Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Оптина пустынь

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Введенская Оптина пустынь
Святые врата  Оптина пустынь .JPG
Святые врата
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Козельск
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: ставропигиальный монастырь
Когда основан (Дата основания): XV век
Известные насельники: Оптинские старцы, Иоанн Малиновский
Кто настоятель монастыря: Архимандрит Венедикт Пеньков
В каком состоянии: Действует
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Оптина пустынь"

Координаты монастыря: 54°03′12″ с. ш. 35°49′55″ в. д. / 54.05333° с. ш. 35.83194° в. д. / 54.05333; 35.83194 (G) (O) (Я)

Введе́нская О́птина пу́стынь — ставропигиальный мужской монастырь Российской православной церкви, расположенный неподалеку от городка Козельска Калужской области, в Калужской епархии.

Содержание

1 Размещение и внешний облик 2 История 2.1 XV—XVIII века 2.2 XIX век 2.3 XX век 3 Храмы 3.1 Действующие 3.2 Восстанавливающиеся 4 Оптинские старцы 5 Оптинские новомученики 6 Настоятели и наместники 7 Примечания 8 См. также 9 Литература 10 Ссылки

Размещение и внешний облик

Монастырь находится на расстоянии около 2-х км на северо-восток от г. Козельска: дорога пересекает реку Жиздру и идет повдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была построена низкая ограда и четыре наугольные башни. В 2-ух километрах от монастыря, на том же берегу Жиздры, также размещена станция Тупик.

В плане монастырь практически квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно размещены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старенькой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская.

За монастырской рощей размещен скит, в каком происходят круглосуточные богослужения. На 2009 год в нём живут 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навечно он был закрытым». Тут ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась древесная церковь Иоанна Предтечи (1822), скошенная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт.

История

XV—XVIII века

По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с старого синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии была Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в 2-ух различных отделениях под управлением 1-го духовного отца. Соборное определение 1503 года воспрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням.

1-ые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козельских писцовых книжках (1629, 1630, 1631 годы) числится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче (разум. 1598) «на свечки и ладан». По окончании смутного времени Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Наистарейшая вкладная книжка с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.

В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского.

В XVIII века вещественное состояние монастыря было тяжёлым. В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, средства были необходимы на строительство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был обременителен для Оптиной пустыни. По просьбам к прежним вкладчикам можно судить о бедственном положении Оптиной пустыни. К 1724 году в обители было 12 человек.

Оптина пустынь была упразднена в 1724 году по Духовному регламенту и была присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Все строения древесные в годы упразднения обители развалились.

В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь восстановлена. На основании указа архиепископа Сарского и Подонского Леонида, от 11 июля 1727 года, архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество.

В 1741 году началось строительство древесной колокольни. В 1750 году началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с 2-мя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата. В 1759 году храм уже был практически готов, в этом же году освящён был придел Пафнутия Боровского.

В 1764 года по указу Екатерины II в процессе секуляризационной реформы Оптина пустынь вошла в число заштатных монастырей в Крутицкую епархию.

В 1768 году закончилось строительство нового соборного храма, благодаря богатым вкладам новых благодетелей. В 1770 году по отчету числилось трое монашествующих. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубочайшие старики.

Положение монастыря стало изменяться в 1795 году, когда митрополит Столичный и Калужский Платон направил внимание на нужды обители. В 1796 году он посетил Оптину пустынь, и ему очень понравилось это место. По его настоянию в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытнейший старец из Песношенской обители. Уже в 1797 году братия обители насчитывала 12 человек.

В 1799 году Оптина пустынь перебежала во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) направлял повышенное внимание на возрождавшуюся обитель.

XIX век

В 1802 году было начато строительство новейшей трехярусной колокольни в 30 сажень вышины. К ней с обеих сторон были пристроены флигели для братских келлий. В 1804 году было закончено строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. выстроили и правый. В 1805 году было начато строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью при ней келлиями. Материал на строительство церкви пожертвовал надворный советник Камынин. Оба храма были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским 26 августа 1811 году — больничная, 23 октября 1811 года освятили Казанскую церковь.

18 января 1809 года по требованию игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30-ти насельнов (совместно с настоятелем).

В 1821 году в монастыре был устроен скит. Тут селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался админом). Со всех боков к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров Рф. Стали поступать пожертвования; монастырь заполучил угодья, мельницу, обустроил каменные строения.

Монастырь в XIX веке.

С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни неких писателей и мыслителей Рф. В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжеленной драмы — погибели отпрыска в 1877 году; он прожил в скиту некое время; некие детали в «Братьях Карамазовых» появились под впечатлением этой поездки. Макетом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перебежала в ведение Главнауки. Как исторический монумент была названа «Музей Оптина пустынь».

На местности монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горьковатого. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными меж Германией и СССР расположили около 5000 польских офицеров, позже отправленных в Катынь на расстрел.

Во время Величавой Российскей войны на местности Оптиной пустыни поначалу был лазарет, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена русских офицеров, а после войны до 1949 года располагалась воинская часть.

17 ноября 1987 года Русское правительство передало Оптину пустынь Российской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратой башне обители в денек Владимирской иконы Божией Мамы свершилась 1-ая божественная литургия.

1 февраля 1990 г. Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.

Храмы

Действующие Введенский собор В течение денька главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

Восстанавливающиеся Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Миши в нижнем полуподвальном помещении. Находится на местности Иоанно-Предтеченского скита. В текущее время в здании храма располагается паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. В подклетном храме в честь Архангела Миши служатся водосвятные молебны для паломников, живущих на местности скита. Посторонние не допускаются. Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новеньком монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был стопроцентно разрушен, в текущее время строится поновой. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. В текущее время на месте их погребения построена каменная часовня.

Оптинские старцы

Основная статья: Собор Оптинских старцев

На Поместном соборе 1988 года прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков). Другие старцы прославлены в 26 июля 1996 как местночтимые, а в 2000 году общецерковно. 25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, приготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению.

Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика.

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — 1-ый основоположник и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой собственной погибели нес величавый и святой подвиг старческого окормления. С именованием старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое соединило вокруг обители наилучшие духовные и умственные силы Рф. Под его духовным управлением находилась не только лишь Оптина пустынь, да и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали неоценимым управлением для каждого христианина в духовной жизни. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил умопомрачительный пример сочетания серьезного подвижничества, смирения и нестяжания с мудрейшим управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Конкретно благодаря его бескрайному милосердию и сочувствию к бедным обитель давала приют огромному количеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старенькые и построены новые храмы и строения обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь должна мудрейшему настоятельству старца Моисея. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, кроткий подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных заболеваний. Он всемерно содействовал деланию старчества в скиту, которым управлял в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются чудным плодом его отеческой любви и дара учительного слова…. Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным заступником и проповедником православной веры, он смог вернуть в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — величавый подвижник земли Российской, святость и богоугодность жития которого Бог заверил многими чудесами, а православный верующий люд — искренней любовью, почитанием и благоговейным воззванием к нему в молитве… Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший внутри себя жесткое управление обителью и тончайшее искусство пастырского управления со кротким повиновением величавым Оптинским старцам и высочайшим подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только лишь иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь огненным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему проницательным папой, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особенной духовной радости. Старец Анатолий обладал необычным даром утешения. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ величавого смирения, беззлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Мамы. По мемуарам современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа лицезрели его озаренным благодатным божественным светом. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий гласил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила величавого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял собственный пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необычной прозорливостью, ему раскрывался внутренний смысл происходящих событий, он лицезрел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом величавыми благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые деньки революционной смуты и безбожия, старец утверждал собственных духовных чад в решимости даже до погибели быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, часто скрывая их под видом юродства. Во деньки гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за вероисповедание веры, безустанно окормлял верующих. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближний ученик старца Варсонофия, огненный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как духовник. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся собственный крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды перетерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Оптинские новомученики

Российской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий (Любовичев), Пантелеимон, Лаврентий (Левченко), Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит (Таубе), Никон, Севастиан (Фомин); страдалец Борис.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердечко длинноватым кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится и на данный момент. В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским орудием — длинноватой иглой — был убит юный паломник, друг юношества послушника Александра, Юрий (Жора), прибывший в Оптину пустынь на праздничек Пасхи из Тольятти.

В 2004 году вышла в свет книжка Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху 1993 года. Жанр книжки — летопись событий, составленная на базе мемуаров о новомучениках и рукописей, оставшихся от их.

В 2006 году в оптинском издательстве вышла книжка «Оптина пустынь. Годы гонений», в которую были включены жития новопрославленных святых, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В будущем году был размещен 1-ый выпуск «Оптинского альманаха», большая часть которого посвящена гонениям русского периода. Также готовится к выходу сборник «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». В этот сборник войдут жития преподобномучеников Евфимия (Любовичева), Лаврентия (Левченко), Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина), Рафаила (Тюпина), Гурия (Самойлова), Пафнутия (Костина), Игнатия (Даланова), Викентия (Никольского), Евтихия (Диденко), Марка (Махрова), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), страдальца Бориса Козлова, преподобноисповедников Никона (Беляева), Рафаила (Шеченко), Севастиана (Фомина), также письма преподобноисповедника Рафаила в полном объёме.

Настоятели и наместники

Макарий (Опта) (основоположник) Сергий (упом. 1625) Феодор (упом. 1630) иером. Дорофей (1688 — ?) иером. Моисей (1700—1709) игумен Дорофей (1709 — ранее 1716) игумен Иосиф (упом. 1716) игумен Леонид (1717—1724) Сергий Авраамий (1731 — ?) Пафнутий (1760—1762), игумен Моисей (1762—1763), игумен Филарет (1763—1765) Никанор (1765 — 27 марта 1768) Серапион (1768—1770) иеромонах Аристарх (3 декабря 1770 — январь 1775) Феодосий (1775—1779) иеромонах иеромонах Корнилий (1779—1780) Александр (1780—1782) Андрей (1783—1789) иеромонах Иосаф (1789—1792) иеромонах Антоний (1792—1795) Иосиф (1795—1796) иером. Авраамий (1796—1817) игум. Маркелл (1817 — 1819), игумен Даниил (Александров) (1821—1825), игумен Моисей (Путилов) (1825 — 16 июня 1862) схиархим. Исаакий (Антимонов) (1862 — 22 августа 1894) схиархим. Досифей (Силаев) (1894—1899) архим. Ксенофонт (Клюкин) (1899 — 30 августа 1914) Исаакий (Бобраков) (30 августа 1914—1923) архим. Иосиф (Братищев) (1987—1988) Евлогий (Смирнов) (23 мая 1988—1990) Венедикт (Пеньков) (с 1990)

Прочитано 2458 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...