Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 17:51

Базилика Сан-Франческо в Ареццо

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Церковь
Базилика Сан-Франческо в Ареццо
Basilica di San Francesco di Arezzo
В какой стране находится: Италия
В каком городе: Ареццо
Какова конфессия: католицизм
Орденская принадлежность: францисканский орден
Тип: здания базилика
В каком архитектурном стиле: итальянская готика
Как долго продолжалось Строитель:ство: ок. 1290—??? годы

Описание "Базилика Сан-Франческо в Ареццо"

Координаты: 43°27′52″ с. ш. 11°52′51″ в. д. / 43.46444° с. ш. 11.88083° в. д. / 43.46444; 11.88083 (G) (O) (Я)

Базилика Сан-Франческо в Ареццо (итал. Basilica di San Francesco di Arezzo) — посвященный святому Франциску храм в Ареццо (Италия), узнаваемый благодаря циклу фресок, сделанных Пьеро делла Франческа на тему истории Животворящего Креста Господня.

Содержание

1 История сотворения 2 Черта строения 3 Живописное убранство базилики 3.1 Цикл истории «Животворящего креста» Пьеро делла Франческа 3.1.1 Сюжет 3.1.2 Перечень и описание фресок 3.1.3 Черта стиля и значение фресок 4 Воздействие 5 Ссылки 6 Примечания

История сотворения

Храм был 2-ой церковью, построенной орденом францисканцев в Ареццо (1-ая была разрушена неприятельскими армиями, так как была размещена вне городских стенок). Строительство началось около 1290 года.

Ареццкая коммуна актом 1290 года попросила францисканцев выстроить новейшую церковь — уже в стенках городка. Дворянин Ильдино Каччиаконти подарил монахам здание, которым сам больше не мог воспользоваться, потому что находился в изгнании из-за принадлежности к гвельфам.

«История королевы Савской» (кусок)

Имя конструктора церкви — предположительно фра Джованни да Пистойя (Giovanni da Pistoia), имя которого именует пергамент XIV века. Декоративная отделка фасада не была изготовлена — в этом виде базилика сохраняется и в наши деньки. В XIV веке благочестивая дама по имени Монна Тесса оставила триста лир для отделки фасада. Работы начались, но в связи с недочетом средств были остановлены после того, как был отделан цоколь — как обозначение пробы выполнения воли завещательницы. Кампанилья была построена около 1600 г., большая часть работ по подновлению строения — в 1900-20-х гг. Капеллы с левой стороны были пристроены в XV веке.

Здание стоит на одноименной площади, перед ним — монументы арифметику Витторио Фоссомброни и Паскуале Романели.

Черта строения

Здание имеет обычной план — единственный неф, фланкированный с левой стороны несколькими капеллами, а с правой — нишами. Интетерьер имеет размеры 17 на 53 метров. Алтарь в плане квадратный. Под церковью размещена маленькая Chiesa inferiore — нижняя церковь, с главным нефом и 2-мя маленькими боковыми, которые в реальный момент употребляются в качестве выставочного помещения.

Живописное убранство базилики

В базилике находились последующие произведения живописи: большой расписной крест работы Мастера Святого Франциска. Также в храме находилась «Маэста» кисти Гвидо да Сиена (в музее с 1863 г). Эти вещи были перенесены в базилику из разрушенной первой францисканской церкви. Базилика Сан-Франческо вначале строилась таких размеров, чтоб эти масштабные произведения в неё поместились.

Около двери в сакристию находится картина Пьеро делла Франческа «Мария Магдалина». Над дверьми находится витраж работы Guillaume de Marcillat на сюжет «Папа Гонорий III учреждает утомившись ордена францисканцев». С правой стороны — два изображения святых кисти Андреа дель Кастаньо, и «Благовещение» Спинелло Аретино. В боковой капелле справа (Cappella Guasconi) — изображения святых работы Спинелло Аретино. В левой капелле (Cappella Tarlati) — его же распятие, также «Благовещение», приписываемое руке Луки Синьорелли.

Стенки и некие ниши правой стороны имеют фресковую декорацию, отчасти датирующуюся XIV веком.

Основной фресковый цикл базилики начал создаваться благодаря заказу богатой купеческой аретинской фамилии Биччи, пригласившей мастера Биччи де Лоренцо для росписи сводов. Им принадлежала капелла Cappella Maggiore и с 1417 года они хлопотали об украшении её витражом и фресками. Понятно, что в 1447 году Франческо Баччи продал виноградник, чтоб оплатить работу Биччи де Лоренцо. К моменту собственной погибели в 1452 году живописец успел написать только последующие изображения:

Четыре Евангелиста — в сводах Ужасный трибунал и два Отца Церкви — на триумфальной арке. Цикл истории «Животворящего креста» Пьеро делла Франческа

Самую большую славу зданию составили росписи главной капеллы (Cappella Maggiore), сделанные художником ранешнего Ренессанса Пьеро делла Франческа.

Семейство негоциантов Баччи, разумеется, решило продолжить украшение капеллы и после погибели Биччи де Лоренцо для окончания работ пригласили делла Франческа. Договора, оформляющего заказ на выполнение росписей, не сохранилось, так что до сего времени остается неустановленной сама личность заказчика и неясной четкая датировка произведения. Единственный дошедший до нас документ, проливающий свет на дату окончания цикла росписей — заключенный в декабре 1466 года контракт, в каком братство Мизерикордиа в Ареццо, заказывая Пьеро делла Франческа выполнение хоругви, охарактеризовывает художника как «того, кто расписал главную капеллу церкви Сан Франческо в Ареццо». К тому моменту, как следует, фрески были точно окончены, а практически, как указывает стилистический анализ, они были завершены примерно за год ранее.

Фрески создавались в две стадии: 1-ый период работы относится к 1458—1459 гг., а окончены они были в 1466 г. Две фрески были исполнены по картонам делла Франческа его основным ассистентом — Джованни да Пьямонте. Реставрация была произведена в 1992 г.

Сюжет

Фрески написаны на сюжет, непременно, предложенный францисканцами городка Ареццо и пару раз ранее воплощавшийся в других францисканских церквях. Это мотив из «Золотой легенды» Якова Ворагинского, рассказывающей о запутанной судьбе Животворящего креста Господня, который в протяжении полутора тыщ лет после Голгофы был потерян, расчудесным образом найден, перевезен в Константинополь, похищен оттуда завоевателями, возвращен назад, и т. п.

В силу политических мотивов, а может быть и собственного собственного видения Пьеро, программка была дополнена 2-мя сюжетами, отсутствующими в уникальной легенде. Подразумевают, что Джованни Баччи, представитель семьи донаторов капеллы и узнаваемый гуманист, мог быть не только лишь заказчиком цикла, да и создателем программки цикла, способным управлять художником в отборе сюжетов. Вазари пишет, что капеллу живописец «расписал для Луиджи Баччи». Также он пишет, что Пьетро изобразил Луиджи Баччи в"месте с Карло и другими его братьями, также бессчетными аретинцами, процветавшими тогда в области литературы, в том месте фрески, где обезглавливают какого-то царя".

Перечень и описание фресок Размещение фресок Пьеро делла Франческа

Живописец не следовал хронологическому порядку легенды, предпочитая сосредоточиться на разработке симметрии меж расположением разных сцен. Огромные фрески каждого яруса боковых стенок капеллы задуманы как парные, сюжеты их подобраны с таким расчетом, чтоб они давали возможность схожего композиционного построения.

На боковых стенках деление на три огромные яруса соответствует логике повествования. На нижних ярусах изображены две битвы; их композиционное построение в виде скученных масс делает у зрителя воспоминание, что они служат опорой размещенным выше эпизодам. Во 2-м ярусе помещены фрески с царицей Савской и императрицей Леной на обратных стенках. Тут композиция более разрежена, а фигуры образуют тонкие фризы, вытянувшиеся повдоль стенок. И, в конце концов, в сценах «Смерть Адама» и «Воздвижение креста», помещенных в люнетах верхнего яруса хора, властвует небо, а фигуры размещены далековато друг от друга, чтоб создавалось воспоминание легкости и воздушности. Схожее построение очевидно свидетельствует о стремлении Пьетро уподобить свои фигуры архитектуре (Л.Вентури).

Фрески истории Животворящего креста занимают три уровня на широких боковых и узенькой алтарной стенках готической капеллы, окружая огромное окно. На стенках алтарной арки находятся дополнительные фрески, которые имеют последующие изображения: ангел, купидон, святой Людовик, святой Петр, святой Августин и святой Амбруаз.

«История королевы Савской» (кусок) «Победа Ираклия над Хосровом» (кусок) «Обретение и испытание Животворящего Креста» (кусок) «Победа Ираклия над Хосровом» (кусок) «Пытка Иуды Кириака» (кусок) «Победа Константина над Максенцием» (кусок) «Воздвижение Креста Господня» (кусок) «История королевы Савской» (кусок) Фрески в хронологическом порядке легенды №

Изображение Описание сюжета 1 «История Адама» («Смерть Адама»). Адам, будучи уже при погибели, просит собственного отпрыска Сифа принести ему из Эдема масло прощения, но, явившийся архангел Миша, сказал, что масло прощения всему миру будет даровано через 5500 лет и отдал Сифу ветвь от древа зания Добра и Зла, которую Сиф положил в рот Адама при погребении. 2 «История королевы Савской» («Поклонение королевы Савской священному Древу»). Изображена история посещения волшебницей и сивиллой царицей Савской царя Соломона. По пути в Иерусалим она преклонила колени перед брусом, служившим мостом через ручей. По легенде, он был изготовлен из дерева, проросшего из ветки Древа зания Добра и Зла, вложенной в рот Адама при его погребении, а потом выброшенной при строительстве Иерусалимского храма. Поклонившись ему, она предрекла, что Спасатель мира будет повешен на этом древе, и оттого королевству иудеев придёт разорение и конец. 3 «Перенесение священного дерева», написана Джованни да Пьемонте, по картону Пьеро. Ужаснувшись предсказания, Соломон, по легенде, отдал приказ зарыть брус, но тот, спустя тыщу лет, был найден при строительстве бассейна для омовения жертвенных животных и пошёл на изготовка орудия экзекуции Иисуса Христа. 4 «Сновидение Константина». Изображёно явление во сне Константину Величавому ангела, пообещавшему победу Константину, если на щиты его войнов будет нанесена монограмма Христа — «ХР». Обещание сопровождалось явлением на небе знамения креста с надписью «Сим победиши!» (лат. In hoc signo vinces). Вазари более восторгается этой фреской, написанной Пьеро «…его талант и искусство в том, как он написал ночь и ангела в ракурсе, который спускается, неся знамение победы Константину, спящему в шатре…, и освещает своим сиянием и шатер, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры». 5 «Победа Константина над Максенцием». Изображена битва у Мильвийского моста (28 октября 312 года) в какой правитель Константин одержал победу над узурпировавшим в 306 году власть царем Максенцием. 6 «Пытка Иуды Кириака», также написанная Джованни да Пьемонте по картону Пьеро. Изображает историю раскопок императрицы Лены в Иерусалиме, которая узнав что иудей Иуда знает о месте нахождения Креста отдала приказ кинуть его в колодец. Проведя в нём семь дней, Иуда привел императрицу на место храма Венеры и указал место для раскопок. 7 «Обретение и испытание Животворящего Креста». Изображено обретение Креста святой Леной в процессе её раскопок в Иерусалиме. Так как было найдено три креста, то для определения Настоящего, согласно «Золотой легенде», епископ Макарий ложил кресты на покойника, проносимого мимо места раскопок, и Крест Господень оживил усопшего. 8 «Победа Ираклия над Хосровом». Изображено историческое событие возвращения Животворящего Древа в 629 году из Персии после 14-летнего плена назад в Иерусалим при императоре Ираклии. 9 «Воздвижение Креста Господня». Сюжет посвящен христианскому праздничку, установленному в честь обретения Креста. Он получил своё заглавие от того, что епископ Макарий I, с целью, чтоб все верующие могли узреть Крест, воздвигал (другими словами поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. Аналогичное торжество состоялось при возвращении Креста из персидского плена. 10 «Благовещенье», дополнительный сюжет. 11-12 Пророки 13-15 Ангелы Черта стиля и значение фресок

«Фрески написаны в тонкой политре бледно-розовых, фиолетовых, бардовых, сероватых и голубых тонов; обобщая объёмы фигур и развёртывая строго ритмизованные композиции параллельно плоскости стенки и на фоне гармонически ясных ландшафтов, живописец достигает воспоминания просветленной торжественности происходящих событий. Этим произведениям присущ дух хладнокровного внутреннего благородства». «Господствуют голубые и голубые тона — даже вороные лошадки написаны тёмносиним, а не чёрным. При первом взоре живопись смотрится плоскостной, но потом становится понятна её объемно-пространственная база. Сочетание объёмности и в то же время плоскостности в изображении — одна из умопомрачительных особенностей искусства Пьеро делла Франческа, который, строго соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины места. Да же строения на фресках размещаются не под углом, а в фас. Живописец нередко ставил в профиль фигуры, приближая их к фронтальному плану, предпочитал закруглённые силуэты и чёткие, лёгкие, плавные линии».

Фрески относятся к числу самых передовых опытов внедрения перспективы, какие были осуществлены в Италии в XV столетии.

«В плане росписей Пьеро делла Франческа в Ареццо содержится принципиальное новаторство. В отличие от циклов фресок средневековья и ранешней поры Возрождения, требовавших от гостя постепенного обхода помещения для их поочередного рассматривания, живопись капеллы в Ареццо с ее точным симметричным построением и выделением узловых моментов повествования предугадывает единовременное обозрение ансамбля. Схожая организация росписей получит предстоящее развитие в период Высочайшего Возрождения, лучшим образом согласуясь с центрическим нравом ренессансной архитектуры».

«Легкой обозримости фресок содействует их монументальный нрав. Фигуры и предметы трактованы обобщенно и приближены к фронтальному плану, рассредотачивание их подчинено точному ритму. Благодаря низкому горизонту фигуры получают необыкновенную величавость. Перспективное сокращение построек показано только в их высшей части, что позволило художнику ограничить создаваемую средствами перспективы призрачную глубину, которая могла бы нарушить единство красочной поверхности стенок. Кроме композиционного построения, роспись объединена также общим колористическим решением. Написанные сравнимо маленьким числом незапятнанных, в большей степени светлых красок, фрески делают необычное чувство воздушности и света. При помощи тех же средств Пьеро делает воспоминание осязаемости и пластичности форм, весомости и материальности падающих большими складками тканей одежд, солидности и стойкости архитектуры».

«Сон Константина» является одним из первых ноктюрнов, одной из первых попыток в живописи кватроченто передать искусственное освещение.

Воздействие

Центральный дом конструктора (Гранатный переулок) состоит из 3-х построек: а именно, к дому, построенному в 1896 для А.-Л. Ф. Леман в духе неоготики по проекту А. Э. Эрихсона, в 1939—41 к дому Леман архитекторы А. К. Буров и Д. И. Бурдин пристроили новое здание, которое прикрыл приставной фасад-декорация, выполненный по проекту Бурова в духе итальянской архитектуры XV в. (в качестве эталона были воспроизведены гармонические пропорции строения на фреске Пьеро делла Франческа в Ареццо). Плоскость фасада, прорезанного 3-мя арочными порталами, облицована тёмно-красной глиняной плиткой, для декоративной отделки применены серый мрамор и белоснежный искусственный камень, золотая смальта.

Ссылки

Галерея на wha.hu Цикл фресок в церкви Сан Франческо в Ареццо Вазари о Пьеро делла Франческа

Прочитано 683 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...