Церковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы на Покро́вке (в Котельниках) — приходская церковь в Белоснежном городке Москвы, на Покровке, один из ярких памятников «нарышкинского барокко». Зодчим именуют Петра Потапова, чьё имя приводится также в связи с перестройкой стилистически близкого к храму Новодевичьего монастыря. Разрушена в 1936 году.
Содержание
1 О храме 2 История 2.1 История местности 2.2 Строительство храма 2.3 Архитектура храма 2.4 Фото храма 2.5 Русский период 2.6 Сохранённые куски храма 3 См. также 4 Примечания 5 Литература 6 СсылкиО храме
….В молодости я в первый раз приехал в Москву, и ненамеренно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней ранее. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее скопление бело-красных узоров. Не было «архитектурных масс». Её лёгкость была такая, что вся она казалась воплощением неизвестной идеи, мечтой о чём-то неслыханно чудесном. Её нельзя для себя представить по уцелевшим фотографиям и рисункам, её было надо созидать в окружении низких обыденных построек. Я жил под впечатлением этой встречи и позднее стал заниматься древнерусской культурой конкретно под воздействием толчка, приобретенным мной тогда. . Д. С. Лихачёв
Это была и возлюбленная столичная церковь Ф. М. Достоевского. Его супруга вспоминала, что, бывая в Москве, он возил ее, «коренную петербуржку», поглядеть на эту церковь, так как очень ценил ее архитектуру. И бывая в Москве один, Достоевский всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на нее. Он заблаговременно останавливал извозчика и шел к ней пешком, чтоб по пути разглядеть храм во всей красоте. А бывал он в этих краях и поэтому, что в Старосадском переулке жила его возлюбленная тетка и крёстная А. Куманина, которую он нередко навещал. Дела с Москвой у Достоевского были глубочайшие и личные: величайший гений Рф родился в ней, поглотил тут «русский дух» и отсюда переносил церковное и национальное начало в свои произведения. Москва для него была городом церквей и колокольного гула. А Успенская церковь была настоящим, государственным эмблемой Москвы.
История
История местности В районе Покровки — одной из наистарейших улиц Москвы и современного Потаповского переулка с незапамятных времен находилась дворцовая слобода столичных котельников. Её не нужно путать с Таганкой, где была другая Котельническая Слобода. Мастера Покровской Котельной Слободы делали кухонные котлы всех фасонов и размеров, горшки, чугунки и прочую железную посуду для государева двора. Котельники, жившие слободой по левой стороне Покровки, и выстроили для себя приходскую Успенскую церковь.При первых Романовых Покровка стала главной государевой дорогой в королевские загородные резиденции — Измайлово и Рубцово-Покровское. Тут начали селиться знатные люди и богатые негоцианты — новые прихожане Успенской церкви. Одним из их был купец-гость Иван Сверчков, имевший собственные палаты в Малом Успенском переулке (сейчас Сверчков переулок). Прозвище «гость» имело очень древнейшие московские корешки: так называли вершину торгового сословия — богатейших негоциантов, занимавшихся зарубежной и большой оптовой торговлей.
Строительство храмаДревесная церковь известна с 1511 года. По ней прилегающие переулки были названы Огромным и Малым Успенским (в наше время соответственно Потаповский и Сверчков).
И исключительно в 1656 году котельники выстроили для себя каменную Успенскую церковь, что свидетельствовало об их большенном вещественном достатке.
В 1696—1699 годы на средства столичного негоцианта И. М. Сверчкова мастером Петром Потаповым была выстроена новенькая церковь.
Нижняя церковь, как видно на имеющейся в ней надписи, построена в 1696 году, а верхняя, как видно из надписи на свитке при входе в нее, с западной стороны, на колонне: «Лета 7214 (1696) октября 25 денька. Дела рук человечьих делал именованием Петрушка Потапов».
Архитектура храма Успенский храмЗдание было одним из самых значимых и уникальных по своим художественным плюсам и нраву композиционного решения сооружений в стиле столичного барокко.
Церковь была поднята на высочайшем подклете и окружена открытой галереей-папертью на аркаде. Успенская церковь состояла из фактически храма и пониженных симметричных объёмов апсиды и притвора.
Храм представлял собой восьмерик на двухсветном четверике, завершённый главой на гранёном барабане, апсида и притвор — низкие односветные четверики, несущие световые восьмерики с главками на барабанах.
Рвение зодчего придать необыкновенной для российской архитектуры постройке черты традиционности проявилось в размещении на углах четверика храма 4 дополнительных малых главок, образующих совместно с окончанием восьмерика образ более обычного пятиглавия, также в сооружении с западной стороны паперти высочайшей трехъярусной шатровой колокольни. По сторонам колокольни размещались 2 широкие лестницы: северная была обращена к палатам Сверчкова, южная выходила на красноватую линию улицы Покровки.
Насыщенный белокаменный декор строения, выполненный с применением практически всех более нередко встречающихся приёмов и форм столичного барокко (гребни над восьмериками приделов, пучки угловых колонок, обрамления окон и дверных проёмов с фигурными навершиями), дополняли ризалиты с декоративными балкончиками, размещённые по сторонам восьмерика, и низкие шатры с главками, поставленные в основании центрального шатра колокольни.
Российский зодчий Василий Баженов считал Успенскую церковь одним из наикрасивейших построек в Москве и «ярко национальным» творением. Конструктор ассоциировал ее и с Храмом Климента Римского в Замоскворечье и Храмом Василия Блаженного. Но гласил, что церковь Успения «больше обольстит имущего вкус, ибо созиждена по одному благоволению строителя», отмечая тем необычную целостность и многосложность её вида.
Восторгался Успенской церковью и прославленный Франческо Растрелли. По воззрению профессионалов она вдохновила его на создание Смольного собора в Петербурге, «наиболее русского» из всех произведений Растрелли, по выражению И. Э. Грабаря. Вадим Кожинов написал об этом, что уроженец Парижа конструктор Растрелли был «рожден» в Москве.
Даже Наполеон был восхищён этой церковью. Сохранилась легенда, что он распорядился поставить особенный караул охранять ее от пожара и мародеров. Храм от пожара 1812 года не пострадал. А другая легенда докладывает, что как будто Наполеон собирался церковь распилить на огромные кусочки и перенести в Париж.
Фото храмаУспенский храм, 1883 год
Успенский храм, 1883 год
Успенский храм, кусок
Вид местности, прилегающей к церкви, 1882 год, фото из альбома Н.А.Найденова
Успенский храм на открытке XIX века
Русский периодПо инициативе Наркома просвещения Луначарского в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь крепостного мастера, построившего церковь. Малый Успенский — Сверчковым в честь негоцианта Ивана Сверчкова, на средства которого был построен храм. Луначарский использовал собственный авторитет и власть, чтоб сохранить храм.
Но 28 ноября 1935 года Моссовет под председательством Н. А. Булганина постановил: «Имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке, церковь так именуемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести». Архитекторы-реставраторы пробовали защитить храм, посреди их именуют П. Д. Барановского. Со стороны властей было цинично поначалу переименовать улицу в честь величавого крепостного конструктора, а потом снести дотла его творение, прославившее мастера.
Перед сносом реставраторы-энтузиасты получили разрешение, чтоб сделать обмеры и снять эталоны резных белокаменных деталей.
Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания. На её месте находится сквер на углу Покровки и Потаповского переулка. Длительное время там была пивная, а позже летнее кафе от примыкающего через дорогу ресторана. На данный момент в бывшем доме причта находится кофейня Starbucks, а сохранённые элементы декора открыты для обозрения на местности Донского монастыря.
Сохранённые куски храма1. Два резных наличника и портал были сохранены и вмурованы в северную стенку ограды Донского монастыря, когда в монастыре был устроен филиал Музея истории российской архитектуры имени Щусева.
2. Верхний иконостас 1706 года реставраторы перенесли в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен иконостас и киоты в церкви Успения. Несколько икон попали в собрание ГИМа.
3. В 2004 году во время ремонта дома причта была найдена стенка колокольни церкви Успения с кусками кирпичного и резного белокаменного декора. Новое поколение реставраторов достигнуло сохранения этих частей, постановку их под охрану страны и реставрации.