубическое помещение усыпальницы было размещено в северной части. Её потолок опирался на четыре свода. Под куполом висела люстра-подсвечник («шамдан»), а крюк, на котором она висела была окружена витражами.
С северной стороны к минарету и к мечети примыкала усыпальница, на которой имелась надпись. Её нашел и перевёл узнаваемый ориенталист Борис Дорн. Из надписи стало понятно, что этот мавзолей был сооружён в 1619 году погребённым тут же шейхом Шерифом бен Шейхом Абидом, погибшим на последующий денек после окончания работ.
Архитектура восстановленной мечети Восстановленная мечеть после реставрации в 2008 году. Южная сторонаСовременное восстановленное здание мечети представляет эталон традиционной ширванской строительной школы. Архитекторы использовали канонические базы этой школы: её масштабность, светотень и т. д. Здание самой мечети состоит из трёх куполов, сохранивших классическую «гофрированную» форму старенькой мечети, и 2-ух минаретов. Купола изнутри украшены зеркалами зелёного и бирюзового цвета, которые окаймленны золотыми надписями сур из «Корана». Мужская молельня находится на южной стороне комплекса, женская — на северной стороне. Меж ними размещен мавзолей.
Строители использовали местную разновидность известняка — «гюльбахт». Снаружи передние части портала, как и в случае с «Гёй мечеть» (Голубая мечеть) в Тебризе, украшены орнаментами «хатаи». Обширно применены такие орнаментальные композиции как «ислими», «шукюфа», «бенди-руми», «сельджук зенджири (сельджукскаяцепь)», «шамси», «джафари» и «ачма-юмма (бесфоновая)». На внутренних мраморных стенках резьбой выполнены каллиграфические надписи — мухаггах, сульс, джами-сульс, куфи, куфи-шатрандж, мусальсаг, дивани, тугра и т. д.
Оформление интерьера мечети принадлежит известному азербайджанскому конструктору Фахраддину Миралаю. Говоря о проделанной работе, он отметил: «Как архитекторы мы старались служить людям, чтоб верующие, войдя в мечеть, на каждой стенке лицезрели отражение Аллаха и ощущали Его присутствие».
Роль мечети в духовной жизни общества
Мечеть на картине Вигго Петера Олафа Лангера «Мечеть в Шихове». 1911 годМечеть была воздвигнута над могилой дочери седьмого шиитского имама Мусы аль-Казыма. И до постройки мечети это место числилось священным из-за принадлежности Укеймы ханум к роду пророка Мухаммеда. Позднее, уже в построенной мечети, население читало молитвы. Почетаемые в то время в обществе богословы — шейхи поселялись поблизости мечети, многие из которых также были похоронены в этом месте.
Из-за собственного духовного воздействия мечеть стала «врагом» большевиков. В 1936 году она была взорвана, а могила Укеймы ханум разрушена. Да и после чего место не не стало считаться священным для верующих. Люди всё ещё продолжали обретать эмоциональную поддержку в этом месте.
Мусульмане желали вернуть мечеть над этим священным для их местом. После падения русской власти, когда люд получил свободу исповедания, была восстановлена и мечеть. Сейчас это место, где покоятся четыре представителя рода пророка Мухаммеда, по количеству священных могил занимает третье место посреди святынь исламского мира.