Базилика Сан Пьетро ин Чель д’Оро (итал. Basilica di San Pietro in Ciel d’Oro, русск. «Базилика Святого Петра в Золотом небе») — бывшая (до XIV века) соборная церковь городка Павия в Ломбардии, которая служит усыпальницей лангобардских правителей и величавых деятелей поздней античности — Аврелия Августина и Боэция. Заглавие храма происходит от покрытой сусальным золотом мозаики в конхе апсиды.
Содержание
1 История 2 Архитектура и скульптурный декор 3 Упоминания в художественной литературе 4 Галерея 5 Ссылки 6 См. такжеИстория
Имеющееся кирпичное здание базилики — соответствующий пример ломбардской романики — освящено в 1132 г. Более старая церковь на этом месте известна с 604 года, сначала 720-х гг. её перестроил и украсил повелитель Лиутпранд, тут же и похороненный. Конкретно он перевёз в Павию мощи св. Августина.
В 1327 г. в связи с планами строительства нового городского собора базилика была передана в распоряжение Августинского ордена. В 1362 г. монахи заказали для мощей Августина пышную раку — шедевр готического искусства со 150 скульптурными фигурами. Следующие столетия были омрачены раздорами меж ветвями ордена, спорившими насчёт истинности принадлежавших им мощей.
В 1700 г. августинцы были принуждены бросить храм и вывезли из него мощи святого. Ответшавшая церковь пришла в упадок, наполеоновская армия держала в ней военную амуницию. В конце XIX века местный кардинал выступил с инициативой возобновления храма, и старая церковь была отремонтирована. Тогда же была воссоздана утраченная мозаика с изображением Христа и грядущих святых «в золотом небе».
Архитектура и скульптурный декор
Базилика трёхнефная с трансептом, с соответствующим для Италии треугольным фронтоном. Два массивных контрфорса делят западный фасад на три части по горизонтали, при всем этом в правом контрфорсе находится лестница, ведущая на крышу. Снутри крестовыми сводами перекрыто всё место базилики, не считая первого пролёта. Трансепт не выдаётся за границы корпуса строения, занимая только три поперечных нефа. В храме имеется крипта, современная относится к XIX веку. Само здание выстроено из красноватого кирпича, песчаник употребляется в главном для декорации. Скульптурный декор храма очень характерен для павийских церквей тех пор. По верху фронтона идёт соответствующий ломбардский декор из перекрещивающихся наложенных арок и (чуток ниже) неверной аркатурной галереи. Содержимое медальонов не сохранилось. Более увлекательным является скульптурный декор портала. Тут мы лицезреем соответствующий для павийских церквей мотив — помещение святого покровителя в замковый камень архивольта. Тут это святой Пётр (патрон базилики), представленный в рамке — разумеется, Воротах рая, к которым стремятся две души. Статуя заключена в некоторое подобие рамки, напоминающей плоское, наложенное на стенку крыльцо, и над тимпаном имеет таковой же тонкий треугольный фронтон. В центре этого фронтона в наложенной арке помещена фигура архангела, поддерживаемого 2-мя людьми. Тимпан оставлен пустым, в то время как притолока, архитравы и откосы сплошь покрыты плетёнкой. На капителях и импостах расположены статуи апокалиптической темы: изображения русалок о 2-ух хвостах, орлов, гиппогрифов и различных фантазийных чудовищ.
Упоминания в художественной литературе
Базилика не раз упоминается в художественной литературе. Данте пишет о Боэции:
Плоть, из которой он был изгнан, сироЛежит в Чельдоро; сам же он из мук
И заточенья принят в королевство мира.Предпоследняя новелла «Декамерона» повествует о том, как спящий мессер Торелло дивным образом
очутился в церкви св. Петра в Чель д’Оро в Павии, со всеми драгоценностями и украшениями, и ещё спал, когда позвонили к заутрене, и ключарь, войдя в церковь со свечой в руке, тотчас же увидел обеспеченный одр и не только лишь удивился, но, ощутив величайший ужас, ринулся бежать вспять.