Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Спасо-Преображенский монастырь (Ярославль)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Ярославль
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Ярославская и Ростовская
Тип монастыря: мужской
Архитектурный стиль древнерусское зодчество
Когда основан (Дата основания): XI—XII век
Основные даты:
1224 — освящение Спасо-Преображенского собора
1516 — освящение перестроенного
Спасо-Преображенского собора
1550 — возведение каменных стен
1609 — осада во время Смутного времени
Дата упразднения: 1787 год
Здания:
Спасо-Преображенский собор • Церковь Рождества Христова • Церковь Симеона Богоприимца • Церковь Происхождения Честных Древ • Церковь ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина • Звонница • 4 башни и стены • другие строения
Известные насельники: Антоний
Статус: упразднён
В каком состоянии: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Объект культурного наследия РФ № 7610005000№ 7610005000
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Спасо-Преображенский монастырь (Ярославль)"

Координаты монастыря: 57°37′17″ с. ш. 39°53′20″ в. д. / 57.62139° с. ш. 39.88889° в. д. / 57.62139; 39.88889 (G) (O) (Я)

Спасо-Преображенский (Спасский, Спасо-Ярославский) монастырь — старый мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Размещается на Богоявленской площади, около Столичного моста через Которосль в Кировском районе городка. На его местности находятся монументы архитектуры XVI—XIX веков. Тут было найдено «Слово о полку Игореве» — монумент древнерусской литературы.

Содержание

1 История 1.1 Монастырь 1.2 Архиерейский дом 1.3 Музей 1.4 Погребения 2 Современный вид монастырского ансамбля 3 Примечания 4 Источники 5 Библиография

История

Монастырь

Спасский монастырь сыграл не последнюю роль в истории Ярославля, будучи длительное время его духовным, культурным и экономическим центром. Основан он был в XII веке за стенками тогдашнего городка около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216—1218 годах в Спасском монастыре работало 1-ое в Северо-Восточной Руси духовное училище, потом переведённое в Ростов на дону. В 1216—1224 годы в монастыре выстроили Спасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора построили маленькую Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книжек.

После пожара 1501 года, в каком очень пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили поновой построенный по виду Благовещенского и Архангельского соборов Столичного кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сего времени. На данный момент это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древний монумент стенописи в городке и один из 2-ух в Рф, сохранившихся с эры Ивана Сурового (2-ой — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря). Тогда же выстроили первую каменную башню — Святые ворота. Для нового собора столичными и местными живописцами был сотворен большой иконостас. От этого иконостаса до наших дней сохранилось тринадцать икон деисусного чина, храмовый образ и три иконы нижнего, местного ряда.

В XVI веке были построены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, а в 1550—1580 — каменные стенки заместо старенькых древесных. Монастырь стал самой укреплённой частью городка, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стенок, а после того как его стенки в конце XVIII века были разобраны, ярославским кремлём, часто, стали неверно именовать Спасский монастырь.

Обожал посещать монастырь правитель Иван Суровый. К концу 1560-х годов от него было полученно 55 жалованных грамот, дающих во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Его отпрыск, правитель Фёдорвей, пожаловал монастырю 12 грамот.

В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь и Ярославский кремль выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена. От стенок монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. С 21 марта по 16 апреля 1613 года в монастыре пребывал будущий правитель Миша Романов, находившийся тут проездом из Ипатьевского монастыря в Москву, — отсюда он выслал свою первую грамоту — о согласии на престол. В предстоящем он отдал монастырю 18 жалованных грамот.

В 1621—1646 гг. перестраивались стенки монастыря, пострадавшие во время осады, — они стали более большими, в значимой мере они сохранились до наших дней. Появились каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. В последней четверти века был построен Келейный корпус. К концу XVII века длина стенок добивается 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8—3 метра. На стенках и башнях имелось не плохое вооружение — 15 больших и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.

Монастырь обладал значимой территорией в западной части городка повдоль дороги на Углич, где в XVII в. выросли ряд монастырских слобод — Спасская, Богоявленская и др. (всего более 300 дворов). В итоге он стал значимой силой, влиявшей на социальную и хозяйственную жизнь Ярославля, соперничая и время от времени конфликтуя с его посадом.

Монастырь сначала XVII века (набросок современного художника)

За входом с Богоявленской площади

Церковь ярославских чудотворцев и Спасо-Преображенский собор

Закладка Спасо-Преображенского собора. Миниатюра XVI в. из Лицевого летописного свода.

Архиерейский дом

В 1747 году в монастыре, по инициативе ростовского митрополита Арсения (Мацеевича), была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария (одна из первых в стране). Через 30 лет в ней училось 300 воспитанников. В границах монастыря она находилась до 1875 года, когда получила новое здание, в каком сейчас располагается Естественно-географический факультет ЯГПУ.

В 1787 году, в связи с переносом кафедры митрополита из Ростова в Ярославль, Спасский монастырь был преобразован в Ярославский архиерейский дом. Появились новые постройки — Семинарский корпус, Церковь ярославских чудотворцев Фёдорвея, Давида и Константина (1831 год) (на месте Входоиерусалимской церкви 1617 года), ризница, Смоленская часовня (1830). Посреди книжек последнего настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) в 1790-х годах А. И. Мусин-Пушкин нашел монумент российской литературы XII века — «Слово о полку Игореве».

В 1808 году закончилось строительство двуэтажного келейного корпуса, в 1809 — ремонт Святых ворот и стенок. Посреди XIX века переделывались стенки.

Музей

В русское время реставрация выполнялась в 1918—1923 (под управлением П. Д. Барановского — ликвидация последствий Ярославского восстания) и в 1957—1958 годах. Сейчас часть построек также ремонтируется.

Сейчас территория монастыря является основой Ярославского муниципального историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Погребения

В монастыре были погребены канонизированные ярославские князья Фёдорвей Чёрный и его сыновья Давид и Константин, архиепископы Ростовские Прохор и Трифон, ярославские князья Василий Давидович и Александр Фёдорович, лаодикийский митрополит Парфений Небоза, архиепископ Нил (Исакович), ярославский губернатор Алексей Яковлевич Фриде и другие.

Современный вид монастырского ансамбля

Здание Описание Фото Монумент копейке 1612 г. 2013 г. Стела "Клятва князя Пожарского" 2010 г. Баня 1824 Водяные ворота 1-я третья часть XVII в. Дом ризничего 1860 Звонница с церковью Богоматери Печерской XVI-XVII вв., 1808—1809 гг., 1823—1824 гг. Звонница с церковью Богоматери Печерской.jpg

Монастырь в начале XVII века (рисунок современного художника)

За входом с Богоявленской площади

Церковь ярославских чудотворцев и Спасо-Преображенский собор

Закладка Спасо-Преображенского собора. Миниатюра XVI в. из Лицевого летописного свода.

Прочитано 1011 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...