Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 17:51

Базилика Святого Адальберта

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Церковь
Базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии и Святого Адальберта
венг. Nagyboldogasszony és Szent Adalbert Prímási Főszékesegyház

Главный фасад базилики
В какой стране находится: Венгрия
В каком городе: Эстергом
Какова конфессия: Католицизм
Епархия: АрхиЕпархия: Эстергом-Будапешт
Тип: здания Базилика
В каком архитектурном стиле: неоклассицизм
Кто автор проекта: Пал Кюнель, Йожеф Хильд
Строитель: Янош Пакх
Кто архитектор: Q1227684?
Когда основан (Дата основания): 1001 год
Как долго продолжалось Строитель:ство: 1822—1856 годы
Основные даты:
1010 год — Как долго продолжалось Строитель:ство: первого собора
1304 год — разрушение первого собора
XIV век — Как долго продолжалось Строитель:ство: второго собора
1543 год — разрушение турками второго собора
1822 год — начало Строитель:ства базилики
1856 год — освящение базилики
Статус: Кафедральная базилика Эстергомской архиепархии и примаса Венгрии
сайт: Официальный сайт:

Описание "Базилика Святого Адальберта"

Координаты: 47°47′56″ с. ш. 18°44′11″ в. д. / 47.79889° с. ш. 18.73639° в. д. / 47.79889; 18.73639 (G) (O) (Я)

Базилика Святого Адальберта, Эстергомская базилика (полное заглавие — Базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии и Святого Адальберта) — католический собор в венгерском городке Эстергом, главный католический храм страны. Базилика Эстергома служит кафедральным собором архиепархии Эстергома-Будапешта и кафедрой примаса Венгрии.

Содержание

1 Общее описание 2 Интерьер 2.1 Алтарное место 2.2 Капелла Бакоца 2.3 Крипта 2.4 Сокровищница 2.5 Орган 3 История 3.1 Предыдущие соборы 3.2 Строительство 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

Общее описание

Вид на базилику с Дуная Интерьер собора

Эстергомский собор — самое высочайшее здание Венгрии и наибольшая церковь страны. В перечне больших церквей мира занимает 18-е место. Длина сооружения — 118 метров, ширина — 49 метров и высота — 100 метров. Базилика размещена на высочайшем холмике на берегу Дуная, что зрительно наращивает её высоту. Базилика отлично видна не только лишь фактически из хоть какой точки Эстергома, да и из примыкающих городов, включая словацкий Штурово.

Храм построен в стиле неоклассицизм и имеет крестообразную форму. В месте скрещения поперечного трансепта с основным нефом размещен мощный купол высотой 71,5 метров и поперечником 33,5 метра. Купол размещен на световом барабане с 12 окнами. На купол допускаются гости, подъём осуществляется по узенькой винтообразной лестнице, со смотровой площадки на куполе раскрывается красочная панорама на Эстергом, Дунай и близлежащее место.

Главный фасад базилики украшен мощным восьмиколонным портиком коринфского типа, высота каждой колонны — 22 метра. Над портиком находится надпись на латыни — Caput, Mater Et Magistra Ecclesiarum Hungariae (Глава, Мама и Учитель Церкви Венгрии). По краям размещены две башни, меж башнями и центральным портиком находятся проходные арки.

Суммарная площадь интерьера базилики составляет 56 000 м². Благодаря кропотливо обмысленной планировке внутреннего места собор обладает прекрасной акустикой, время реверберации более 9 секунд.

К главному фасаду базилики ведёт широкая эспланада, носящая имя святого Иштвана. Правее строения базилики размещены два монумента — святому Иштвану и монумент христианизации Венгрии.

Интерьер

Святой Иероним

Интерьер храма украшен фресками, мозаикой, скульптурами и мраморными колоннами. Стенки отделаны мрамором разных пород. Фрески выполнены мюнхенским мастером Людвигом фон Моральтом. Скульптуры сделаны итальянскими архитекторами Пьетро Бонани, Пьетро делла Видова и австрийцем Йоханом Майнснером. Несколько скульптур принадлежат венгерским мастерам — скульптура святого Стефана Первомученика выполнена Иштваном Ференци, скульптура кардинала Яноша Шимора сотворена Алайошем Штроблем, а скульптуры на боковых алтарях выполнены Дьёрдем Киссом. В убранстве базилики Святого Адальберта выделяются четыре шестиугольных мозаичных вида огромного размера, расположенные под куполом и световым барабаном. На их изображены четыре латинских учителя Церкви — Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Аврелий Августин и Григорий Величавый.

Алтарное место Кафедра епископа и пресвитерий

У эстергомской базилики отсутствует апсида. Над белокаменным резным алтарём находится большой алтарный образ размерами 13,5 на 6,6 метров — наибольший в мире из числа написанных на цельном кусочке полотна. Он сотворен венецианским мастером Микеланджело Григолетти и посвящён Вознесению Богоматери. У левой стенки пресвитерия находится богато увенчанная кафедра епископа.

Капелла Бакоца Капелла Бакоца

Одной из основных достопримечательностей церкви является капелла Бакоца, нареченная в честь эстергомского архиепископа Тамаша Бакоца (из рода Эрдеди), в период правления которого она была сотворена. Время сотворения часовни — 1507 год, таким макаром, она более чем на триста лет старше самой базилики.

Часовня чудом уцелела во время турецкого разорения собора в 1543 году. В 1823 году, в период возведения современной базилики она была разобрана на 1600 частей, а после окончания строительства вновь собрана уже в новеньком храме.

Капелла размещается слева от головного нефа собора, выполнена из красноватого мрамора в стиле ренессанс итальянскими мастерами. Стенки капеллы украшены в тосканском стиле. Часовня Бакоца — один из более ценных сохранившихся образцов искусства эры Возрождения в Венгрии.

Крипта Крипта Орган

Под собором находится широкая крипта, выполненная в древнеегипетском стиле. Крипта служит местом упокоения для эстергомских примасов-архиепископов, начиная с Амбруша Кароли (погиб в 1809 году). Также в крипте похоронено большая часть епископов-коадъюторов эстергомской епархии и члены кафедрального капитула базилики.

Посреди захоронений крипты особо почитается могила кардинала Йожефа Миндсенти, деятеля Венгерской революции 1956 года, который после угнетения восстания жил поначалу в южноамериканском посольстве в Будапеште, а потом в Вене, где и скончался в 1975 году. 4 мая 1991 года останки кардинала Миндсенти были торжественно перезахоронены в крипте эстергомской базилики.

Сокровищница

В сокровищнице собора представлено богатейшее собрание церковных ценностей страны . Экспозиция насчитывает более 400 шедевров ювелирного искусства, собранных эстергомскими епископами за несколько веков. Более ценные экспонаты — коронационный крест Арпадов, по преданию подаренный Иштвану Святому отцом Сильвестром II, золотое распятие короля Матьяша Корвина, увенчанное жемчугом и драгоценными камнями, обработанный кусочек горного хрусталя времён Каролингов и чаша для евхаристии 1440 года.

Орган

Орган базилики смонтирован в 1856 году, на время строительства он был наибольшим в Венгрии и насчитывал 3530 труб, 49 регистров и 3 мануала. Орган перетерпел целый ряд реконструкций, последняя по времени из которых началась в 80-х годах XX века и до сего времени вполне не завершена. В текущее время инструмент насчитывает 85 регистров и 5 мануалов, планируется к окончанию реконструкции прирастить число регистров до 146, что сделает его третьим по величине органом Европы. Размер труб инструмента колеблется от 10 метров до 7 мм.

В 1856 году на освящении базилики Ференц Лист исполнял на соборном органе Гранскую мессу (Гран — германское заглавие Эстергома), написанную им по случаю окончания строительства собора.

История

Предыдущие соборы

1-ая церковь на месте современной базилики была построена Иштваном Святым в период меж 1001 и 1010 годом, скоро после его коронации в Эстергоме как первого христианского короля Венгрии. Храм был освящён в честь святого Адальберта Пражского, который посещал Венгрию и умер в 997 году во время миссии в Пруссии. Церковь святого Адальберта стала первой христианской церковью Венгрии.

Вид с воздуха

В протяжении следующих 2-ух веков церковь пару раз серьёзно пострадала. В конце XI века она практически на сто процентов сгорела. Не успели окончиться восстановительные работы, как церковь была вновь разорена татарским нашествием, что вызвало необходимость нового восстановления. В 1270 году в храме был похоронен повелитель Бела IV. Разорение Эстергома, предпринятое в 1304 году Вацлавом III, претендентом на венгерскую корону, совсем убило 1-ый эстергомский собор.

В XIV веке было построено новое здание собора святого Адальберта. Архиепископы XIV и XV веков усердно трудились над украшением собора, при храме была организована широкая библиотека. В 1543 году во время турецкого нашествия Эстергом был захвачен, а собор практически стопроцентно разрушен. Эстергомские архиепископы обязаны были перенести свою резиденцию в Трнаву (совр. Словакия).

Строительство Вид зимней ночкой

Эстергомское архиепископство было восстановлено исключительно в 1820 году. Архиепископ Шандор Руднаи решил выстроить на месте 2-ух прошлых соборов потрясающую базилику, которая должна была возвратить Эстергому статус религиозной столицы Венгрии.

Начальный проект базилики сделал конструктор Пал Кюнель, а строй работы возглавил Янош Пакх. 1-ый камень грядущего головного собора страны был заложен в 1822 году, связывающим звеном с прошлыми соборами стала капелла Бакоца, аккуратненько собранная в новеньком здании в 20 метрах в стороне от её начального местоположения. В 1838 году Янош Пакх был убит. Строительство базилики возглавил конструктор Йожеф Хильд, который внёс в начальный проект ряд конфигураций.

В 1848—1849 годах строительство прерывалось из-за революции. После угнетения восстания строительство собора продолжилось.

В 1856 году строительство было закончено, освящение собора состоялось 31 августа. Собор был освящён в честь Вознесения Девы Марии и с того времени носит двойное имя: Вознесения Пресвятой Девы Марии и святого Адальберта. Работы по отделке длилось ещё 12 лет и были вполне завершены в 1869 году.

Прочитано 703 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...