Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Донской монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Донской монастырь

Западная стена Донского монастыря, на заднем плане
надвратная колокольня
В какой стране находится: Россия
В каком городе: 117419, Москва, Донская площадь, 1
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1591[1]
Кто настоятель монастыря: игумен Парамон Голубка
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7710215000№ 7710215000
В каком состоянии: действует

Описание монатяря "Донской монастырь"

Координаты монастыря: 55°42′52″ с. ш. 37°36′07″ в. д. / 55.71444° с. ш. 37.602083° в. д. / 55.71444; 37.602083 (G) (O) (Я)

монумент архитектуры (федеральный)

Донско́й монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Российской Церкви, сейчас находящийся в черте городка Москвы. Размещен на юго-западе исторической части городка, на Донской площади. Наиблежайшая станция метро — «Шаболовская».

Основан в 1591 году на месте расположения российского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большенными потерями, что было расценено как волшебство.

Содержание

1 История монастыря 1.1 До революции 1.2 После революции 1.3 Возобновление монашеской жизни 2 Строительный ансамбль 3 Монастырский некрополь 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

История монастыря

До революции

Донской монастырь был основан богомольным царём Фёдорвеем Ивановичем к югу от городка. История обители началась с постройки маленького одноглавного собора Донской Божией Мамы (1591—1593), сейчас называемого Старенькым, либо Малым. Храм не соответствует традиционному типу монастырского собора и поболее припоминает приходские церкви тех пор, как, к примеру, церковь Николы Явленного на Арбате.

Посвящение собора и монастыря связано с тем, что в гуляй-городе в деньки боёв с татарами действовала походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, где находилась Донская икона Божией Мамы — по позднейшему преданию, та икона, которой преподобный Сергий благословил величавого князя Димитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. Вначале собор освятили в честь праздничка Похвалы Пресвятой Богородицы, на который пришлась Куликовская битва.

Феофан Грек. Донская икона Божией Мамы. Собрание Третьяковской галереи.

В Смутное время малобратная обитель была разорена польскими войсками и длительное время продолжала пребывать в запустении. По возобновлении царями Мишей Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь оказался на пути «царского богомолья». Через него проходили крестные ходы к Саввино-Сторожевскому монастырю, в каких учавствовали судари. Но в целом монастырь не мог похвастать благосостоянием; до 1670-х гг. ограда его была бревенчатой. Ситуация стала изменяться, когда к нему стали приписывать другие обители. Так, в калужской епархии к Донскому монастырю были приписаны монастыри Шаровкин Успенский, Жиздринский Троицкий, также Тихонова пустынь.

В конце XVII века на средства царевны Екатерины Алексеевны была предпринята масштабная реконструкция монастыря. В 1698 году был освящён еще более большой по размерам величавый храм, также посвященный Донской иконе (т. н.. Большой собор). В интерьере зодчим удалось «воссоздать характерное украинским бесстолпным образчикам ясное, залитое светом пространство». Приблизительно в то же время (1686—1711) была построена стенка с двенадцатью башнями, которые напоминают ограду Новодевичьего монастыря.

В XVIII веке монастырь активно развивается: по описи 1739 года Донской монастырь — большое хозяйство, которое обладает большенными территориями и обилием крепостных душ. В течение этого века формируется величавый комплекс монастыря, каким его можно узреть и в наши деньки. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753 году). В 1745—1750 годах были построены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и остальные вспомогательные сооружения. В 1780-е гг. стенки Огромного собора были расписаны фресками итальянца Клаудио.

Одно из обширно узнаваемых и трагичных событий XVIII века вышло в монастыре в 1771 году во время Чумного мятежа. Беснующаяся масса наводнила монастырь и уничтожила скрывавшегося в его стенках архиепископа Авмросия, который отдал приказ убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону, к которой прикладывались как нездоровые (в надежде оздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы). Черная масса усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, но затейщики беспорядков были выявлены и повешены на Красноватой площади по приказу Екатерины II.

Донской монастырь в 1882 году. Фото из альбома Н. А. Найденова.

В XIX веке в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию. В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и выполнения работ по заказам. Продолжал расширяться монастырский некрополь. Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью.

Каждый год, 19 августа, в денек празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь. Чудотворная Донская икона в то время пребывала в Благовещенском соборе Кремля.

В 1812 году монастырь был разграблен французами.. Понятно письмо к М. И. Платову старшины 1-го башкирского полка, где говорилось, что они жертвуют 1000 рублей на восстановление монастыря

После революции

В 1918 году монастырь был формально закрыт, но монастырская жизнь длилась до конца 1920-х годов.

С мая 1922 года в бывших казначейских покоях у северных ворот монастыря пребывал (поначалу под стражей) патриарх Тихон (Беллавин); проживая там, кроме 2-х периодов нахождения во внутренней кутузке ГПУ весной — летом 1923 года, до середины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке. Скончавшись 25 марта (7 апреля) такого же года в поликлинике, был погребён тут же 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье; был похоронен в подклёте Малого собора. В 1926 году к наружной стороне той же стенки собора перенесли с Нового Донского кладбища могилу убитого 9 декабря 1924 года келейника Патриарха — Якова Полозова.

22 декабря 1925 года, скоро после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10-и архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу.

В 1920-х годах в монастыре устраивали антирелигиозную выставку, в предстоящем в нём был организован Антирелигиозный музей искусств; в 1929 году все монастырские храмы были закрыты для богослужения. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в муниципальные архивы (на данный момент находятся в РГАДА и ЦИАМ )

В 1934 году был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-е годы на местность музея были свезены куски неких разрушенных столичных храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасателя; кусок Сухаревой башни, также часть скульптурного убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры им. Щусева.

Горельефы снесённого храма Христа Спасателя

6 горельефов храма Христа Спасателя, уцелевших после его поражения, экспонируются в восточной части крепостной стенки.

"Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями", архитектор А.В.Логановский "Встреча Давида, победившего Голиафа", архитектор А.В.Логановский "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г.", архитектор А.В.Логановский "Вояка Жора", архитектор Н.А.Ромазанов "Мириам, воспевающая победу собственного народа над неприятелями", архитектор А.В.Логановский "Девора, призывающая люд к борьбе с поработителями", архитектор А.В.Логановский

Малый собор, где богослужения возобновились в 1946 году, был в 1960-е годы приписан к близкорасположенному храму Положения Ризы Господней на Донской улице; в храме была устроена мироваренная печь, которая и доныне употребляется для производства мира для всей нужд всей РПЦ.

В 1982 году готовилось решение о передаче Донского монастыря Патриархии для сотворения в нём официальной резиденции Столичного Патриарха. Но в конечном итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь.

Возобновление монашеской жизни Бронетехника, установленная за входными воротами в 1990-е годы

В 1991 году монастырь был передан Столичному Патриархату; 18 августа был вновь освящён Большой собор. Вечерком 18 ноября (по версии администрации) неведомым злоумышленником был подожжён Малый собор. Во время послепожарного ремонта были проведены раскопки, в процессе которых 19 февраля 1992 год было вскрыто захоронение патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретённые мощи святителя были положены в раку и потом перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

В 1990-е годы исторически сложившийся вид обители был искажён поставленной сходу за входными воротами бронетехникой, также новыми постройками. В конце 1990-х - начале 2000-х годов при наместнике Агафодоре интерьер трапезной Малого собора был расписан художником А. С. Россалем-Вороновым. За эти росписи Малого собора Донского монастыря живописец был удостоен патриаршей заслуги — медали преподобного Сергия Радонежского. Но во время ремонта Малого собора Донского монастыря, проведённого при недолгом наместничестве епископа Кирилла (Покровского), сменившего наместника Агафодора, росписи Малого собора были стопроцентно уничтожены.

16 августа 2007 года, намедни подписания Акта о единстве с Столичным Патриархатом, делегация Российской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Лавром посетила монастырь и молилась у мощей Патриарха Тихона; молебен святителю Тихону у раки его мощей отслужил в присутствии наместник архимандрит Агафодор.

В январе 2010 года наместник монастыря епископ Кирилл (Покровский) заявил, что планируется открыть музей новомучеников и расширить доступ в монастырь, создав тут общецерковный миссионерский и образовательный центр с миссионерскими экскурсиями. 26 июня 2012 года наместником Донского монастыря назначен игумен Парамон (Голубка).

С лета 2014 года Малый собор был закрыт на рестварацию, которая включает золочение куполов (которые, вобщем, никогда не были позолочены) и установку новых иконостасов (прежний иконостас перенесён в надвратный храм Захара и Елисаветы). Мироваренную печь планируется перенести в храм Иоанна Златоуста.

Перечень настоятелей Архимандриты архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705) архимандрит Лаврентий Грузинец (1705 — 1720) архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727) архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732) архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748) архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753) архимандрит Варлаам (Лещевский) (мозг. в 1774) архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776) архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792) архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797) архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801) архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801—1809) архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814) архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816) архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817) архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818) архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821) архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823) архимандрит Афанасий (Петриев) ( 1823 — 1832 ) архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850) архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 - мозг. 21 февраля 1852) архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871) епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906) Иннокентий (Ястребов) (1915—1917) Никон (Пурлевский) (1918—1920) архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924) Наместники постсоветского периода архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009) епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012) игумен Парамон (Голубка) (с 26 июля 2012)

Строительный ансамбль

Малый собор — 1-ое по времени постройки здание обители Древний иконостас Огромного собора

Основная часть монастырского ансамбля сложилась в XVI-XVIII веках:

1591-93 Бесстолпный Малый собор Донской Богоматери иллюстрирует тип посадского одноглавого храма годуновской эры с крещатым сводом и 3-ярусной горкой кокошников. Других бесстолпных монастырских соборов российская архитектура XVI века не знает. Вначале храм был освящён во имя праздничка Похвалы Пресвятой Богородицы, в который татары были повержены на Куликовом поле при помощи Донской иконы Божией Мамы. Шатровая колокольня была пристроена в 1679 г. Росписи 1780-х гг. были вскрыты в 1948 году, когда храм проходил всеохватывающую реставрацию, уничтожившую переделки начала XIX века. Трапезная выгорела в 1992 году. 1686-98 Пятиглавый четырехстолпный Большой собор Донской Богоматери, приподнятый на высочайшем подклете и окружённый широкой обходной галереей, отличается неканоническим строительным решением, более характерным для храмов Украины. Это адаптация типа 4-лепесткового в плане 5-банного храма с главами, нацеленными по сторонам света. В интерьере чудом сохранился монументальный 8-ярусный резной иконостас с видами «фряжского письма»; нижние ярусы выполнил золотописец Карп Золотарёв. Настенные росписи 1782-85 гг. были поначалу сбиты, а позже забелены; ведётся реставрация. В подклете собора в 1712 году был освящён Сретенский храм, ставший усыпальницей имеретинского царя Арчила II, а потом и всей жившей в Москве знати грузинского происхождения 1713-14 Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери высится над северными (святыми) воротами монастыря. Около паперти сохранилась металлическая кованая решётка начала XVIII века. Иконостас поставлен в 1782 г. на средства Аграфены Татищевой. 1686-1711 Краснокирпичные стенки и двенадцать башен ограды, украшенных декоративными коронами в стилистике столичного барокко. Сразу с ними выстроен корпус наместника. 1714 Больничная церковь Архангела Миши размещена в углу южной части монастырской местности. Построена иждивением стольника И. И. Дурново. Сначала XIX века перестроена в стиле классицизма в усыпальницу княжеского рода Голицыных. Псевдорусские крыльца появились в самом конце XIX века. Снутри выставлены более ценные эталоны мемориальной статуи, перенесённые из других храмов монастыря и с уничтоженных некрополей. 1730-53 Колокольня Донского монастыря, одно из самых больших построек в округах Москвы тех пор, размещена над западным входом в монастырь. Проект в стиле елизаветинского барокко приписывается А. П. Евлашеву, курировал строй работы Карл Бланк. В нижнем ярусе помещается церковь во имя святых праведных Захарии и Елисаветы. В русское время здание приспособили под жильё.

К XVIII веку относятся также братские кельи (времён Петра I), здание духовной семинарии и настоятельская кухня. Основной настоятельский корпус (архимандритские покои) был построен в 1745-50 гг. Верхний этаж (древесный) надстроен в 1779-81 гг. Удлиненные братские кельи 1758-62 гг. постройки в 1880-82 гг. были также надстроены и адаптированы под гостиницу для паломников.

С конца XVIII по начало XX века в различных частях монастырского некрополя было воздвигнуто несколько часовен, либо маленьких церквей, призванных служить родовыми усыпальницами:

Церковь Иоанна Златоуста Церковь Александра Свирского — маленькая ротонда, построенная в 1796-98 гг. как усыпальница А. Н. Зубова, отца победителя Платона Зубова. Находится к востоку от Огромного собора. Церковь Иоанна Златоуста и св. великомученицы Екатерины построена в 1888-91 гг. неподалёку от северных ворот на средства негоциантов Первушиных. Строительство велось В. Д. Шером, В. П. Гавриловым и М. П. Ивановым по неовизантийскому проекту А. Г. Венсана. Иконостас разработал А. С. Каминский. Церковь Иоанна Лествичника построена в 1896-97 гг. на средства генерала И. Ф. Терещенко в российском стиле. Размещена к северо-востоку от церкви Александра Свирского.

Снаружи монастыря, при северных воротах в конце XIX века была поставлена часовня, посвящённая «памяти расчудесного спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшей семьи во время крушения 17 октября 1888 года королевского поезда». Снесена после революции.

После возобновления монастыря в конце XX века возобновились и строй работы. На бывших «братских огородах» появились новые постройки:

Церковь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского (2000). Нижний храм (усыпальница семьи Шевченко) освящен во имя небесного покровителя донатора храма св. блгв. кн. Вячеслава Чешского. Церковь Жору Победоносца (2000) в память о 2000-летии Рождества Христова и 10-летии возвращении монастыря церкви. Церковь св. благоверного князя Александра Невского (2006) вначале планировалась как мемориал государственного примирения. Водосвятный колодец сооружён по эталону существовавшего в XIX веке древесного. Сейчас он по собственному прямому предназначению не употребляется ввиду отсутствия применимой для питья воды.

Монастырский некрополь

Основная статья: Некрополь Донского монастыря Древние надгробия на Донском кладбище

Некрополь российского дворянства и обеспеченного купечества на местности монастыря (т.н. Старенькое Донское кладбище) — единственный в Москве, переживший без существенных утрат русское время. На монументах можно отыскать такие звучные фамилии, как Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. На местности в 2 га погребены и выдающиеся люди Рф — писатели, поэты, архитекторы, ученые: А. П. Сумароков, М. М. Херасков, В. Л. Пушкин, П. Я. Чаадаев, В. Ф. Одоевский, В. И. Майков, О. И. Бове, Н. Н. и Д. Н. Бантыш-Каменские, В. О. Ключевский, Н. Е. Жуковский.

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести местность к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором длилось в протяжении практически всего XX века. В 1927 г. там был пущен 1-ый в стране крематорий. На древнем кладбище новые захоронения были разрешены только в порядке исключения. Сюда свозили надгробные монументы с обречённых на снос кладбищ Москвы и Подмосковья. Более ценные эталоны мемориальной статуи расположены в Михайловской церкви.

В XXI веке на монастырском некрополе был перезахоронен останки выдающихся деятелей белоснежной эмиграции: И. С. Шмелева (2000), А. И. Деникина, И. А. Ильина (оба 2005, с супругами), В. О. Каппеля (2007). В 2008 г. за алтарём храма Иоанна Лествичника был похоронен писатель и публичный деятель Александр Солженицын.

Прочитано 1411 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Данилов монастырь Екатерининская пустынь »