Базилика Святых Петра и Павла (Капитульный храм Св. Петра и Павла) (чеш. Bazilika svatého Petra a Pavla; Kapitulní chrám sv. Petra a Pavla) — католический капитульный костёл в Вышеграде (Прага) в неоготическом стиле. Костёл является приходским и капитульным храмом Царского коллегиального капитула Святых Петра и Павла на Вышеграде. С 25 марта 2003 года обладает титулом малой базилики.
Содержание
1 История 2 Описание 3 Вышеградское кладбище 4 См. также 5 Примечания 6 СсылкиИстория
Повелитель Вратислав II и Древо Иессеево. Вышеградский кодекс, XI векПоявление храма в Вышеграде почти во всем связано с борьбой за власть меж князем Вратиславом II и его братом Яромиром, епископом Пражским, во 2-ой половине XI века. Как писал хронист, «Король не вожделел считать брата равным для себя, а епископ не желал быть ниже брата... Время от времени непримиримость меж ними доходила до таковой степени, что повелитель время от времени в торжественные деньки не имел при для себя епископа, который был должен ложить корону на его голову». Вратислав, желая сделать новый центр власти, выбрал собственной резиденцией Вышеград, где решил организовать и церковную компанию, независимую от Пражской епархии. В итоге в 1070 году был учреждён независящий от пражского епископа Вышеградский капитул, подчинявшийся конкретно римскому отцу (капитул оставался независящим до 1763 года), и заложен костёл Святых Петра и Павла по эталону римского храма Петра и Павла. Строительство храма, видимо, длилось до 1080 года. Если веровать хроникам, князь Вратислав лично участвовал в строительстве храма, доставив 12 корзин камешков для фундамента.
Костёл был возведён в виде базилики в романском стиле и предназначался в том числе для погребения в нём короля Вратислава II и членов царской семьи. Считается, что в 1092 году повелитель Вратислав был похоронен в этом храме, но археологические исследования не привели к обнаружению тут его останков.
В 1129 году храм был значительно расширен. В 1249 году в храме случился пожар, после которого костёл в главном утратил собственный романский вид и был восстановлен в виде раннеготической трёхнефной базилики. В 1295 году к базилике был пристроен нартекс, возможно, с западной стороны, остатки которого были на сто процентов снесены в 1888 году.
При императоре Карле IV в 1369 году в итоге масштабной реконструкции костёл получил вид готического трехнефного храма с капеллами в боковых нефах. Во время гуситских войн в 1420 году Вышеград был захвачен гуситами и храм Святых Петра и Павла при всем этом был значительно повреждён. В 1495 году после окончательного восстановления храм был поновой освящён.
В 1575 году итальянский конструктор Ульрико Аосталли де Сала и мастер Бенедикт работали над сводом по всей видимости головного нефа, а в 1576 году храм был перестроен в ренессансном стиле. В 1678 году в барочном стиле была построена колокольня, а в 1708—1711 и 1723—1730 годах была проведена реконструкция храма (сначала, свода и фасада) в стиле барокко. Создателем барочного проекта был чешский конструктор итальянского происхождения Ян Сантини, а управление работами производил Франтишек Максимилиан Канька. В 1740—1741 годах находящаяся в южной части пресвитерия капелла Святой Анны была перестроена, а после 1764 года в неё была перенесена чудотворная скульптура Девы Марии Шанцовской, которой с того времени посвящена эта капелла (так именуемая «Шанцовская капелла»).
Последней перестройкой храма стала начатая в 1885 году реконструкция в неоготическом стиле. Её создателем был узнаваемый конструктор Йосеф Моцкер. В процессе реконструкции был расширен пресвитерий, сделаны ризница и хранилище, барочный главный неф стал неоготическим и вновь получил собственный свод. Роспись пресвитерия и Шанцовской капеллы выполнил венский живописец Карл Йобст (1835—1907). На тимпане над основным входом храма Штепаном Залешаком в 1901 году был вырезан рельеф на тему «Страшного суда». Строительство завершилось в 1902—1903 годах, когда были построены две неоготические фронтальные башни, нареченные «Адам» и «Ева», проект которых был выполнен архитектором Франтишком Микшей, также была отстранена барочная колокольня, возведённая в 1678 году. После окончания реконструкции храм обрёл его сегодняшний внешний вид.
Во время реконструкции после 1887 года была вновь перестроена Шанцовская капелла. Капеллу подняли на один этаж, в ней вновь были проделаны окна в неоготическом стиле, потолок был преобразован в готический крестовый свод. Стенки капеллы были расписаны Карлом Йобстом сценами из жизни Девы Марии. Свод люнет капеллы были расписаны Франтишеком Урбаном и его женой Марией Урбановой. Неоготические алтарь и скамьи были изготовлены по проекту Моцкера в 1894—1895 годах
В 1988—1994 годах интерьер храма был значительно переделан, что потребовало больших издержек. 25 марта 2003 года папа Римский Иоанн Павел II наделил капитульный храм Святых Петра и Павла титулом малой базилики.
Скульптурный элемент над боковой дверцей базилики Вид на Вышеград и базилику со стороны Влтавы Тимпан над основным входом в базилику. «Страшный суд», Штепан Залешак. 1901 год Фасад базилики, неоготические башни «Адам» и «Ева»Описание
Храм представляет из себя трехнефную псевдобазилику в неоготическом стиле с капеллами и ризницами в боковых нефах, глубочайшим закрытым пресвитерием и 2-мя симметричными башнями по краям головного фасада. Неоготический фасад базилики богато украшен, кроме остального, порталами и башенками. На фасаде базилики находится памятная доска, рассказывающая крещении 14 чешских князей в 845 году в Регенсбурге.
Интерьер базилики изобилует украшениями в форме настенных узоров и фигурных росписей в стиле модерн, выполненных доктором Франтишеком Урбаном и его женой Марией Урбановой в 1902—1903 годах. Пресвитерий расписан фресками венского художника Карла Йобста, воспроизводящими сцены из жизни Святых апостолов Петра и Павла. Стенка левого бокового нефа содержит фреску в стиле барокко, на которой изображён предполагаемый вид Вышеграда в 1420 году.
Стеклянные витражи храма были сделаны по проекту Франтишека Секвенса. Главный алтарь базилики был вырезан в 1884—1889 годах резчиком Йозефом Грубешом по проекту Йосефа Моцкера. На алтаре изображены святые апостолы Петр и Павел и святые Кирилл и Мефодий.
В первой капелле справа находится каменный саркофаг в романском стиле XII века. Легенда говорит, что в нём находятся останки святого Лонгина, но по сути в нём был погребён один из представителей династии Пршемысловичей. В итоге археологических исследовательских работ в этой капелле был найден образ Девы Марии с малышом Иисусом, датируемый периодом правления Карла IV (1346—1378).
Во 2-ой капелле слева находится алтарь чешских покровителей, увенчанный сначала XX века резчиком Яном Кастнером в стиле модерн. В третьей капелле справа на алтаре меж видами Святого Вацлава и Святой Людмилы находится известное панно Девы Марии Дождевой — монумент готической живописи середины XIV века. Панно хранилось в коллекциях царей Карла IV и Рудольфа II. Этот образ возможно был привезён Карлом IV из Италии, где проходила его коронация, а в 1606 году панно было подарено храму Святых Петра и Павла в Вышеграде. Согласно преданию, образ Девы Марии Дождевой был написан самим евангелистом Лукой. Во времена засухи к виду Девы Марии приходили процессии с мольбами о дождике.
В Шанцовской капелле находится чудотворная полихромная скульптура Девы Марии с малышом, вырезанная из дерева в 1725 году в стиле барокко резчиком Шимоном Талером. Скульптура размещается на алтаре под балдахином меж наименьшими по размеру скульптурами Святой Цецилии и Святой Екатерины, сделанными в XIX веке. В восточной стенке капеллы находится ниша, в какой помещается стеклянный ларец с костями предполагаемых останков членов династии Пршемысловичей, могилы которых были разорены, а кости разбросаны по всему кладбищу в 1420 году.
Главный алтарь базилики Фреска в стиле барокко с предполагаемым видом Вышеграда в 1420 году Один из сводов базилики Одна из фресок в стиле модерн Вышеградское кладбище в ареале базиликиВышеградское кладбище
Основная статья: Вышеградское кладбищеКладбище в ареале храма Святых Петра и Павла было уже в 1260 году. В XVII веке веке тут было кладбище прихода Вышеградского капитула. В 1869 году кладбищу был дан статус государственного. Создателями первых мраморных надгробных памятников на южной и восточной стороне были архитекторы А. Барвитиус и Антонин Виегл, ученик Йозефа Зитека. По проекту Виегла были построены неоренессансные аркады по границам кладбища. Центральная аллейка Вышеградского кладбища ведет к пантеону Славин (построен за храмом в 1889—1893 годах по проекту А. Виегла), в каком покоятся известные деятели чешской государственной культуры и науки (Альфонс Муха, Отакар Маржак, Йосеф Вацлав Мысльбек, Богумил Кафка и многие другие).