Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Данилов монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Данилов монастырь

Вид на св. врата главный вход и колокольню Данилова монастыря
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Москва
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: ставропигиальный монастырь
Тип монастыря: Мужской
Когда основан (Дата основания): XIII век
Наместник архимандрит Алексий Поликарпов
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7710186000№ 7710186000
памятник архитектуры федеральный
В каком состоянии: Действующий монастырь
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Данилов монастырь"

Координаты монастыря: 55°42′39″ с. ш. 37°37′50″ в. д. / 55.71083° с. ш. 37.63056° в. д. / 55.71083; 37.63056 (G) (O) (Я)

Дани́лов монасты́рь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) в Москве — мужской монастырь Российской православной церкви, на правом берегу Москвы-реки (Даниловский вал, 22).

Основан в 1560 году на месте, где по преданию, некогда была обитель, заложенная на рубеже XIII и XIV вв. столичным князем Даниилом Александровичем, младшим отпрыском князя Александра Невского. В XVI-XVII вв. заходил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга.

В 1920-х годах монастырь был центром так именуемого «даниловской оппозиции» — неофициальной ограниченной оппозиции митрополиту Сергию, возглавлявшейся епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским).

Возрождён в 1983 году как ставропигиальный и с сих пор становится духовно-административным центром Российской православной церкви: на его местности размещено здание ОВЦС, также резиденция патриарха, где проводятся заседания Священного Синода.

Содержание

1 История монастыря 1.1 Знаменитые сведения 1.2 Исторические сведения 1.3 Изолятор НКВД для деток 1.4 После возвращения церкви 2 Современная жизнь обители 3 Строения и сооружения 4 Некрополь Данилова монастыря 5 Настоятели 6 Литература 7 Примечания 8 Ссылки

История монастыря

Знаменитые сведения

Церковные предания отрисовывают Данилов монастырь древней на Москве-реке обителью. По преданию, он был основан на рубеже XIII-XIV веков столичным князем Даниилом Александровичем в честь собственного небесного покровителя — прп. Даниила Столпника.

Предание говорит, что конкретно в Даниловом монастыре учреждена 1-ая в Столичном княжестве архимандрития (1300 год). Обитель просуществовала около 30 лет и была переведена в Кремль к Спасу на Бору (дальше именовалась Спасским монастырём).

Другие легенды говорят, что перед гибелью князь Даниил постригся в монахи (1303) и был похоронен в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены, повелением царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители.

В XIV-XV вв. на месте монастыря стояла древесная церковь Даниила Столпника, а при ней сельцо Даниловское. Степенная книжка повествует, что при величавом князе Иоанне III Васильевиче случилось одному придворному юноше ехать мимо этого села; князь Даниил явился ему и рек:

Рцы величавому князю Ивану: се убо сам всячески для себя утешаеши, мене же почто забвению кинул еси? Но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене запамятовал никогдаже

С тех пор Иоанн типо повелел петь соборные панихиды о душах собственных усопших сродников. Легенда о существовании сначала XIV века обители на месте современного Данилова монастыря косвенно подтверждается данными археологических раскопок, обнаружившими следы погоста тех пор.

Исторические сведения

Имеющийся монастырь был основан, либо возобновлён, царём Иваном IV Суровым в 1560 году, предположительно на месте бывшего монастырского некрополя. Через год храм во имя свв. Отец Седми Вселенских Соборов (уникальное посвящение во вселенском православии) был освящён митрополитом Столичным Макарием.

В 1591 году, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен российский «обоз» — укреплённый передвижной лагерь. В 1606 году у Данилова монастыря вышло схватка отрядов Ивана Болотникова и Филиппа Пашкова с армией царя В. И. Шуйского. В 1607 году близ Данилова монастыря был казнён Илейко Муромец — один из самозванцев, казацкий «царевич Пётр». Монастырь, находившийся во время Смуты в центре военных событий, очень пострадал в 1610 году.

Сначала XVII в. обнесён кирпичной стенкой с 7 башнями. К 1710 году в Даниловом монастыре насчитывалось 30 монахов, по штату 1764 года — 12 монахов с настоятелем, в 1900 году — 17 монахов. В 1812 году разорён; намедни вступления французских войск в Москву ризница Данилова монастыря была вывезена в Вологду, казна — в Троице-Сергиеву лавру. С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного столичных епархиальных монастырей.

1-ые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 году (имел 18 десятин земли). В конце XIX века монастырю принадлежали 178 десятин, несколько домов в Москве, каменный двор; при монастыре с 1805 года находилась богадельня для престарелых дам, с 1862 года — для престарелых священнослужителей и их вдов. К 1917 году в монастыре было 19 монахов и 4 послушника; ему принадлежали 164 десятины земли.

Вид монастыря в XIX веке

Сначала XX века монастырь был 3-го класса, в ведении викария Столичной епархии. С 1 мая 1917 года и до закрытия настоятель обители — епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). Краснов-Левитин и Шавров пишут:

До самой погибели Патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Сторонники архиепископа Феодора были во много раз более ярыми „тихоновцами“, чем сам Патриарх Тихон

После формального закрытия монастыря в 1918 году монастырская жизнь интенсивно длилась явочным порядком под управлением его настоятеля архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) до 1930 года; в 1920-е в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные Патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к собственной епархии. Епископы, проживавшие в обители в перерывах меж ссылками и арестами, занимали как и архиепископ Феодор жёсткую позицию по отношению к русской власти и получили неофициальное заглавие — «Даниловский синод». В 1929 году принято особое постановление о закрытии монастыря и организации в нём приёмника-распределителя НКВД.

В конце 1920-х годов разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были сохранены от переплавки южноамериканским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и до 2007 года находились в Гарвардском институте.

Монастырский некрополь убили в 1931 году. После ликвидации кладбища останки Н. В. Гоголя, супругов Хомяковых, Н. М. Языкова и Д. А. Валуева был перенесён на Новодевичье кладбище, останки В. Г. Перова — в некрополь Донского монастыря.

В 1920-е годы часть рукописных книжек и документов монастыря поступили в московские архивы (сейчас находятся в РГАДА).

Изолятор НКВД для деток

В 1930 году на местности был организован изолятор НКВД для деток репрессированных лиц:

Малышей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприемник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся особый приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых меж собой малышей. В Даниловом монастыре понятно место у стенки, где были найдены останки огромного количества малышей. В детприемнике детки болели, погибали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

До 1932 длилось богослужения в приходской церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе (храм к югу от монастыря).

Мощи князя Даниила, хранившиеся открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 год находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стенкой монастыря.

Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неведомой.

После возвращения церкви В ноябре 1982, незадолго до собственной кончины, Л. И. Брежнев подписал указ о передаче Столичной Патриархии Донского монастыря; в конце мая 1983 Донской был заменён на Данилов.

Журнальчик столичной Патриархии № 8 за 1983 год содержал материал о посещении 17 мая Патриархом Пименом и сопровождавшими его лицами Председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР В. А. Куроедова. Последний сказал иерархам, что правительство СССР приняло решение вернуть Данилов монастырь «для сотворения в нём и на прилегающем участке Административного центра Столичного Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой местности.»

Наместником возрождающейся обители 23 мая 1983 был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов), эконом Троице-Сергиевой Лавры. Монастырь восстанавливался как «Духовный и Административный Центр РПЦ», средства на его восстановление жертвовались как приходами Москвы, так и всеми епархиями Столичного Патриархата. Сообщение об открытии общецерковного текущего счёта «Фонд строительства и реставрации Даниловского монастыря г. Москвы» было заслушано на заседании Священного Синода 5 сентября 1983 года.

В сентябре 1983 во всех храмах Москвы Патриархом Пименом было благословлено петь тропарь князю Даниилу в конце служб и поминать его на отпу́стах.

12 сентября 1983 Данилов монастырь посетил Патриарх Пимен.

При Священном Синоде была организована Ответственная комиссия по реставрации и строительству Данилова монастыря, которую возглавляли митрополиты-управляющие делами Столичной патриархии. Основными реставрационными работами управлял конструктор И. И. Маковецкий. Роль в работах воспринимали богомазы Зинон (Теодор) и Сергей Фёдорвеев.

С Величавого поста 1984 братия монастыря совершала службы в торжественные деньки в Малом соборе Донского монастыря.

8 июня 1985 состоялось 1-ое освящение престола — в храме Покрова (первый этаж собора Свв. Отец Седми Вселенских Соборов).

15 октября 1985 из маленького дома на улице Рылеева, дом 18/2 в отреставрированный четырёхэтажный Новый братский корпус переехал Отдел наружных церковных сношений.

20 мая 1986 за южной стенкой монастыря было заложено здание гостиничного комплекса с конференц-залом (сейчас гостиница «Даниловская» Столичной патриархии).

30 мая 1986 монастырь посетил митрополит Феодосий (Лазор), предстоятель Американской православной церкви. Он передал обители частички мощей князя Даниила, которые, как было сообщено, ранее принадлежали архиепископу Феодору (Поздеевскому). (О передаче Патриархии мощей князя Даниила просил в своём письме от 7 марта 1947 года ещё Патриарх Алексий I, указывая, что «мощи князя Даниила находились в упразднённом сейчас Даниловском монастыре в Москве и находятся сейчас в одном из кремлёвских соборов»).

С 1 августа 1986 по май 1987 наместником был архимандрит Пантелеимон (Долганов); с мая 1987 — архимандрит Тихон (Емельянов); с января 1990 — архимандрит Ипполит (Хилько).

18 августа 1987 за всенощной в Троицком соборе молился Вселенский Патриарх Димитрий, прибывший в тот денек с официальным визитом в РПЦ.

На месте бывшего некрополя, в западной части местности обители, было выстроено новое здание резиденции Патриарха и Священного Синода.

11 февраля 1988 в здании бывшего Братского больничного корпуса, примыкающего с запада к надвратной церкви, был освящён храм прп. Серафима Саровского.

Верхний храм церкви Седми Вселенских Соборов был освящён 26 марта 1988 года. В тот же год 30 мая монастырь посетили Президент США Р. Рейган, его жена и Госсекретарь США Джордж Шульц, которых встречали председатель ОВЦС митрополит Филарет (Вахромеев) и наместник обители архимандрит Тихон.

Посещение монастыря Р. Рейганом 30 мая 1988 года

12 июня 1988 года, в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших, на площади монастыря Божественную литургию в ознаменование 1000-летия Крещения Руси совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Столичный Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.

С 2001 в Покровском храме покоятся мощи преподобноисповедника Жору (Лаврова), с 1922 до 1932 подвизавшегося в обители. Мощи святого, прославленного на Архиерейском Соборе 2000, были обретены 11 октября 2000 на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.

В марте 2007 года, после переговоров с Гарвардским институтом — благодаря согласию бизнесмена Виктора Вексельберга обеспечить полное финансирование всех издержек по проекту и организационную поддержу при осуществлении сложных в техническом отношении операций — удалось достигнуть соглашения о возвращении в Москву из Гарвардского института исторического ансамбля колоколов монастырской звонницы.. 12 сентября 2007 года, по окончании литургии, Патриарх Алексий II в присутствии Виктора Вексельберга сделал чин освящения колокола «Будничный» — первого из возвращённых.

Современная жизнь обители

Вид на колокольню из рождественского вертепа

Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, другими словами его священно-архимандритом (настоятелем) является правящий епископ Москвы — Патриарх Столичный и всея Руси.

Ежедневной жизнью монастыря управляет наместник в сане архимандрита. Как и все современные монастыри в Рф, Данилов монастырь по собственному уставу — «общежительный», что предполагает общую молитву, труд и трапезу всей братии.

Богослужения совершаются раз в день. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба и церковные мастерские.

Монастырь имеет подворья в Рязанской области и в Подмосковье (в Долматове и близ Ланьшина); статус монастырского подворья имеет также и храм святителя Николая Чудотворца в Измайлове (Москва).

Строения и сооружения

Храм Святых отцов 7 Вселенских соборов (XVII—XIX вв.), отреставрирован в 1970-е и в 1980-е, вновь освящён в 1988 году, представляет собой сложное в архитектурно-композиционном смысле сооружение, строившееся и потом перестраивавшееся в протяжении нескольких веков; в основании центрального собора 7 Вселенских Соборов лежит церковь Покрова с северным приделом пророка Даниила (1650—70-е гг.). Верхний «летний» храм возведён на ней в 1729—30 в несколько запоздалых для сих пор формах столичного барокко; в 1752 над западным притвором и папертью нижнего храма была поставлена ярусная церковь Даниила Столпника. Таким макаром сложилась уникальная для столичной архитектуры композиция — 2 верхних храма на одном нижнем. Троицкий собор (1833—1838 гг.), оформленный на фасадах тосканскими портиками и завершённый купольной ротондой, построен по проекту конструктора О. И. Бове (по другим сведениям — по проекту Е. Д. Тюрина) в серьезных формах столичного ампира, отреставрирован и вновь освящен в 1986 г.; Ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника, в стиле барокко поставлена в 1731—32 над Святыми воротами (1681), богато увенчанными ярусами балясин и ширинок; Настоятельские покои (1828); Братский корпус (1869); Здание бывшей общемонастырской поликлиники Столичной епархии (1890); Поминальная часовня (1988 г.), сооружённая по проекту конструктора Ю. Г. Алонова; Надкладезная часовня в честь 1000-летия Крещения Руси, воздвигнута в 1988 г. на монастырской площади (проект такого же конструктора); Здание Отдела Наружных Церковных Связей (ОВЦС); Резиденция Священного Синода и Патриарха; с храмом всех святых, в земли Русской просиявших (1988); Гостиница «Даниловская». Фото построек и сооружений

Вход в Троицкий собор монастыря

Монастырская часовня

Монумент равноапостольному князю Владимиру

Отдел наружных церковных связей Столичной Патриархии

Надкладезная часовня на соборной площади

Храм святых отцов 7 Вселенских соборов

Святые врата и колокольня со стороны соборной площади

Наружняя монастырская стенка от станции метро "Тульская"

Резиденция Священного Синода и Патриарха Столичного и всея Руси

Троицкий собор со стороны соборной площади

Вид на монастырь со стороны храма Воскресения Словущего

Вход в монастырь со стороны храма Воскресения Словущего

Вид на Даниловскую гостиницу со стороны монастыря

Хачкар (крест-камень) XIII в., являющийся даром от Армянской Апостольской Церкви

Некрополь Данилова монастыря

См. также: Категория:Похороненные в Даниловом монастыре

В течение века, последовавшего за изданием указа 1771 года о запрете хоронить покойников в городках, на местности Данилова монастыря, как и других ближних подмосковных обителей, сформировался широкий некрополь с могилами негоциантов Бабкиных, Захаровых, Куманиных, Овчинниковых, Хлебниковых. На могильных досках встречались и звучные дворянские фамилии — Барятинские, Волконские, Вяземские, Голицыны, Львовы, Мещерские, Путятины, Урусовы.

Исходя из убеждений истории культуры больший энтузиазм представлял уголок с захоронениями славянофилов, где покоились А. С. Хомячков, Ю. Ф. Самарин, Д. А. Валуев, А. И. Кошелёв (на мемориальной доске, видной на приведённом снимке, он неверно поименован Алексеем заместо Александра), Ю. И. Венелин, В. А. Черкасский, также близкие к ним по взорам писатель Н. В. Гоголь и поэт Н. М. Языков.

Надгробия, уцелевшие после разорения некрополя

Не считая славянофилов, в монастыре хоронили и других деятелей культуры: живописец В. Г. Перов, музыкант Н. Г. Рубинштейн, меценат С. М. Третьяков и т.д.

После закрытия монастыря в 1930 году был снесён летом 1931 года и его некрополь. Захоронения Н. В. Гоголя, супругов Хомяковых, Н. Языкова, Н. Рубинштейна, Д. Валуева, князей Черкасских были перенесены 31 мая на Новодевичье кладбище, а останки В. Г. Перова был перезахоронен в Донском монастыре.

В память о всех людях, похороненных в земле Данилова монастыря, в мае 1988 года была освящена часовня, построенная по проекту конструктора Ю. Г. Алонова.

Новенькая находка археологов была представлена 23 апреля 2007 года — захоронение предположительно (но на основании результатов проведённых археологических изысканий и криминалистических экспертиз) греческого просветителя, архиепископа Никифора Феотокиса. Склеп из белокаменных, отполированных изнутри блоков был найден под южной галереей храма Святых отцов 7 Вселенских соборов; неподалеку от южной галереи храма был установлен памятный беломраморный Крест.

Настоятели

Ираклий (Евреинов) (1811—1815) Дамаскин (Россов) (20 апреля — 3 июля 1816) Геннадий (Баронович) (1816—1822) Иаков (Кротков) (1855—1870) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1870—1888) Сергий (Воскресенский) (1900—1901) Тихон (Руднев) (1901—1904) Никон (Рождественский) (2-ая половина 1904 — середина 1906) Анастасий (Грибановский) (29 июня 1906 — май 1914) Иоаким (Хромов) (23 мая 1914 — 1 мая 1917) Феодор (Поздеевский) (1 мая 1917—1930) Наместники Герасим (Садковский) (1919—1920) Поликарп (Соловьёв) (1920—1929) Тихон (Баляев) (1929—1930) Евлогий (Смирнов) (23 мая 1983 — август 1986) Пантелеимон (Долганов) (1 августа 1986 — 12 мая 1987) Тихон (Емельянов) (12 мая 1987 — январь 1990) Ипполит (Хилько) (январь 1990 — май 1992) Алексий (Поликарпов) (с 10 мая 1992)

Литература

Данилов монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Дионисий (архимандрит), Даниловский мужской монастырь третьего класса, М., 1898. Ульянов О. Г. Даниловский монастырь (Свято-Данилов) // Энциклопедия «Москва». М.: Большая Русская Энциклопедия, 1997. Архиепископ Евлогий (Смирнов). Это было волшебство Божие. М., 2000. Аверьянов К. А. Где находился древний монастырь Москвы? // Историческая география Рф: новые подходы. Сборник статей, посвященных 70-летию В. М. Кабузана. М., 2004, стр. 20 — 48.

Вход в Троицкий собор монастыря

Монастырская часовня

Памятник равноапостольному князю Владимиру

Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии

Надкладезная часовня на соборной площади

Храм святых отцов семи Вселенских соборов

Святые врата и колокольня со стороны соборной площади

Внешняя монастырская стена от станции метро "Тульская"

Резиденция Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси

Троицкий собор со стороны соборной площади

Вид на монастырь со стороны храма Воскресения Словущего

Вход в монастырь со стороны храма Воскресения Словущего

Вид на Даниловскую гостиницу со стороны монастыря

Хачкар (крест-камень) XIII в., являющийся даром от Армянской Апостольской Церкви

Прочитано 2041 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...