Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 17:51

Базилика Святого Климента

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Базилика
Базилика святого Климента
Basilica di San Clemente

Основной восточный фасад Сан-Клементе
В какой стране находится: Италия
В каком городе: Рим
Какова конфессия: католицизм
Орденская принадлежность: доминиканцы
Тип: здания базилика
В каком архитектурном стиле: Романская архитектура
Кто архитектор: Фонтана, Карло
Когда основан (Дата основания): около 384 года
Основные даты:
около 384 года — Освящение "нижней" базилики
867 год — Перенесение мощей святого Климента
1084 год — Разрушение первой базилики
около 1100 года — Как долго продолжалось Строитель:ство: "верхней" базилики
1857 год — Обнаружение в результате раскопок "нижней" базилики
Какие имеет святыни и реликвии: мощи святого Климента, десница Игнатия Богоносца, частица мощей равноапостольного Кирилла
В каком состоянии: действующий храм «верхняя» базилика, музей «нижняя» базилика
сайт: Официальный сайт:

Описание "Базилика Святого Климента"

Координаты: 41°53′22″ с. ш. 12°29′51″ в. д. / 41.88944° с. ш. 12.49750° в. д. / 41.88944; 12.49750 (G) (O) (Я)

Базилика святого Климента (итал. San Clemente) — церковь в Риме, расположенная на улице Сан-Джованни-и-Латерано, меж Колизеем и Латеранским собором. Представляет собой уникальный археологический комплекс, включающий в себя верхний уровень (современная базилика, возведённая в XII веке), средний уровень (раннехристианская базилика, построенная в IV веке) и нижний уровень (два строения, возникшие в I веке новейшей эпохи). Современная базилика содержит исполненную раннехристианскими знаками мозаику XII века, фрески XV и XVIII веков. В раннехристианской базилике сохранились уникальные фрески IX века, содержащие, в том числе, 1-ые из узнаваемых надписи на простонародном итальянском языке. В базилике почивают мощи святого Климента, четвёртого римского епископа и 1-го из мужей апостольских, Игнатия Богоносца и малочисленные уцелевшие частички мощей равноапостольного Кирилла, славянского просветителя.

Содержание

1 Нижний уровень 1.1 Древние постройки 1.2 Тит Флавий Климент 2 Раннехристианская базилика 2.1 История 2.2 Предполагаемая гробница Кирилла 2.3 Фрески 2.3.1 Северный придел 2.3.2 Главный неф 2.3.3 Нартекс 3 Современная базилика 3.1 История 3.2 Главный портал 3.3 Внутреннее убранство 3.4 Главный неф 3.5 Главный алтарь и хоры 3.6 Апсида 3.7 Капеллы 3.7.1 Капелла святой Екатерины 3.7.2 Другие капеллы 4 В культуре 5 Посещение базилики 6 Титулярная церковь 7 В Российском Зарубежье 8 Примечания 9 Литература 10 См. также

Нижний уровень

Древние постройки

1-ые раскопки под церковью проводили приор базилики Джозеф Маллули и археолог де Росси в 1857 году и нашли поначалу базилику IV века. Ниже уровнем были обнаружены помещения I века, но этот участок длительное время оставался труднодоступным для исследователей из-за проникания подземных вод через стенки. Только в 1912 году был налажен сток воды — построен 700 метровый канал, соединивший Сан-Клементе с Большой клоакой. При всем этом был найден 4-й слой — руины домов, разрушенных во время Неронова пожара Рима 64 года. Руины были засыпаны землёй и послужили фундаментом для строений, составляющих нижний уровень комплекса 2-ух построек, разделённых узеньким проходом.

Митреум на нижнем уровне базилики. В центре алтарь Митры.

Над кирпичным зданием, размещенным поближе к Колизею (может быть, публичное здание конца I го века) во 2-ой половине II века был построен личный высотный дом с внутренним двориком. Этот дворик во 2-ой половине III века был перестроен в культовое сооружение для поклонения Митре: ведущие к дворику двери были замурованы и был надстроен свод.

В части самого строения была устроена — так именуемая митраистская школа, другими словами помещение, в каком неофиты готовились к посвящению в потаенны культа. Помещение было, может быть, богато декорировано, о чём свидетельствуют остатки мозаичного пола и потолок, увенчанный стукко. Культовые ритуалы проходили в триклинии — длинноватом гроте с потолком, увенчанном звёздами. По краям размещались длинноватые скамьи для адептов, по обеим сторонам находились нишы для статуй, а в центре размещен алтарь с изображением Митры, убиваюшего быка, и спутники Митры Каут (лат. Cautes) и Каутопат (лат. Cautopates).

2-ое здание было еще больше первого, сложено из больших блоков туфа и включало в себя большой внутренний двор, приблизительно соответственный главному нефу и правому приделу современной базилики. Это строение ещё стопроцентно не изучено, изученные же части принуждают полагать, что это было публичное здание, вероятнее всего монетный двор либо зерновой рынок.

Тит Флавий Климент

Уже в конце I века здание принадлежало, предположительно, консулу Титу Флавию Клименту, родственнику династии Флавиев. Предание утверждает, что он был потаенным христианином и был казнён за веру в царствование Домициана. В личном доме консула могли проводиться христианские богослужения, на которых председательствовал святой Климент, римский епископ, 3-ий преемник апостола Петра. По последней мере, уже к 200 году определённо понятно о «titulus Clementis» — месте христианских богослужений, связанном с именованием Климента (либо консула-мученика, либо епископа).

Раннехристианская базилика

История

После прекращения гонений в IV веке личное здание было обращено в церковь в форме базилики: широкий внутренний двор перевоплотился в главный неф, а окаймлявшие его анфилады комнат стали основой 2-ух боковых приделов. В понтификат Сириция (384-399) церковь была освящена в честь папы Климента, чьё имя совсем вытеснило из памяти имя его тёзки-консула.

В течение всего IV века церковь Сан-Клементе сосуществовала с находившимся рядом митреумом. Культ Митры был официально запрещён Феодосием Величавым в 395 году, после этого на месте митреума была построена апсида базилики.

Таким макаром, к концу IV — началу V века сложилась раннехристианская базилика в том виде, в каком её можно созидать на среднем уровне комплекса Сан-Клементе. Это была прямоугольная трехнефная базилика с необъятными апсидой и нартексом. Уже к этому моменту тут находилась десница Игнатия Богоносца, супруга апостольского, епископа Антиохии Сирийской, принявшего страдальческую погибель на арене Колизея.

Мозаика в апсиде и хоры современной «верхней» церкви принадлежали базилике «нижней», на что указывают бессчетные раннехристианские знаки, не понятные христианам XII века, но дорогие верующим более ранешних веков. На алтарной перегородке и стенах хоров современной базилики сохранились монограммы папы Иоанна II (533-535), до избрания на папский престол бывшего кардиналом-священником Сан-Клементе. Таким макаром, эти элементы были либо напрямую перенесены из «нижней» базилики в «верхнюю», либо заботливо реконструированы там в XII веке. В IX веке «нижнюю» базилику украсили до сего времени сохранившиеся фрески, являющиеся ценнейшим монументом христианского изобразительного искусства сих пор.

В IX веке в Сан-Клементе были перенесены мощи папы Климента, обретённые святыми Кириллом и Мефодием в Крыму и привезённые равноапостольными братьями в Рим. В 867 году папа Адриан II вместе с Кириллом и Мефодием перенесли мощи Климента в посвящённую его памяти базилику. 14 февраля 869 года Кирилл скончался в Риме и был, по желанию Адриана II и римского народа, погребён в Сан-Клементе.

В 1084 году Сан-Клементе была неисправимо повреждена во время пожара, последовавшего за взятием Рима норманнами под управлением Роберта Гвискара. Разумеется, что степень повреждений была такой, что было решено не восстанавливать базилику, а выстроить новейшую на месте старенькой. В новейшую «верхнюю» базилику были перенесены мощи Климента, Игнатия и Кирилла, также ценнейшие предметы убранства. В итоге скоро о существовании прежней «нижней» базилики под основанием новейшей «верхней» на сто процентов запамятовали. Только в 1857 году приор Сан-Клементе Джозеф Маллули в итоге раскопок вновь открыл миру раннехристианскую базилику.

Предполагаемая гробница Кирилла Сошествие Христа во ад

Согласно двум источникам Legenda Italica и Vita Constantini, равноапостольный Кирилл был сначало погребён в большой гробнице справа от алтаря. Археологи-доминиканцы, в силу собственного сана привыкшие находиться во время мессы в пресбитерии лицом к народу, восприняли указание «справа от алтаря» со собственной точки зрения, другими словами в конце южного придела. Обнаруженная в южном приделе пустая гробница была без колебаний идентифицирована в качестве первого места захоронения апостола славян.

Предполагаемая гробница Св. Кирилла в южном приделе

Это место со временем перевоплотился в славянский уголок. Каждый славянский люд установил тут мемориальную доску со словами благодарности собственному просветителю. Тут можно созидать доски от украинского, болгарского, македонского, сербского, греческого, хорватского народов; от Рф установлены сходу две памятных доски — от имени Российской православной церкви и от молодёжи Рф.

Со временем начальный вывод археологов подвергся серьёзному сомнению. Источники, указывавшие место погребения Кирилла, упоминают о большенном виде, исполненном над его гробницею. В южном приделе не удалось отыскать ни 1-го изображения, которое можно было бы идентифицировать как образ Кирилла.

Меж тем, в симметрично расположенном конце (справа от алтаря, исходя из убеждений мирян) найдена отлично сохранившаяся фреска IX века «Сошествие Христа во ад», в углу которой имеется поясное изображение епископа, держащего в левой руке Евангелие, а правой — благословляющей люд. Так что полностью допустимо, что Кирилл был погребен под этой фреской. Сама фреска представляет собою 1-ое в итальянском искусстве изображение на эту тему. Христос в развевающейся хламиде практически врывается в ад, попирая ногами Сатану, и выводит оттуда Адама.

Фрески Северный придел Богородица с Малышом (императрица Феодора?)

Наружняя стенка правого (северного) придела была когда-то стопроцентно покрыта фресками, только отчасти сохранившиеся до наших дней. На сегодня удалось идентифицировать сюжеты мученичества святой Екатерины и Ужасного суда.

Отлично сохранилась только одна фреска в нише, изображающая Богородицу с малышом, а на боковых поверхностях ниши — святые Евфимия и Екатерина. В 1959 году отец Доминик Дарси, сравнивая эту фреску со известными мозаиками в равеннской церкви Сан-Витале, нашел поразительную сходство Богородицы из Сан-Клементе с равеннской императрицей Феодорой. Соответственно, выдвинута версия, что сначало фреска представляла портрет Феодоры, супруг которой Юстиниан сделал огромные вклады в римские базилики, с 2-мя придворными дамами. В IX веке фреска была переосмыслена и дописана: Феодору посадили на трон, вручили малыша, и получившаяся фреска заполучила собственный сегодняшний вид. На сей день вопрос о начальном значении фрески остаётся дискуссионным.

Главный неф

В основном нефе слева от основного входа (из нартекса) находится отчасти сохранившаяся фреска «Вознесение». Композиция фрески представляет собой адаптацию обычного сиро — палестинского эталона. В высшей части Христос, окружённый ангелами, возносится на облаке. Конкретно под ним изображена Богородица в позе «оранты», другими словами с воздетыми руками, по обе стороны от неё застыли в трепете апостолы. В правой части фрески отлично сохранился образ святого Вита, симметрично ему слева изображён папа Лев IV (847- 855) с квадратным ореолом вокруг головы, что показывает на то, что фреска сотворена при жизни папы, выступающего тут не в качестве святого, а только донатора. Под образом Богородицы находится незаполненная ниша. Может быть, что тут помещалась реликвия — камень с Елеонской горы, на которой и вышло описываемое событие.

Существует и другое истолкование этой фрески. В согласовании с ним, тут представлено Вознесение не Христа, а Богородицы. В данном случае, считается, что явившийся на облаке Христос встречает Свою Мама, которая потому изображена раздельно от апостольской группы. Косвенным доказательством данной версии является узнаваемый факт глубочайшего почитания Львом IV праздничка Успения, получившего при всем этом отцу восьмидневное попразднество. Если принять эту версию, то в Сан-Клементе находится одно из более ранешних в западной иконографии изображение Вознесения Богородицы. Справа от «Вознесения» находятся отчасти сохранившиеся фрески IX века, представляющие последующие сюжеты: Распятие, Мироносицы во гробе, Брак в Кане Галилейской и Сошествие в ад.

Более известные фрески «нижней» базилики находятся на левой стенке головного нефа, их классические наименования — «Житие святого Алексия» и «Месса святого Климента».

Житие Алексия, человека Божия

Фреска «Житие Алексия, человека Божия», написана предположительно в интервале 1050 — 1100 годов и обхватывает последнюю, римскую часть жития святого (полное житие — смотри статью Алексий, человек Божий). В левой части одетый в рубище Алексий ворачивается в Рим и на дороге встречает отца, который не узнаёт отпрыска после семнадцатилетней разлуки. Мама Алексия, выглядывающая из окна, также не лицезреет в страннике собственного отпрыска. В средней части фрески действие переносится на семнадцать лет вперёд — папа Иннокентий I приходит к одру погибшего Алексия, сжимающего в руке некоторую хартию. В правой части фрески история заканчивается: по требованию папы погибший разжимает руку, и папа докладывает присутствующим содержание хартии, в какой Алексий обрисовал свою жизнь с момента ухода из родного дома. Горе родителей и жены Алексия ярко изображено художником: плачущая жена обымает тело собственного жениха, а предки в буквальном смысле рвут на для себя волосы.

Фреска представляет собой исключительное произведение, в каком условности византийской иконографии тесновато переплелись с драматизмом повествования. В отличие от классической иконы с клеммами, представляющими разные эпизоды жития, на этой фреске действия разворачиваются безпрерывно, делая зрителя очевидцем событий. Также фреска свидетельствует, что в XI веке житие Алексия было понятно в Риме в собственной поздней, конечной редакции, а почитание этого святого перешагнуло пределы монастыря на Авентинском холмике.

Над фреской, посвящённой Алексию, находится ещё одна, на которой изображён Христос, сидячий на престоле, с грядущими Климентом и архангелом Мишей (по правую руку), и святителем Николаем и архангелом Гавриилом (по левую руку). Все действующие лица подписаны, хотя их лики нереально разглядеть: они «отрезаны» полом «верхней» базилики.

Месса святого Климента.

Фреску «Месса святого Климента» отличает живость и драматизм изображения, и сложное драматическое повествование, не характерные классической византийской иконографии. Содержание фрески может быть передано последующим образом:

верхний регистр — святой Климент восседает на престоле, ему предстоят его предшественники по римской кафедре: апостол Пётр, святые Лин и Клет. Все действующие лица подписаны, но их головы «отрезаны» полом «верхней» базилики. средний регистр — святой Климент совершает мессу, в числе окружающих его христиан находится (по левую руку) юная дама Феодора. Супруг Феодоры, авторитетный язычник Сиссиний, прокрался прямо за супругой на мессу, но ослеп и оглох по молитве папы. Церковные служители выводят Сиссиния из церкви. нижний регистр — святой Климент посетил дом Феодоры и исцелил её супруга. Сиссиний, заместо благодарности, исполнен ярости и приказывает слугам схватить папу и выставить его вон. Речь Сиссиния передана простонародным итальянским языком (итал. vernacular), а не на классической латыни, и усыпана ругательствами:

Тащите, сукины детки. Гозмари и Альбертель (имена слуг), тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом.

Уникальный текст (итал.)

Fili dele pute, traite. Gosmari, Albertet, traite. Falite dereto colo palo, Carvoncele

Но по молитве Климента ослеплённые слуги тащат осколки колонны, принимая их за епископа. Сам же Климент, стоя в стороне, гласит (уже по латыни): «По вашему жестокосердию вам полагается нести это заместо меня». На этом фреска обрывает повествование, но их документ IV века «Acta» утверждает, что в конечном итоге Сиссиний всё-таки стал христианином и даже страдальцем. Бранные слова Сиссиния, по контрасту с благочестивым сюжетом, присваивают уникальный спектр всей фреске. Эта брань делает фреску неоценимым лингвистическим монументом, потому что, не считая неких подписей на документах, данные слова являются самыми ранешними из сейчас узнаваемых, написанных на итальянском языке.

Нартекс Волшебство святого Климента в Азовском море. Перенесение Адрианом II, Кириллом и Мефодием мощей св. Климента Посмертный трибунал (кусок) — Кирилл и Мефодий перед Христом и архангелами

Сначало нартекс отделялся от головного нефа только 4-мя колоннами. После землетрясения 847 года папа Лев IV отдал приказ заложить проход меж колоннами, а образовавшуюся стенку украсить фресками. Начальные фрески IX века не сохранились, потому что в XI веке по заказу местного семейства Рапиза (итал. Rapiza) они были изменены на две новые: «Чудо святого Климента в Азовском море» и «Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе».

На первой фреске изображено волшебство, о котором повествует «Acta» — источник IV века: папа Климент был брошен истязателями в Азовское море привязанным к якорю. Потом, ангелы похоронили тело страдальца в подводной пещере. Раз в год море отступало вспять, и местные христиане имели возможность поклониться мощам Климента, после этого море ворачивалось вспять. Дальше, фреска, следуя источнику, указывает, как в один прекрасный момент в гробнице был забыт ребёнок, а через год его мама, придя к мощам Климента, нашла собственного ребёнка живым. Подводный мир, окружающий гробницу, населён рыбами, медузами и скатами. В нижнем регистре фрески изображены святой Климент и донаторы — семейство Рапиза.

Дальше знаменитая история Климента повествует о том, что со временем море не стало отступать и обнажать гробницу святого. Только святые братья Кирилл и Мефодий, отправлявшиеся с миссией из Византии в Хазарский каганат, смогли обрести мощи. Потом, будучи приглашёнными отцом Николаем I, братья привезли в Рим мощи святого Климента. Встретивший их преемник Николая I Адриан II с честью принял Кирилла и Мефодия. Дальше фреска подключается к повествованию и указывает кульминационный момент — папа Николай (ошибка художника, по сути Адриан II) в сопровождении 2-ух братьев переносит крестных ходом мощи из собора в Сан-Клементе.

Напротив последней фрески, другими словами на наружной стенке нартекса, сохранилась фреска IX века, условно именуемая «Посмертный суд». В центре представлен благословляющий Христос, по его правую руку — архангел Миша и апостол Андрей, по левую — архангел Гавриил и святой Климент. Перед Христом преклонили колена две фигуры, призванные на посмертный «частный» (в отличие от последнего «всеобщего») трибунал. На сегодня принято считать, что этими фигурами являются Кирилл и Мефодий. В данном случае окружающие Христа лица имеют последующее значение: Климент свидетельствует о том, что братья обрели его мощи в Крыму; Андрей, некогда благовествовавший праотцам славян, является предшественником миссии святых братьев, Гавриил выступает в качестве вестника как в Ветхом (книжка пророка Даниила), так и в Новеньком (Евангелие от Луки) заветах, а Миша припоминает о том, что миссия братьев была воодушевлена Мишей III.

Современная базилика

История

Возобновление базилики связано с деятельностью кардинала Анастасия, кардинала-священника Сан-Клементе в течение четверти века (l099-1125), при покровительстве папы Пасхалия II, до собственного избрания на кафедру в 1099 году бывшего кардиналом Сан-Клементе. «Нижняя» базилика была заполнена строительным мусором, и на приобретенном основании воздвигнута современная «верхняя» базилика. Сегоднящая базилика уступает по размерам собственной предшественнице: левые (южные) приделы обеих церквей схожи по размерам, но, главный неф и правый придел «верхнего» храма стоят на основании «нижнего» головного нефа. Современная базилика, таким макаром, уже раннехристианской на ширину правого «нижнего» нефа. В «верхней» базилике были воссозданы мозаика апсиды и хоры, также сюда были перенесены чтимые реликвии. В понтификат Климента XI (1700-1721) и по его поручению конструктор Карло Стефано Фонтана выполнил современный кессонированный потолок. Тогда же место меж окнами в высшей части головного нефа было заполнено 10 фресками, изображающими почитаемых в храме святых — Климента, Игнатия Богоносца, Кирилла и Мефодия. В следующие столетия к базилике были пристроены капеллы.

В итоге обозначенных перестроек и дополнений базилика утратила первоначальную простоту и строгость, но заполучила бессчетные барочные черты. Ценнейшим приобретением базилики стали фрески XV века в капелле святой Екатерины, приписываемые учёными Мазаччо либо Мазолино.

Современная базилика пару раз сменила хозяев. В 1403 году папа Бонифаций IX передал базилику монахам-амброзианцам (Конгрегации святого Амвросия Медиоланского, основанной в 1379 году). В 1645 году, по протекции Камилло Памфили, кардинала-непота Иннокентия X, базилика была передана доминиканцам из монастыря при церкви Сан-Систо-Веккьо. В 1677 году ввиду усилившихся антикатолических гонений в Ирландии в Сан-Клементе пришли ирландские доминиканцы, управляющие базиликой и прилегающим монастырём по сей день.

Главный портал

Главный портал и фасад базилики покрашены в желтый цвет и облицованы стукко в стиле позднего барокко. Фасад украшен 4-мя древними колоннами ионического ордера, во дворе базилики размещен атриум с фонтаном XVIII века.

Внутреннее убранство

Современная церковь, воздвигнутая около 1100 года и не один раз перестроенная, представляет собой трёхнефную базилику с просторной апсидой, также пятью боковыми капеллами. Пол базилики выполнен в соответствующем для Рима стиле косматеско. Кессонированный потолок выполнен сначала XVIII века Карло Стефано Фонтаной, главный плафон считается наилучшей работой римского художника Джузеппе Кьяри (1654-1729).

Главный неф

10 фресок в основном нефе выполнены также сначала XVIII века. В левой части поочередно (от входа к алтарю, другими словами с востока на запад):

Святой Мефодий (создатель Пьетро Разина); Святой Климент дает плат Флавии Домитилле, супруге консула Тита Флавия Климента (создатель Пьетро де Пьетри); Святой Климент проповедует в Крыму (создатель Себастьяно Конка); мученичество святого Климента (его, привязанного к якорю, выбрасывают в море — работа Джованни Одацци); перенесение мощей Климента в Сан-Клементе в 867 году (создатель — Джованни Одацци).

В правой части находятся фрески (в том же порядке):

святой Кирилл (создатель Пьетро Разина); кончина святого Сервула (лат. Servulus) — нищего, просившего милостыни в Сан-Клементе, в согласовании с рассказом папы Григория Величавого (создатель Томмазо Кьяри); Траян приговаривает Игнатия Богоносца к растерзанию зверьми (создатель — Пьястрилли); прощание Игнатия со святым Поликарпом Смирнским (создатель Джакомо Триджа), мученичество Игнатия на арене Колизея (создатель Пьерлеоне Джецци) Главный алтарь и хоры Главный плафон Пол в стиле косматеско Главный алтарь и хоры

Главный алтарь, хоть и в реальном виде существует с 1726 года, выполнен в стиле, соответствующем для большинства римских базилик. Под алтарём находится конфессия (confessio)- малая часовня, содержащая ковчег с мощами святых Климента и Игнатия. Алтарь накрыт сверху киворием, увенчанным изображением якоря — сразу атрибутом мученичества Климента и древнехристианским эмблемой спасения. Сам киворий перенесён из «нижней» базилики, а вот колонны, его поддерживающие, относятся к XV-XVI векам. Вобщем, две из четырёх уникальных колонн VI века сохранились — они стали частью надгробия кардинала Венерио в южном приделе церкви.

Расположенные перед алтарём мраморные хоры (лат. Scuola Cantorum) были сооружены отцом Иоанном II (533-535) и в XII веке перенесены из «нижней» в «верхнюю» базилику. На мраморных панелях хоров вырезаны рыба, голубь и чаша — раннехристианские знаки, указывающие на самого Христа, на мир, принесённый Христом верующим в него, и на евхаристию. Тут же сохранились монограммы донатора — папы Иоанна II. Единственными дополнениями, привнесёнными в хоры в XII веке, стал 2-ой (левый) амвон и пасхальный подсвечник.

Апсида Мозаика апсиды и триумфальная арка «Крест-Древо жизни», кусок мозаики апсиды

Высшую часть поверхности апсиды занимает превосходная по размерам и плану мозаика XII века. Судя по бессчетным раннехристианским символам, исследователи делают вывод, что данная мозаика либо перенесена из «нижней» базилики, либо выполнена по мотивам аналогичной мозаики IV-V веков.

Центром мозаики является крест с распятым Спасателем, заполненный различными значениями:

мост, соединяющий землю и небо, и по этому мосту души (символически изображённые в виде голубей) подымаются в Царствие Небесное. источник воды живой, о котором гласит Откровение («И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Отк. 22:1)). Из источника снимают жажду олени либо лани (реминисценция псалма 41: «Как лань вожделеет к потокам воды, так вожделеет душа моя к Для тебя, Боже!» (Пс. 41:2)). Оленей изображено два, что показывает на то, что ко Христу обратились как бывшие язычники, так и иудеи. древо жизни (Быт. 2:9), утерянное прародителями (Быт. 3:22) из-за грехопадения, но вновь ставшее легкодоступным благодаря Христу (Отк. 22:2). виноградовая Лоза, питающая своими соками ветки — членов церкви (Ин. 15:1). Присутствующий на мозаике феникс также является эмблемой победы Христа над гибелью.

Мотив райского блаженства христиан, выручилённых Христом, повторяется в нижнем регистре мозаики. Тут изображена вереница овец, окружающих несущего крест Агнца, другими словами Христа.

Над крестом простёрта рука Бога Отца в сфере — знаке небесной славы. В конце концов, в самом высшей части мозаики представлена монограмма Христа в эллиптическом диске — ещё один знак победы Христа.

Ветки лозы, произрастающие из креста, живописно простираются по всей поверхности мозаики. В ветвях можно созидать птиц, цветочки и людей. Четыре людские фигуры, облачённые в бело-чёрные облачения, подписаны: это латинские Отцы Церкви блаженные Августин и Иероним, святители Григорий Величавый и Амвросий Медиоланский.

Триумфальная арка, предваряющая апсиду, также выполнена в XII веке, но, может быть, имеет первоисточником мозаику из «нижней» апсиды. В центре помещено изображение Христа Пантократора, одной рукою держащего Евангелие, а другой благословляющего верных. Окружают Его четыре символические существа из Откровения (Отк. 4:6-8), обычно изображающие четырёх Евангелистов: телец (Матфей), лев (Марк), ангел (Лука) и орёл (Иоанн Богослов). С одной стороны от Христа и созданий представлены Исайя, призывающий благословить «Господа, сидячего на престоле высочайшем и превознесенном» (Ис. 6:1), апостол Павел и великомученик Лаврентий, который «научился от Павла принять Крест» (цитируются надписи на свитках, которые держат в руках святые). С другой стороны, изображён Иеремия, утверждающий: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар. 3:36), Климент и апостол Пётр, призывающий Климента «воззреть на Христа, которого я (другими словами Пётр) проповедал тебе»

Справа от алтаря, на стенке, завершающейся триумфальной аркой, находится табернакль конца XIII века, дар кардинала Джакомо Гаэтани, племянника Бонифация VIII. В табернакле, выполненном, предположительно, Арнольфо ди Камбио, изображены папа (его изображение в точности соответствует фигуре, вырезанной на гробнице в гротах под собором святого Петра), представляющий собственного племянника-донатора святому Клименту.

Капеллы Капелла святой Екатерины Распятие (Мазолино либо Мазаччо)

Капелла святой Екатерины примыкает к южному нефу, слева от основного входа, другими словами в юго-восточном углу базилики. Капелла была воздвигнута меж 1411 и 1431 годами, другими словами в тот просвет времени, когда её основоположник кардинал Бранда ди Катильоне был кардиналом-священником Сан-Клементе. Капелла примечательна фресками, изображающими Распятие и эпизоды жития святой Екатерины Александрийской, Амвросия Медиоланского и святого Христофора. Большая часть исследователей говорят, что фрески принадлежат кисти Мазолино и выполнены меж 1428 и 1431 годами, кроме Распятия, написанного несколько ранее Мазаччо. Существует обратная точка зрения, согласно которой фрески написаны, напротив, Мазаччо в 1425 — 1428 годах, а Мазолино только окончил работу после погибели предшественника.

Святая Екатерина одолевает в диспуте александрийских философов.

На левой стенке серия фресок иллюстрируют житие святой Екатерины Александрийской:

верхний регистр, 1-ая панель — Екатерина протестует против преследований христиан перед царем Максенцием; нижний регистр, 1-ая панель — Екатерина одолевает в диспуте 50 наилучших александрийских философов; верхний регистр, 2-ая панель — заключённая Екатерина направляет ко Христу супругу правителя Максенция, Максенций приказывает обезглавить супругу; нижний регистр, 2-ая панель — Екатерину, приговорённую к колесованию, волшебно выручает ангел; нижний регистр, 3-я панель — Екатерина обезглавлена; верхний регистр, 3-я панель — ангелы переносят тело Екатерины на гору Синай.

На правой стенке капеллы изображены эпизоды жития святого Амвросия, на обратной входу стенке — Распятие, на входной арке — Благовещение. На стенке, поддерживающей входную арку, находится фреска с изображением святого Христофора. Последняя примечательна бессчетными граффити, оставленными паломниками. Самые ранешние надписи датируются 1459, 1461 и 1481 годами.

Другие капеллы

В «верхней» базилике находятся ещё четыре капеллы, наименее известные, чем капелла святой Екатерины.

Заглавие капеллы Дата Описание Иоанна Крестителя XV век Была сооружена в северо-западном углу церкви (справа от головного алтаря) для почитания мраморной скульптуры святого. Святого Кирилла 1882-1886 годы Была устроена в северном нефе на средства папы Льва XIII, алтарный образ, написанный Сальви ди Сассоферрато, принадлежит к XVII веку. Сюда в ноябре 1963 года была помещена частичка мощей равноапостольного Кирилла — единственная из похищенного в 1798 года ковчега, которую удалось случаем найти в июне 1963 года. Капелла святого Доминика В северо-восточном углу церкви (симметрично капелле святой Екатерины). Была расписана Себастьяно Конка в 1715 году. Конкретно в этой капелле прямо до 1798 года находились мощи святого Кирилла. В 1798 году, во время первой Римской республики, ковчег был вскрыт в присутствии очевидцев, удостоверивших наличие в нём «костей и праха». Потом ковчег был перемещён в Санта-Мария-Нуова, а в будущем году пропал навечно. Капелла Святых Таин 1617 год Капелла в юго-западном углу церкви сначало была освящена в честь Рождества Богородицы, потом в XVIII веке Розарию, а в текущее время там помещены для поклонения Святые Дары. Алтарный образ принадлежит Себастьяно Конка (1714), фреска справа от входа в капеллу (Мадонна с Малышом) — Джакопо Зукки (около 1570-1590 годы), а над входом — фрески с пророками Исайей и Иеремией.

В культуре

По виду римской базилики Сан-Клименте была построена Фриденскирхе в парке Сан-Суси, Потсдам.

Посещение базилики

Митреум открыт для посещения. На нижнем уровне базилики находятся также маленькие подземные захоронения — катакомбы, помещение с 16 нишами-локулами, датируемые VII—VIII веками.

Титулярная церковь

Церковь Святого Климента является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Святого Климента. В различные времена ими являлись:

Ренат (492 — ранее 494) Петр (494- ранее 499) Урбик (499-?) Меркурий (ранее 532-532) Меркурий Иовиан (либо Юный) (537-?) Специй (либо Специоз) (590-?) Кандид (590) Григорий Старший (731- ранее 745) Григорий Младший (745?-?) Григорий (746?-?) Сергий (853-?) Иоанн (993- ранее 1012) Себастьян (1012- около 1021) Роберт (1021- около 1029) Бенедикт (около 1029 — ранее 1049) Гуго Простодушный, O.S.B (1049-1061) Роман (1061-1063) Пьетро Орсини (1070 — около 1073) Ранье́ро Бье́да, C.R.L. (1073-1078) Джан-Роберто Капизуччи (1088 — около 1095) Анастасио (около 1095 — 1125) Луиджи Лучиди (1120?-?) Уберто Ратта (1125- около 1138) Луций Боэций, O.S.B. (1138- около 1144) Бернард, постоянный каноник церкви св. Фридиана (1145—1158) Эррико (1161), псевдокардинал антипапы Виктора IV II Опидзо (1167), псевдокардинал антипапы Пасхалия III Вернаверо (либо Вернаверий, либо Верраверий) (1170- около 1178) Уго Пьерлеони (1178- около 1183) Пьетро Орсини (1188) Джованни да Витербо (1189—1199) Гильом Ферьер (либо де Ферьер) (1294—1295) Джакомо Томази Каэтани (1295-1300) Бернар Жарр (либо Гарв) (1316—1328) Пьер Бертран (1331—1348 o 1349) Хиль Альварес де Альборнос(1350—1356) Гильом де ла Жюже (либо Жюжи) (1368—1394) Пьер де ла Жюже (либо Жюжи), O.S.B. (1375—1376) Жерар из Ле-Пюи, O.S.B. (1377—1389), поклявшийся служить антипапе Клименту VII в 1378 Пончелло Орсини (1378-1395) Хайме Арагонский (1389—1391), псевдокардинал антипапы Климента VII Беренгарий из Англесолы (1397—1406), псевдокардинал антипапы Бенедикта XIII Габриэле Кондульмер (либо Кондульмаро, либо Кондульмерио) (1408—1411) Бранда Кастильоне (1411-1431) Гуго де Лузиньян (1431) Франческо Кондульмер (1431-1445) Энрико Рампини де Сант-Аллозио (1446—1450) Свободно (1450-1456) Джованни Кастильони (1456-1460) Бартоломео Роверелла (1461—1476) Джакопо Антонио Веньер (либо Веньери) (1476-1479) Доменико делла Ровере (1479-1501) Хайме Серра (1502—1511) Франческо Арджентино (1511) Свободно (1511-1517) Джулио Медичи (1517) Луиджи де Росси (1517-1519) Доменико Джакобацци (либо Джакобаччи, либо Джакобатии) (1519-1527) Андреа Маттео Пальмиери (1527—1537) Джироламо Гинуччи (либо Джинуччи) (1537-1541) Джанпьетро Караффа (1541-1543) Родольфо Пио де Карпи (1543-1544) Пьетро Бембо, O.S.Io.Hieros. (1544-1547) Хуан Альварес-и-Альва из Толедо, O.P. (1547-1551) Джованни Баттиста Чикала (либо Чикада) (1551-1565) Джованни Антонио Капицукки (1565-1569) Луиджи Корнаро (Альвизи) (1569-1570) Джованни Антонио Сербеллони (1570) Стани́слав Го́зий (1570-1578) Джованни Франческо Гамбара (1578-1579) Маркус Ситтикус фон Гогенэмс (1579-1580) Альфонсо Джезуальдо (1580-1583) Просперо Сантакроче (1583-1589) Винченцо Лаурео (1589-1592) Фламинио Пьятти (1593—1596) Джованни Франческо Бьяндрате ди Сан-Джорджо Альдобрандини (1596-1605) Карло Конти ди Поли (1605-1613) Жан де Бонси (1615—1621) Дезидерио Скалья, O.P. (1621-1626) Джованни Доменико Спинола (1626-1629) Свободно (1629-1637) Марко Антонио Франчотти (1637-1639) Винченцо Макулани, O.P. (1642—1667) Иннико Караччоло (1667-1685) Свободно (1685-1690) Фердинандо д’Адда (13.02.1690-1696) Томмазо Мария Ferrari, O.P. (1696-1716) Свободно (1716-1722) Аннибале Альбани (1722-1730); in commendam (1730-1751) Козимо Империали (1753—1759) Джованни Франческо Альбани (1759-1760) Карло Редзонико (1763—1772) Франческо Карафа делла Спина ди Траэтто (1773—1788) Стефано Борджиа (1789—1804) Свободно (1804-1816) Бенедетто Наро (1816-1832) Бенедетто Капеллетти (1832-1834) Франческо Канали (1834-1835) Пьетро Остини (1836—1843) Антонио Мария Кадолини, B. (1843-1851) Доменико Луччарди (1852—1864) Анри-Мари-Гастон Буанорман де Боннешоз (1864-1883) Гульельмо Санфеличе д’Аквавелла (1884—1897) Гийом-Мари-Ромен Сурриё (1898—1899) Дженнаро Портанова (1899-1908) Уильям Генри О’Коннелл (1911—1944) Джон Джозеф Гленнон (1946) Йоханнес де Йонг (1946-1955) Амлето Джованни Чиконьяни (1958—1962) Лоуренс Джозеф Шиэн (1965—1984) Адрианус Йоханнес Симонис (25.05.1985-)

В Российском Зарубежье

В 1930 году в базилике свершилась хиротония в сан епископа апостольского визитатора для католиков в Российском апостолате в Зарубежье Петра Бучиса, MIC. Сразу бы рукоположен в сан священника Волконский, Александр Михайлович

В 1952 году архиепископ Александр Евреинов освятил в базилике новый престол, подаренный словацкими католиками Америки и Канады, устроенный над могилой просветителя славян равноапостольного Кирилла.

Прочитано 774 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...