Часовня Розе́р (фр. Chapelle du Rosaire), Капелла Чёток, часовня Матисса (фр. Chapelle Matisse) — часовня дамского монастыря доминиканского ордена в городке Ванс (Франция). Построена в 1949—1951 годы по проекту Анри Матисса.
Содержание
1 Капелла Чёток: история сотворения 2 Интерьер 3 Примечания 4 СсылкиКапелла Чёток: история сотворения
Для Анри Матисса работа в церковном пространстве была возможностью выполнить сверхзадачу всего его творчества — «дать на ограниченном пространстве идею Беспредельного». К этой работе живописец подходил в течение пары лет. В 1941 г. Матисс перенёс тяжёлую операцию; в Лионе, в поликлинике, за ним самоотверженно ухаживала монахиня-доминиканка по имени Мари-Анж. Живописец в символ благодарности за её уход за ним во время заболевания решил сделать проект часовни и заполнил несколько альбомов строительными эскизами, набросками фресок, витражей, статуи и даже церковных облачений. Проект остался нереализованным.
В 1944 году за нездоровым художником ухаживала другая монахиня, Жак-Мари (в миру Моник Буржуа), ранее, до пострига, позировавшая ему для рисунков, и участвовавшая в разработке им купажей — рисунков, вырезанных из окрашенной гуашью бумаги. 20 цветных купажей составили в 1947 году книжку художника Джаз, чьё воздействие можно проследить в набросках Матисса к будущей Капелле.
Сестра Жак-Мари была одной из немногих монахинь доминиканского монастыря в Вансе, находившемся по соседству с виллой «Мечта», приобретённой Матиссом в 1943 г. На Матисса произвело воспоминание, что монахиня попросила его поправить наброски витражей, изготовленных ею для 1-го из которые монастырских построек, в этом живописец увидел «поистине небесное предначертание и некоторое Божественное знамение». Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье; так появилась мысль возведения маленькой капеллы. Для решения строительных задач к Матиссу был ориентирован юный послушник, брат Рейссинье, имевший архитектурное образование, разделявший идею художника об обновлении религиозного искусства.
Сначала декабря 1947 г. был сотворен общий план работы над будущей Капеллой Чёток для ордена доминиканцев. Работа продолжалась четыре года. Для часовни Матиссом были сделаны росписи стенок, цветные оконные витражи, каменный алтарь и бронзовый крест, установленный на кровле. Для совершения богослужения художником были также изготовлены наброски богослужебных облачений разных цветов.
Освящение Капеллы Чёток состоялось 25 июня 1951 г.
Интерьер
Капелла дамского монастыря в Вансе была очень невелика и рассчитана на нахождение в ней всего 12-ти монахинь. Длина строения составила 15 м, высота потолка — 5 м. Крыша, скрытая голубой и белоснежной черепицей увенчана высочайшим (12 м) кованым крестом и маленьким колоколом у основания. В согласовании с редчайшей, раннехристианской традицией, апсида и алтарь помещены в западной части храма. По левой стенке размещен ряд узеньких витражных окон.
Стенки капеллы покрыты белоснежными глазурными плитами, на которые узким чёрным контуром нанесены изображения — (святой Доминик, Богоматерь с малышом Иисусом.
Св. Доминик изображён художником со Священным Писанием у груди. Фигура святого изображена высотой более 4,5 м . Святой написан «без лица», с лицом без черт, обведённым только контуром : образ, сравниваемый исследователями с пустыми овалам лиц на картинах К. Малевича. Один из живописцев российского авангарда пишет о Капелле Чёток, как о событии в художественной жизни 1951 года: «У учителей наших (Матисса и Малевича) и у нашего поколения вопрос о лице в изобразительном искусстве стоял всегда, как один из главнейших вопросов..мы оказались как раз на стыке конца одной соборной идеи, другими словами идеи людского лица, и новейшей идеи — безликого овала. Наши учителя и выдвинули эту идею безликого овала, да, пожалуй, не только лишь выдвинули, а и решили ее до некий степени.» По отношению к этому виду, исследователи (П. Шнейдер) приводят слова Матисса:
«В сути, я являюсь медиумом, через которого являет себя Нескончаемое. Священное приходит из глубин безотчетного…»
С другой стороны храма расположена горизонтальная глиняная плита с изображением Богоматери; дева Мария и Малыш Христос стают с пустыми овалами лиц и контурами фигур, «словно вмещающими в себя бесконечность».
На восточной стенке часовни помещена глиняная плита со сценой Крестного пути Христа : 14 остановок Христа, идущего на Голгофу, начиная с суда Пилата, кончая оплакиванием. Движение фигур на плите происходит от нижнего левого угла вправо, потом поворачивает влево и наверху—опять вправо, по этому поверхность оказывается умеренно заполненной изображениями.
На южной стороне помещены витражи, изготовленные на сюжет Древа Жизни, «о котором в том же Апокалипсисе сказано, что оно растёт рядом с рекой воды жизни, светлой, как кристалл, и приносит двенадцать раз плоды, исцеляющие народы.»; их место заполнено голубыми и жёлтыми листьями на зелёном и голубом фоне. Чёрно-белый набросок в капелле отделён от цвета.
«…для меня Капелла приобретает смысл только во время службы, и я создавал её, помня о красивых чёрных и белоснежных облачениях. Когда начинается служба, раскрывается значение Капеллы в её гармонии с алтарём из сероватого камня Вара, на который падает блик витражей, — тогда моё произведение приобретает законченность».
Матиссом были сделаны также наброски утвари — дароносицы и дарохранительницы; торжественных ризы священников; в резьба древесной двери исповедальни. Стремясь к тому, чтоб «священник лицезрел паству и чтоб паства лицезрела его», Матисс придал максимально лаконичные формы алтарю, стоящим на нём канделябрам и бронзовому распятию, которые некие исследователи творчества Матисса (южноамериканский исследователь А. Барр) ассоциировали с распятием Антонелло да Мессина.
Чёрно-белые стенки Капеллы получают цвет, когда на их падает дневной свет, проходящий через витражные цветные стёкла, «преображая физический свет в духовный.»
Матисс очень высоко оценивал себе возможность воплощение этой последней значимой работы собственной жизни:
«Не я избрал эту работу, судьба обусловила мне её в конце моего пути, моих поисков, и в Капелле я сумел соединить и воплотить их».
«Я длительное время услаждался светом солнца и только позже сделал попытку выразить себя через свет духа» .
«Работа над Капеллой востребовала от меня четырёх лет только усидчивого труда, и она — итог всей моей сознательной жизни. Невзирая на все её недочеты, я считаю её своим наилучшим произведением. Пусть будущее подтвердит это суждение растущим энтузиазмом к этому памятнику, не зависящим от его высшего назначения».