Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Снетогорский монастырь

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Снетогорский монастырь

Собор Рождества БоВ каком городе:ицы Снетогорского монастыря. 1311 год.
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Псков,Снятная гора, 1
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Псковская и Великолукская
Тип монастыря: Женский
Кто основатель: Иоасаф Снетногорский
Первое упоминание о монастыре: 4 марта 1299
Когда основан (Дата основания): XIII век
Известные насельники: преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий
Статус: Объект культурного наследия РФ № 6010079000№ 6010079000
В каком состоянии: Действующий монастырь

Описание монатяря "Снетогорский монастырь"

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — действующий дамский монастырь в Пскове. Один из древних из сейчас имеющихся псковских монастырей, 1-ое упоминание в летописи относится к XIII веку. Сначало был мужским.

Склон Снятной горы со стороны реки Величавой.

Монастырь находится в 3,5 километрах от центра современного городка Псков, на высочайшем правом берегу излуки реки Величавой. Снятная гора, на которой стоит монастырь, зовется так по наименованию местной промысловой рыбы — снети.

Содержание

1 История 2 Ансамбль 2.1 Собор Рождества Богородицы 2.1.1 Архитектура собора 2.1.2 Роспись собора 2.1.2.1 Программка росписи 2.1.2.2 Художественные особенности живописи 3 Достойные внимания факты 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

История

Вид Снетогорского монастыря в 1665 году. Набросок Николааса Витсена.

Четкая дата появления монастыря доподлинно не известна. Согласно одному из преданий, его могли основать монахи, прибывшие со Святой горы Афон. По другой легенде, которая в наше время является основной, основоположником считается игумен Иоасаф.

В первый раз монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжёна при нападении на Псков ливонских рыцарей. При всем этом погибли настоятель монастыря преподобный страдалец Иоасаф и 17 иноков.

В XIV-XV веках Снетогорский монастырь становится основным духовным и монашеским центром Пскова. О возросшей роли монастыря уже сначала XIV века гласит факт строительства в нем каменного храма - 1-го из первых после долгого перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов на Русь. В самом Пскове рядом с Кромом на берегу реки Псковы с середины XIV века было подворье монастыря, где в 1352 году была построена церковь ап. Иоанна Богослова. Подворье крепило хозяйственные связи монастыря с псковским посадом, не считая того монастырь поддерживал торговые связи с прибалтийскими негоциантами.

Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий - выходец из Сербии либо со Святой горы Афон. Ими были основаны другие, расположенные в округах Пскова монастыри: Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий.

В монастыре воспринимали постриг уходившие на покой псковские князья и бояре. Во время мора 1420-21 гг. тут постригся заболевший столичный наместник князь Феодор Александрович Ростовский, вернувшийся но потом в Москву. В притворе монастырского собора в 1416 году был погребен князь Григорий Евстафиевич, отпрыск изборского князя Евстафия. Не считая того, снутри храма на стенках сохранились погребальные плиты-керамиды XVI-XVII вв. Снаружи собора сформировалось монастырское кладбище. В древности к северной стенке храма были пристроены часовни, отмечавшие места неких погребений.

Располагаясь на берегу реки Величавой при заезде в Псков монастырь встречал негоциантов и путников. В 1472 году тут останавливалась византийская царевна София Палеолог, совершавшая переезд из Италии в Москву через Восточную Европу и Прибалтику.

Во время Ливонской войны монастырь оказался разорен войсками польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581—1582 гг. Монастырский собор пострадал от пожара, что имело роковые последствия для его фресковой живописи. Братия монастыря была обязана укрыться на псковском подворье обители. Таким же образом в период смутного времени разорение монастырю приносили попеременно осаждавшие Псков казаки и отряды польского воеводы Лисовского. В конце концов, в 1615 году монастырь занял шведский повелитель Густав Адольф, неудачно пытавшийся взять Псков.

Снетогорский монастырь. Вид со стороны д. Родина

Все же в XVII веке монастырь оправился от разрушений. Сыграло свою роль пограничное положение Пскова, приобретшего принципиальное для всей Рф торговое значение. Снетогорский монастырь обладал широким хозяйством, участвуя при всем этом в снабжении армии, также направляя живущих на монастырских землях фермеров на казенное строительство и ремонт городских стенок.

Положение монастыря резко усугубилось сначала XVIII века в связи с Северной войной. Не считая того в 1710 году произошел большой пожар, уничтоживший в том числе архив, хранивший документы со времен основания обители. Окончательный упадок монастыря был вызван секуляризацией церковных земель Екатериной II. В 1804 году монастырь был упразднен. Тогда же на его месте было решено устроить пригородный архиерейский дом.

В 1816-1822 гг. тут жил архиепископ Псковский Евгений Болховитинов, являвшийся не только лишь инициативным архиереем, да и выдающимся историком. Кроме трудов по истории Рф владыка занимался и исследованием истории Пскова, используя архивы Псковской духовной консистории. В 1825 монастырь посещал А.С. Пушкин. В период существования архиерейского дома богослужения в главном осуществлялись в домовом храме св. князя Владимира - бывшей трапезной церкви св. Николая.

После 1920 года началось разорение архиерейского дома, затронувшее и старый Рождественский собор, невзирая на то, что он был включен в перечень подлежащих гос охране памятников старины. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Местность монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была отчасти разрушена Вознесенская церковь-колокольня, достигавшая высоты 86 метров. В текущее время от нее сохранились только руины первого, более старого яруса.

В время Величавой Российскей войны тут расположился штаб группы армий ""Север". Территория и строения монастыря были благоустроены для проживание германских офицеров. При всем этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении германские войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.

В период после войны продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Но, Рождественский собор был отдан в ведение органов гос охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х - начале 50-х гг. была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 году и ведущаяся до сего времени.

В 1993 монастырь был передан Псковской епархии и открыт как дамский. Богослужения совершаются в трапезной Никольской церкви.

Ансамбль

Руины церкви Вознесения. 1526 год.

В ансамбль Снетогорского монастыря входят: собор Рождества Пресвятой Богородицы (1310 — 1311 гг.), трапезная церковь Святителя Николая Чудотворца (1519 г.), Архиерейский дом (1805 г.), руины Снетогорского столпа - колокольни с церковью Вознесения Господня (1526 год - XIX век), Святые ворота и ограда монастыря (XVII — сер. XIX веков). Периметр монастырской ограды составляет 420 метров.

Собор Рождества Богородицы Основная святыня монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не на сто процентов, фрески — единственный на сегодня монумент древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и броский эталон псковской художественной школы.

Архитектура собора

Храм повторяет главные черты архитектуры построенного на полтора века ранее собора Мирожского монастыря, но имеет некие значительные отличия от последнего. Внутреннее место храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам наименьшими по высоте объемами. В отличие от собора Мирожского монастыря, в интерьере которого есть иерархическое соподчинение центрального и боковых объемов, тут центральное место креста и его ветки изготовлены схожего размера. Восточная ветвь креста образована центральной апсидой алтаря, боковые апсиды по сопоставлению с ней существенно понижены. Западные углы храма разбиты на два этажа. В нижнем северном компартименте сначало размещался придел либо уединенная монашеская молельня, в южном - лестница на 2-ой этаж. Верхнее северное помещение так же служило приделом, тут сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей либо хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узеньким древесным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом.

В согласовании с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высочайшими арками, надлежащими высоте веток креста. Тут размещены боковые порталы храма, над ними помещены созданные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены низкими арками-нишами, надлежащими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с 3-мя апсидами в главном сохранил свои начальные формы. Западный фасад, сначало завершавшийся 3-мя закомарами, в текущее время закрыт появившимися в следующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необыкновенным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли не один раз изменялась в процессе истории собора. Сначало храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола древесным сошником-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола изготовлена луковичной. В текущее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским окончанием фасадов.

Со временем собор расширялся. Сначала XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели внешние фресковые росписи. В особенности сильные конфигурации были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. Начальный притвор был перестроен и соединен с главным местом храма. Западный вход в храм оформлен крыльцом, увенчанным зеленоватыми изразцами. Окна притвора были оформлены наличниками с кирпичным беленым узором и так же изразцами. В стенках разделявших внутренние места строения прорезаны широкие арки. Интерьер стал более просторным и визуально цельным. Были существенно расширены окна. В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Боковые части притвора оказались расширены и обхватили с 2-ух сторон крыльцо XVII века. Оформление приделов и перестроенного притвора соответствовало архитектуре эры барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница (не сохранилась), а старый одноглавый объем украшен по углам 4-мя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы оказались убраны (в том числе и главы 2-ух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила стальное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в броский терракотовый цвет, вновь были побелены.

Сначало иконостас храма был низким и занимал только просвет центральной алтарной апсиды. С течением времени он был заменен более высочайшим и широким многоярусным. Иконостас возобновлялся в 1855 году. При всем этом, в северной палате притвора была устроена ризница, где а именно хранились иконы из старенького иконостаса. В XX веке убранство собора было утрачено.

Реставрационные работы конца 40-х - начала 50-х гг. XX века и в особенности всеохватывающая реставрация, начатая в 1985 году, позволили воссоздать строительную историю старого псковского храма.

Роспись собора Дата начала росписи храма известна благодаря записи на полях Псковского паремийника. Храм был расписан в 1313 году, скоро после окончания строительства. Вместе с новгородским храмом Николы на Липне собор Снетогорского монастыря стал одним из первых примеров возрождения монументальной живописи на Руси после долгого перерыва середины - 2-ой половины XIII века, вызванного татарским нашествием. Не считая того, конкретно в этот период в Пскове складывается своя самобытная художественная школа, хорошая от искусства других больших художественных центров Руси. Фрески Снетогорского монастыря являются броским прототипом псковского искусства.

Пережив сильный пожар монастыря 1493 года, роспись оказалась очень повреждена в 1581 году при осаде Пскова войсками Стефана Батория. После войны фрески были обязаны забелить как неисправимо испорченные. Об этом с горечью докладывает Писцовая книжка Псковского уезда 1584 - 1587 годов. 1-ые пробные расчистки старой живописи были предприняты ещё в 1909 году. Работы по раскрытию фресок велись экспедициями ЦГРМ в 1920 - 1930-х годах и, как числилось, были завершены в 1948 - 1949 годах. Но начиная с 1985 года в соборе были изготовлены новые значительные открытия до этого неведомых фрагментов живописи в куполе и алтаре. В итоге последних исследовательских работ представляется вероятным дать полную реконструкцию всей программки росписи.

Программка росписи

Система росписи храма с одной стороны повторяет многие сюжеты, соответствующие для памятников домонгольского периода и для XIV века представляющиеся архаичными. С другой стороны она содержит огромное количество новых и уникальных для собственного времени сюжетов, нередко представляющих из себя необычную находку псковских живописцев.

В куполе изображено Вознесение Господне, повторяющее росписи многих новгородских храмов XII века и собора Мирожского монастыря. Фрески в барабане купола утрачены. На парусах сохранились фигуры евангелистов с их знаками и кусок убруса с образом Нерукотворного Спаса.

В центральной алтарной апсиде в нижних регистрах представлен двухъярусный передний святительский чин, так же архаичный для византийской живописи XIII - XIV веков и повторяющий старенькые эталоны домонгольского времени. Выше была изображена обычная Евхаристия.

Богоматерь с Малышом. Кусок фрески алтарной апсиды.

Особенный энтузиазм представляют композиции верхней зоны алтаря - конхи и свода вимы. Невзирая на очень нехорошую и фрагментарную сохранность живописи, выставленные тут сюжеты поддаются расшифровке и реконструкции. В конхе была изображена сидячая на троне Богоматерь с Малышом на левой руке. Необыкновенным является жест правой руки Богоматери поднятой ввысь и практически указывающей отведенным пальцем на расположенное выше изображение. Выше, в своде сохранилась нижняя часть фигуры в белоснежных одеждах, сидящей на престоле и окруженной мандорлой, вписанной в ромб. По сторонам от фигуры сохранились фрагментарные изображения херувимов и других небесных сил. Может быть, что тут же размещались и фигуры пророков Исайи, Иезекииля либо Аввакума, очевидцев представленного видения. Разумеется, что на престоле был изображен Христос, но четкая иконография его изображения остается неведомой. Общий смысл композиции прочитывается последующим образом: Бог, являвшийся в Ветхом Завете пророкам, Вседержитель и будущий Арбитр мира воплотился через Богородицу и стал Малышом, чтоб принести себя в жертву ради спасения населения земли. Тема Христа-жертвы прямым образом связана с нижними регистрами росписи алтаря и совершавшимся тут богослужением.

На подпружных арках, несущих купол, изображены ветхозаветные первосвященники, прообразующие новозаветное священство. Их ряд заканчивается видами Захарии и его отпрыска - Иоанна Предтечи, соединяющего собой Ветхий и Новый завет.

Своды и стенки веток подкупольного креста заняты несколькими повествовательными циклами. Порядок сюжетов по собственному обмыслен, хотя в расположении циклов есть некая спонтанность. Это было вызвано непривычностью поставленной перед живописцами задачки, принужденными после долгого перерыва своими силами возрождать искусство монументальной живописи.

Важное место тут занимает цикл евангельских событий, включающий сначала изображения двунадесятых праздничков. Композиции размещены в три регистра: 1) в сводах и люнетах, 2, 3) и в два ряда на стенках боковых веток подкупольного креста.

Воскресение Христово.

В южной части храма в 3 регистре росписи на восточной стенке изображено Рождество Богоматери (занимающее обычное место храмового вида справа от алтаря) и Введение во храм. Благовещение изображено выше во 2 ярусе, обычно по сторонам от алтарной апсиды: слева архангел Гавриил, справа Богоматерь. Рождество Христово представлено прямо за Введением в 3 регистре на южной и западной стенках южной ветки креста. Композиция Рождества состоит из огромного количества разных маленьких сцен, тщательно иллюстрирующих все связанные поздравляем действия. Тут есть и фигура плачущей о убиенных детях Рахили, иллюстрарующая предсказание Иеремии (Иер. 31:15). Не считая того, поклонение волхвов было дополнено аллегоричными фигурами природных стихий, из которых сохранилось изображение пустыни, так же приносящих свои дары Малышу Христу. Эти необыкновенные подробности являются иллюстрацией рождественской стихиры "Что Ти принисем, Христе", потом вошедшие в иконографию Собора Богоматери.

Цикл праздничков длится в 1 регистре на своде и в люнете южной ветки креста, где изображены Сретение, Крещение и Воскрешение Лазаря (эта часть программки копирует роспись собора Мирожского монастыря). Композиции страстного цикла вынесены во 2 наименьший регистр композиций. Тут на восточной стенке южного рукава изображены Вход и Иерусалим и Преображение (хронологически неверное размещение Преображения после Входа в Иерусалим - всераспространенная черта многих памятников византийской и древнерусской живописи). Дальше на южной стенке были размещены композиции Омовение ног и Потаенная вечеря.

Распятие.

Распятие и Воскресение Христа представлены в 1 регистре на своде северного рукава креста. Ниже на восточной стенке северного рукава во 2 регистре изображено Снятие с креста и жены-мироносицы у Гроба Господня, а в 3 регистре Преполовение Пятидесятницы и Сошествие Св. Духа на апостолов. Образ Вознесения был представлен в куполе собора.

Таким макаром, евангельские сцены разбиты на несколько обособленных циклов. Сверху представлены несколько больших композиций: Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Распятие и Воскресение. При всем этом изображения Сретения и Распятия, Воскрешения Лазаря и Воскресения Христа перекликаются по смыслу вместе, Распятие и Воскресение обычно представлены друг напротив друга. Ниже в наименьшем масштабе изображены действия предыдущие страстям Христа, другие сцены страстей и действия после Воскресения Христа: Вход в Иерусалим, Преображение, Снятие со креста, жены-мироносицы у Гроба, Преполовение и Сошествие Св. Духа.

Собственный отдельный цикл изображений размещен на западной стенке северного рукава, где в три ряда представлены маленькие по масштабу композиции протоевангельского цикла, отлично известные по многим домонгольским памятникам монументальной живописи. Но тут к ним добавлено изображение Покрова Богородицы и даже иллюстрация 12 икоса Акафиста Богоматери.

Наибольшая и впечатляющая композиция в росписи собора - Успение Богоматери - размещена во всю высоту северной стенки храма, напротив изображенного с южной стороны Рождества Христова. Противопоставление либо точнее сравнение 2-ух этих композиций так же понятно по росписям храмов домонгольского периода. Средняя часть композиции оказалась утрачена из-за расширенного в XVII веке окна. Слева от него сохранилась фигура Христа, держащего на руках душу Богородицы. Сверху были изображены апостолы, переносимые к одру Богоматери ангелами и вознесение Богоматери на небо.

Весь западный рукав подкупольного креста занят изображением Ужасного суда, дополненного видением пророка Даниила. Изображения на южной стороне западного свода и южной стенке традиционны. Тут представлен сидячий на престоле Христос-судья, окруженный 12 апостолами и ангелами. Ниже размещались практически совсем утраченные изображения Адама и Евы, также взвешивания людской души на суде. Отлично сохранился нижней регистр, где представлен рай: Лоно Авраамово, благоразумный разбойник и шествие в рай праведников, возглавляемых апостолом Петром. На западной стенке был изображен ангел свивающий небо, а рядом с ним композиция, ранее популярная только по более поздним русским памятникам XVI-XVII веков. Тут изображен Моисей, обличающий не уверовавших во Христа евреев.

Животные из видения пророка Даниила и трубящие ангелы.

На северной стенке представлено уникальное по иконографии видение пророка Даниила, многие из деталей которого потом обширно распространились в российской искусстве поствизантийского периода. На своде изображен Христос Ветхий денми, окруженный ангелами и лежащими на престолах открытыми книжками. Сцена размещена напротив изображений Христа и апостолов из Ужасного суда и совпадает с ними по композиции. Ниже представлены трубящие ангелы и четыре зверька - знаки земных царств. Они все подписаны: Персидское, Эллинское, Римское и Антихристово. Справа от их в основании подпружной арки был изображен сам Даниил (его утраченная сверху фигура узнается по соответствующим для него одеждам). Слева на западной стенке размещаются ещё несколько изображений, связанных с видением: Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча с ангелами, несущими орудия страстей, пророки Захария и Исаия.

Очень возможно, что показавшиеся тут в первый раз иконографические сюжеты видения Даниила, включенные в состав Ужасного суда, в XVI веке были принесены в Москву псковскими мастерами и благодаря этому обширно распространились в российской живописи XVI - XVII веков.

Преподобные отцы. Роспись нижнего яруса стенок храма.

Дальше под видением Даниила представлены классические изображения земли и моря, отдающих мертвецов. Ниже, напротив изображений рая, размещались так же классические сцены ада. Слева представлена поучительная сказка о Богаче и Лазаре (Лк. 16:19). Богач изображен сидячим в аду совместно в бесом. Справа изображен Сатана на двуглавом чудовище с душой Иуды на руках.

В адском пламене рядом с Дьяволом были изображены головы бессчетных грешников, все из их были подписаны по именам. Большая часть из их соответствует тексту жития Василия Нового, где тщательно описано видение Ужасного суда. Тут представлены основоположники ересей Македоний, Север, Арий, Аполлинарий, Несторий, Ориген, нечестивые царствуй: Диоклетиан и Юлиан Отступник. К ним псковичи добавили Ирода с Иродиадой и Саломеей, еретика Богомила и убийцу святых Бориса и Глеба Святополка Проклятого.

Собор Рождества Богородицы. Снетогорский монастырь. Монета Банка Рф — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2008 год

В конце концов, ещё один наинтереснейший, самобытный по составу цикл представляют собой росписи алтаря - северной алтарной апсиды. Тут представлены ветхозаветные сюжеты - прототипы евхаристии, также добавленные к ним сцены мученичества Иоанна Предтечи. В своде изображено явление Троицы Аврааму, с соответствующим для Пскова изокефальным (равновеликим) изображением 3-х Ангелов.

Завершает роспись храма чин преподобных отцов, изображенных в нижнем ярусе стенок. Их фигуры сохранились на восточных стенках боковых веток креста по сторонам от алтаря.

Художественные особенности живописи

Достойные внимания факты

В интерьере Рождественского собора на западной стенке сохранился процарапанный набросок, изображающий, судя по сохранившейся рядом в юго-западной палатке польской надписи, майора Собаньского. Это одно из свидетельств пребывания в 1581 году в стенках монастыря армии польского короля Стефана Батория. Собор Рождества Богородицы представлен на монете Банка Рф из серии «Памятники архитектуры России».

Прочитано 926 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...