Координаты: 40°38′19″ с. ш. 22°56′52″ в. д. / 40.6388222° с. ш. 22.9478583° в. д. / 40.6388222; 22.9478583 (G) (O) (Я)
Базилика Святого Димитрия — пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городке Салоники на месте римских терм, там, где, согласно преданию, умер великомученик Димитрий Солунский. Сначало на этом месте был сооружён маленькой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров посреди либо конце VII века было построено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения городка грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание очень пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в список объектов Глобального наследства в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.
Содержание
1 История базилики 1.1 Византийский период 1.2 Турецкое владычество 1.3 Современное состояние 1.3.1 Включение в число объектов Глобального наследства 2 Архитектурные изыски 3 Внутреннее убранство 3.1 Колоннада 3.2 Мозаики 3.3 Фрески 4 Крипта базилики 5 Реликвии святого Димитрия 5.1 Мощи святого 5.2 Кровь святого 6 Сноски и источники 7 Литература 8 СсылкиИстория базилики
Интерьер базилики Византийский период1-ая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял страдальческую погибель святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена меж 313—323 годами. Спустя 100 лет, в 412—413 годах иллирийский боярин Леонтий в память об избавлении его от паралича выстроил первую огромную церковь меж превратившимися в руины древними банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была размещена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, потаенно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.
По другой версии, 1-ая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках исключительно в V веке (имеются разногласия в датировке — или его начало, или последняя четверть). Схожая датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городке Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи были бы перенесены в Салоники или после захвата городка Аттилой в 441 году, или аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).
Базилика пострадала от пожара в правление правителя Ираклия (возможно, в 629—634 годах), но была стремительно восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший посреди центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стенки и кровлю, увенчанную крестом. Снутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли входить вовнутрь и возжигать перед ним свечки. Описание кивория было изготовлено фессалоникийским архиепископом Иоанном посреди VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (понятно только по акварелям британского конструктора У. С. Джорджа).
После чего пожара были изготовлены последние строй работы, придавшие базилике современный вид. В тот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Совсем интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде была найдена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего ранее от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, возможно является папой равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при полководце Салоник.
Колоннада базилики до пожара 1917 года (набросок 1910 года)О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениата в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению городка арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала):
…не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного страдальца Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную заслугу. Собирая люд по чередою наступающим праздничкам в собственных стенках, храмы эти дарят прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и компании чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосный и сладостный сонм и чарует взгляд великолепием сверкающих риз, и услаждает слух качественным псалмолением.В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена (см. раздел Реликвии святого Димитрия).
В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме малеханькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.
Турецкое владычествоПосле завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на куцее время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время праздничной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, отдал приказ бросить храм в распоряжении христиан, но все декорации храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался вполне разграбленным.
В 1493 году церковь была обращена в мечеть Касымие-джами и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в маленьком приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были скрыты под штукатуркой и новыми стенками.
Современное состояние Мраморная чаша для освящения воды во дворе базиликиБазилика фактически стопроцентно выгорела при пожаре 6 августа 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в процессе реставрации был найден вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.
В процессе величавого пожара 1917 года очень пострадала кровля и мраморная облицовка стенок. При всем этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают декорировать стенки базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации очень были применены старенькые колонны, сохранена древняя стенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенках выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была поновой построена из бетона, но сохранила внешний облик беспотолочной древесной кровли, соответствующей для эллинистических раннехристианских базилик.
После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся постоянные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, не считая мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена неподалеку от амвона).
В современных Салониках базилика размещена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом древней агоры на скрещении улиц Селевку и Святого Димитрия.
В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия.
Включение в число объектов Глобального наследства15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Глобального наследства ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городке Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Интернациональный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием способности их включения в реестр. На 14-й сессии Комитета Глобального наследства, состоявшейся в Бразилии 5—9 декабря 1988 года, обозначенная группа памятников была включена в Перечень объектов Глобального наследства под номером 456.
План базиликиАрхитектурные изыски
Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства употреблялся кирпич и камешки от более ранешних строений.
Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая большая церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.
Алтарная часть увенчана конхой и имеется исключительно в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от головного алтаря размещен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.
Кровля состоит из 5 скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, украшенная крестом. С внешней стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в текущее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.
Внутреннее убранство
Колоннада Капитель, увенчанная головами барановНефы базилики делит колоннада из белоснежных, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Возможно, они были взяты из более старенькых строений (они различаются по высоте и по внешнему облику капителей). Во время реконструкции базилики после пожара (позже 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения. Капители очень многообразны; в особенности роскошно смотрятся капители с листьями колющегося кустарника (аканфа), развевающегося на ветру. Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось мало. Такие капители есть, к примеру, в храме святого Аполлинария в Равенне, также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии. Листья имеют форму узоров и заключены в зубчатую рамку, над 2-мя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья размещены вертикально и их кончики зубчатой формы глядят вниз. В углах размещены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В неких местах заместо завитков в углах размещены головы баранов с витыми рогами.
Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого либо зеленого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белоснежного, чёрного и красноватого мрамора. В текущее время декорации на колоннаде фактически отсутствуют, их внешний облик известен только по рисункам, изготовленным сначала XX века.
МозаикиВ процессе реставрации удалось сохранить некие мозаичные полотна VII-VIII веков (другие погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — чуть ли не единственные, пережившие в Византии эру иконоборчества. Тяжело сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках видна древная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Но, при сопоставлении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими монументами такого же периода, приметно богатство восточных типов, склонность к передним построениям и поболее подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет личные черты лица, что свидетельствует о различном времени их выполнения.
Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были типичным вотивом, выполненным по специальному заказу, что разъясняется случайным нравом композиций.
К более отлично уцелевшим мозаичным полотнам относятся:
Мозаика «Святой Жора и малыши» Мозаика «Святой Димитрий с ктиторами» Димитрий со священнослужителямиМозаика была найдена в процессе реставрационных работ при сносе стенки, построенной турками с правой стороны алтарной части базилики. Святой изображен держащим руку на плече священника, выражая свою доброжелательность. Сначало светлая прямоугольная рамка вокруг головы священнослужителя была принята за ореол, но после обнаружения мозаики «Святой Димитрий с ктиторами» был изготовлен вывод, что этот квадрат является бойницей в городской стенке, на фоне которой изображены фигуры. Низ мозаики содержит надпись «Счастливейший страдалец Христов, любящий город, окружён заботой обитателей и гостей городка».
Св. Жора и малышиМозаика размещена в западной части алтаря. Лица деток имеют личные черты и мозаика, возможно, является вотивным изображением от родителей в благодарность за исцеление деток. Святой держит руку на плече 1-го из их, а другая поднята с раскрытой ладонью. Этот жест, возможно, условно изображает, что святой молится. Это одна из самых старых мозаик базилики (возможно выполнена сходу после её ремонта посреди VII века). На ней святой представлен юным человеком с идеализированными чертами лица и маленькими прямыми русыми волосами, одетым в хитон и шикарную мантию.
Димитрий с ктиторамиТакже одно из наистарейших мозаичных полотен. Димитрий изображён в окружении церковного (справа) и светского (слева) правителей городка. Считается что это префект Леонтий и архиепископ Иоанн, которые организовали восстановление базилики после пожара VII века. Доброжелательность святого к ним выражается положением его рук, которые он держит на их плечах. Под мозаикой имеется надпись последующего содержания: «Справа и слева видны строители славного строения страдальца Дмитрия, который отразил волну варварских флотов и выручил город». Речь идёт об осаде городка славянами в 616 году. Святой одет в мантию, украшенную таблионом — четырёхугольной нашивкой другого цвета на уровне груди, что отражает авторитетное происхождение Димитрия, упоминаемое в его житии.
Богородица и святой Феодор СтратилатМозаика размещена в южной стороне алтарной части и относится к рубежу IX и X веков. Богоматерь и святой Феодор изображены молящимися, а в вышине над ними видна фигура Христа, благословляющего их правой рукою. В руках Богородицы свиток со словами: «Господь Бог, соизволь услышать глас моей молитвы, потому что я молюсь за людей». Считается, что мозаика была заказана верующими, получившими исцеление от заболеваний. Об этом свидетельствует благодарственная надпись под ней: «…я Для тебя предназначил в символ благодарности, хоть и был разочарован людьми, Твои силы вдохнули в меня жизнь».
Остальные мозаики, наименее отлично сохранившиеся:
Святой Димитрий с подводимым к нему юношей (Димитрий изображён в позе оранта, ладошки выложены золотой смальтой), Святой Димитрий и два ангела (может быть, это изображение Димитрия Солунского в Царствии Небесном — аллюзия на эпизод из его жития с увенчанием его ангелом в темнице) — мозаики западной части храма, конец V — VI века; Вотивный цикл, иллюстрирующий главные этапы жизни девченки включает сцены: «Димитрий подводит донатора к восседающей на престоле Богоматери с Младенцем», «Димитрий на престоле на фоне кивория воспринимает ребёнка из рук матери», «Димитрий в позе оранта, с мамой и детками, подносящими святому свечи», «Ребёнок, сопровождаемый родителями, подносит голубей святому Димитрию». Мозаики располагались во внутреннем северном нефе, сделаны сначала VII века; Святые Сергий, Вакх и Димитрий с восстановителями храма после пожара — мозаики алтарных столбов, середина VII века. Фрески Праздничный заезд правителя в городФрески, украшавшие ранее стенки базилики, сохранились исключительно в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько шагов в VIII—XIV веках. Посреди их в более неплохом состоянии находятся:
Преподобный Лука (Стириот); Нашествие варваров на Салоники. Изображена осада городка славянскими племенами в 616 году, победа греков при которой приписывается заступничеству святого Димитрия. На фреске видно изображение церкви, которую принято считать базиликой Святого Димитрия, и надпись «святая церковь у стадиона»; Молящийся святой Димитрий (XII век); Димитрий укрывает плащом архиерея с ореолом, в саккосе и омофоре, который кадит святому, выше Богородица с малышом Христом. Фреска выполнена в последней третьи XIV века. Существует мировоззрение, что архиерей — это Григорий Палама, архиепископ Салоник, а Богородица изображена не с Христом, а с Иоасафом Индийским (патрон по монашескому имени правителя Иоанна VI Кантакузина). Данной интерпретации противоречат иконографические признаки изображённых; Аллегоричная фреска с изображением человека, которого преследует дикое животное; Правитель, подъезжающий к городку — более отлично сохранившаяся, выполненная на высочайшем художественном уровне, сцена подъезда византийского правителя (может быть Юстиниана II) к Салоникам.По данным проведённых сначала XXI века исследовательских работ, одним из создателей фресок базилики является известный греческий богомаз Мануил Панселин.
Конха апсиды базилики (фрески выполнены при реставрации в первой половине XX века) Епископская кафедра Киворий для раки с мощами святого Димитрия (размещен в левом нефе базилики)Крипта базилики
Крипта базилики (навес с колоннами) Крипта базиликиКрипта была найдена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые размещались снаружи строения со стороны алтаря. На данный момент вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.
Крипта содержит в себе место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и размещается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в какой в древности покоились мощи святого, также полукруглого места с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, созданная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.
В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в текущее время.
В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены статуи и другие находки, изготовленные в процессе раскопок, также часть мозаик, ранее украшавших стенки базилики. К более ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, также восстановленный амвон храма и строительные статуи ранешнего храма.
Реликвии святого Димитрия
Рака с мощами святого Дмитрия СолунскогоБазилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем артефактов, связанных с этим святым. Вначале центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий, который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими. Позже акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины XI века почитались как мироточивые.
Мощи святогоВ текущее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, сделанном заместо утраченного при пожаре в VII веке серебряного (это 2-ой мраморный киворий святого Димитрия, 1-ый был уничтожен в 1430 году при захвате городка турками). Предположительно в конце XII — начале XIII века, может быть, в период существования латинского царства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве городка Сан-Лоренцо-ин-Кампо и возвратились назад в Салоники исключительно в XX веке: в 1978 году — добросовестная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось 6 огромных частиц).
Раковина для сбора мира в крипте базиликиМощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский докладывает, что мироточение понятно с VII века, но Иоанн Скилица 1-ый письменно сказал о том, что мироточение в первый раз появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранешние из которых датируются XI — XII веками. Миро почиталось не только лишь христианами. Иоанн Анагност, описавший захват городка турками, докладывает что миро набирали и мусульмане, считавшие его мед снадобьем от всех заболеваний.
С XIV века заместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (1-ое письменное упоминание изготовлено в 1330 году Никифором Григорасом). В тот же период из-за исчезновения мощей из храма появилась легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца закончились в 1493 году, когда базилика была преобразована в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).
В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат обрисовывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, поджаривали на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в текущее время закончилось, раку святого открывают на вечерни в канун денька памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную благоуханной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.
Кровь святогоКульт крови великомученика появился уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский докладывает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу собственного государя, орошенную его честною кровью, в какой намочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес»). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был найден стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём вначале была размещена гробница святого Димитрия в какой, по воззрению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Величавой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Английском музее).