Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Пафнутьево-Боровский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Пафнутьево-Боровский монастырь
Свято-Пафнутиев Боровский

Рождественский собор 1586
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Боровск, Калужская область
Какова конфессия: Православный
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Пафнутий Боровский
Когда основан (Дата основания): 1444 год
Дата упразднения: 1923—1991
Здания:
Рождественский собор • Ильинская церковь
Известные насельники: Иосиф Волоцкий, Дионисий, боярыня Морозова
Какие имеет святыни и реликвии: мощи преподобного Пафнутия Боровского
Кто настоятель монастыря: наместник архимандрит Серафим Савостьянов
Статус: Объект культурного наследия РФ № 4010102000№ 4010102000
В каком состоянии: действует
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Пафнутьево-Боровский монастырь"

Координаты монастыря: 55°12′50″ с. ш. 36°32′00″ в. д. / 55.214111° с. ш. 36.533500° в. д. / 55.214111; 36.533500 (G) (O) (Я)

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь (пишут также Пафнутьев-Боровский, Свято-Пафнутьев-Боровский) монастырь — мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине городка Боровска.

Содержание

1 История 2 Колокол 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки

История

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После погибели Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который скоро, из-за нежелания братии принять общежительный утомившись, ушёл в Волоколамское княжество и основал новейшую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.

На месте первой, древесной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранешней известной работой величавого богомаза Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Трапезная XVI век Башня ограды монастыря Монастырская стенка, Ильинская церковь (1670) и кладбище Пафнутьево-Боровского монастыря Через 117 лет, в 1586 году собор был практически стопроцентно разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так куски росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского муниципального областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенками и укреплениями; обитель перевоплотился в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербатова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стенки и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI—XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря управлял именитый конструктор Феодор Жеребец, создатель сооружений Белоснежного городка в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря. Но современные исследователи считают, что ограда монастыря, включая более древнейшую сохранившуюся круглую башню была построена сходу после окончания строительства собора и колокольни (другими словами после 1523 года) и этим же зодчим. Другие дошедшие до нас башни и прясла стенок были построены, когда разрушенный монастырь восстанавливали после смутного времени мастером Трофимом Шарутиным: Тайницкая, Георгиевская и Оружейная в 1635 году, а самые поздние башни — Сторожевая и Входная — в либо после 1636 года. Стоит отметить, что общий план крепости, рассчитанный на оборону напольной «приступной» стенки характерен для ХIV-XV веков, нередко поставленные башни повдоль напольной стороны крепости были рассчитаны на активное сопротивление делали строительную функцию головного фасада монастыря. К концу ХVI таковой тип крепости уже устарел и распространение получили крепости более постоянного типа, рассчитанные на всестороннюю оборону.

В 1610 году монастырь оборонял от поляков князь Миша Волконский, но он был взят и сожжён. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на королевство Миши Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, также некие руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей старого благочестия. Против боровских врагов реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

Сначала 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некое время находился в заточении узнаваемый управляющий приверженцев старенькой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенках монастыря, а позднее и Боровского городского острога содержались под стражей и были уморены голодом сударыня Морозова (в иночестве Феодора) и её сестра княгиня Урусова.

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а практически все монастырские имения отобраны. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но скоро восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но скоро в нём расположили исправительную колонию, позже — сельхозтехникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из их на 29-ти сохранились куски сюжетной и декоративной живописи начала XVI века. Перед возвращением монастыря Российской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основоположника обители — преподобного Пафнутия Боровского.

Колокол

В 1859 году, по данным описи, в монастыре было девять колоколов, из которых до наших дней сохранился маленькой колокол с надписью, указывающей на дату производства: «6996 (1488) года, месяца октября 10 денька. А делал его Федька Пушечник». В текущее время этот колокол является экспонатом Коломенского музея.

Настоятели схиигумен Пафнутий Боровский (1444—1477) игумен Иосиф (Санин) (1477—1478) игумен Герасим (Смердков) (1478—1487) игумен Арсений (1488—1511) игумен Пафнутий (1534—1555) игумен Вениамин (1555—1567) игумен Гурий (1567—1571) игумен Киприан (1571—1572) игумен Тихон (1572—1580) игумен Феодосий (1580—1588) игумен Варлаам (1588—1592) игумен Иоасаф (1592—1608) игумен Никон (1608—1610) игумен Иона (1613—1620) игумен Иосиф (1620—1650) игумен Симеон (1650—1651) игумен Иосиф (1651—1652) игумен Павел (1652—1653) игумен Сильвестр (1653—1654) игумен Стефан (1654—1656) игумен Дорофей (1656—1661) игумен Мисаил (1661—1663) игумен Тихон (1663—1665) игумен Парфений (1665—1667) игумен Игнатий (1667—1672) игумен Иов (1672—1676) игумен Леонтий (1676—1681) архимандрит Ефрем (1681—1683) архимандрит Иоасаф (1683—1685) архимандрит Феофан (1685—1691) архимандрит Даниил (1691—1693) архимандрит Корнилий (1693—1704) иеродиакон Иосиф (Бурцов) (1704—1708) архимандрит Корнилий (1708—1711) опять архимандрит Серапион (1711—1714) схиархимандрит Арсений (1714—1724) архимандрит Дорофей (1727—1742) архимандрит Мельхиседек (1742—1745) архимандрит Варфоломей (Любарский) (1745—1747) архимандрит Митрофан (Шеинков) (1747—1763) архимандрит Сильвестр (Буявинский) (1772—1799) архимандрит Венедикт (Григорович) (1821—1837) архимандрит Геннадий (Горнецкий) (25 августа 1837 — 8 марта 1867) архимандрит Алексий (Житецкий) (1915—1919)

Прочитано 1947 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...