Свято-Никольский морской собор (латыш. Liepājas Svētā Nikolaja pareizticīgo Jūras katedrāle) — православный морской собор в Лиепае (бывшей Либаве).
Содержание
1 История 2 Архитектура 3 См. также 4 СсылкиИстория
Храм, заложенный в 1900 году, строился Военным министерством Русской империи в протяжении трёх лет и был освящён в присутствии правителя Николая II (являвшегося основным жертвователем) с семьёй. Создателем проекта и управляющим строй работ был узнаваемый петербургский конструктор Василий Антонович Косяков.
Интерьер собора пострадал уже во время Первой мировой войны, но в нём всё ещё совершались редчайшие богослужения Перед разорением храма часть икон и церковной утвари была увезена в другие православные храмы. Во время 2-ой мировой войны в соборе был устроен пункт ПВО германских войск, были сняты все бронзовые колокола. После возвращения русских войск в храме устроили матросский клуб. Почти все из того, что напоминало об настоящем предназначении собора, было уничтожено либо переделано.
К концу 1980-х годов, появилось и окрепло движение за возвращение собора Православной церкви. В сентябре 1991 года военные оставили храм, передав ключи верующим. С 1992 года богослужения в храме стали совершаться часто. В текущее время проходят работы по восстановлению храма за счёт пожертвований.
Архитектура
Собор облицован гранитом и песчаником, стенки выложены из красноватого кирпича. Золотой центральный купол окружают четыре наименьших. Над центральным входом в храм размещена колокольня. Центральный алтарь, как и весь храм, был освящён в честь Николая Чудотворца, которого мореплаватели издавна считают своим небесным покровителем. Четыре фронтона собора украшены надписями из Священного Писания на церковнославянском языке и иконами из золотой мозаики, выполненными петербургскими мастерами, выполнившими также стенную майолику.
Заместо обычных для храмов такового масштаба колонн, собор имеет четыре дугообразные перекрещивающиеся арки, удерживающие свод с куполом и центральный барабан. Благодаря этому строительному решению было существенно увеличено внутреннее место и его обозримость. Храм имел богатое внутреннее убранство: иконы в золочёных киотах, три двухъярусных иконостаса. На солею, ограждённую коваными решётками, ведут три мраморные лестницы (у каждого из трёх приделов).