Вознесе́нская Дави́дова пу́стынь — мужской монастырь Столичного Патриархата; размещен на высочайшем правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки) на местности старой Хатунской волости рядом с сегодняшним посёлком Новый Быт Чеховского района Столичной области.
Содержание
1 История 2 В текущее время 3 Реликвии 4 Настоятели 5 Архитектура 5.1 Успенская церковь 6 Реквизиты 7 См. также 8 Примечания 9 Литература 10 СсылкиИстория
Монастырь основан 31 мая (10 июня) 1515 преподобным Давидом (†19 (29) сентября 1529), о чём имеется запись в монастырском синодике 1602 года (из-за неких несоответствий в записи обозначенная дата основания вызывает колебание в собственной достоверности). Земли, на которых была базирована пустынь, принадлежали князю Василию Стародубскому, куму Василия III.
В том же синодике указывается, что Давид посадил рядом с монастырём липовую рощу.
Согласно монастырскому преданию, 15 (25) августа 1515 братию посетил преподобный Иосиф Волоцкий, благословивший основание монастыря.
В смутное время в 1619 году монастырь был разорён литовцами и запорожцами под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Деятельность монастыря была возобновлена только 1 (10) апреля 1625 года, когда Миша Фёдорович выдал грамоту, даровавшую монастырю льготы.
Давидова пустыньВ 1657 была приписана Патриархом Никоном к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю. В то время в пустыни проживали казначей, два иеромонаха, 5 рядовых старцев, четыре слуг, конюх, хлебник и белец (церковный дьячок). Через 10 лет, в 1667 году, по указу Алексей Михайловича пустынь исключается из состава Новоиерусалимского монастыря. Последняя третья часть XVII века — более благополучное время в истории Давидовой пустыни. У монастыря было подворье в Москве на улице Ордынка с 1664 года, а с 1689 года монастырская часовня у Арбатских ворот. Монастырские владения размещались в Столичном и Коломенском уездах, Серпухове. К примеру в Столичном уезде к 1700 году пустынь обладала 95 крестьянскими дворами.
В XVIII веке расцвет сменился упадком. В итоге петровских реформ доход монастырей поступал в муниципальную казну и только часть его ворачивалась братии. В 1712 пустынь приписана к Чудову монастырю; с 1721 по 1727 — к Златоустовскому. В 1764, после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, другими словами содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в казну. 17 марта 1767 к обители приписывают часовню Христа Спасателя (Всемилостивого Спаса) у Москворецкого моста в Москве (прошлый дом 29 по Москворецкой улице); часовня была снесена в 1966 при окончании строительства гостиницы «Россия». В часовне находился особо почитаемый чудотворный образ Всемилостивого Спаса, поэтому часовня приносила большой доход.
В 1792—1796 годах митрополит Столичный Платон (Левшин) и настоятель Николо-Пешношского монастыря иеромонах Макарий (Брюшков) установили в Давидовой пустыни общежительный утомившись.
На монастырской местности были погребены: военачальник генерал Д. С. Дохтуров († 1816), представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.
В 1915 году в Москве и Серпухове праздновалось 400-летие монастыря, в ознаменование которого Давидовой пустыни был присвоен 2-ой класс.
Совсем обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.
В текущее время
Давидова пустыньВ 1992 году жителями посёлка Новый Быт была образована правоверная община, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.
В 1995 году, в первую субботу Величавого поста, была совершена 1-ая Литургия.
1 июня 1995 года Священный Синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонах Герман (Вячеслав Николаевич Хапугин) был возведён в сан игумена.
24 мая 1997 года были обретены мощи прп. Давида (местночтимый святой Столичной епархии).
26 июля 2005 года архимандрит Герман (Хапугин) был убит в собственной келье.
Реликвии
В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. В специально устроенном ковчеге в обители хранится частичка Гвоздя Распятия Христова. В соборе, освященном в честь иконы Всемилостивого Спаса, в мощевиках находятся частички Хитона Спасателя и частичка Ризы Богородицы. Также тут хранятся:
частички мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея; частичка святых мощей преподобного Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца; частичка главы святого благоверного князя Александра Невского; частичка мощей Германа Аляскинского; частичка мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы; частичка мощей святителя Иннокентия, митрополита Столичного; мощи Исайи, епископа Ростовского; мощи святого Димитрия Ростовского; мощи преподобного архимандрита Авраамия Ростовского; мощи святителя Игнатия, епископа Ростовского; мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского; мощи преподобного Никиты Столпника, Переславльского чудотворца; мощи преподобного Давида Солунского; мощи святых Вифлеемских малышей; мощи священномученика Николая Любомудрова; мощи преподобного Ферапонта Лужецкого, Можайского чудотворца; добросовестная глава 1-го из преподобномучеников Киево-Зверенецких; частички мощей других святых мощей угодников Божиих, просиявших в древности и в новое время.Настоятели
архимандрит Никон (Соловьёв) (1916—1923) архимандрит Иларий (Бабыкин) (1923—1929) архимандрит Герман (Хапугин) (5 мая 1995 — 26 июля 2005) епископ Роман (Гаврилов) (6 октября 2005 — 5 октября 2011) игумен Сергий (Куксов) (с 5 октября 2011 года).Архитектура
Успенская церковь Успенская церковьЦерковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Построена в 1740 году над северными воротами.
Реквизиты
Адресок: Наша родина, 142322, Столичная область, Чеховский район, поселок Новый Быт Телефоны: (495) 546-07-83, +7(496)724-11-33