Ансамбль состоит на гос охране как монумент республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, № 1327).
Содержание
1 История 2 Наводнения 3 Строения 3.1 Собор Спаса Преображения 3.2 Храм Апостола и Первомученика Стефана 4 Примечания 5 Литература 6 СсылкиИстория
Икона Мирожской Божьей Мамы с грядущими св. князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Псковский музейЧеткая дата основания монастыря неведома. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именованием грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.
Монастырь, находящийся в 20 минутках пешком от псковского крома, был одним из культурных центров городка, тут велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, а именно «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю усвою р. Мирожи (с мельницами), сберегал р. Величавой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его местности сократились до сегодняшнего размера.
Географическое положение вне укреплений Пскова, который нередко служил целью нападений западных соседей Руси, тотчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, также уничтожили Василия Мирожского, игумена, и Иоасафа Снетогорского, потом канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вкупе с мощами св. Авраамия. Сначала XVI века в монастыре учился преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).
В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городку.
В 1567 году, при Иване Суровом, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Мамы, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с грядущими св. псковским князем Довмонтом и его женой Марией Дмитриевной.
По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много старых икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.
Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. В текущее время (с 1994 г.) Российская Правоверная Церковь выступает в качестве арендатора у музеев Пскова. Тогда же была сотворена мирожская иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых именитых современных богомазов. После скандала с дозволением католикам отслужить службу в монастыре он был снят (см. статью), а школа начала приходить в упадок.
Наводнения
Монастырь на стрелке 2-ух рек,подвергался затоплению, наисильнейшие отмечены в стенках монастыря:
1886 год 1900 год 1928 год 1960 год 2011 годВ апреле 2011 года, из-за резкого подъёма уровня рек Величавой и Мирожи 9 апреля, монастырь был затоплен, в Стефановом храме вода стояла высотой 1 метр, началось просачивание воды в Спасо-Преображенский собор с фресками 12 века, служба МЧС оказала помощь в откачке воды.
Строения
Митра игумена из Мирожского монастыря, XIX в., Псковский музей Спасо-Преображенский собор Древние постройки монастыря, не считая собора, не сохранились. В текущее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и строения бани (нач. XIX в.). Собор Спаса ПреображенияВыстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства строительный тип. Центральный объём строения имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, потому что завершается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким макаром, сначало храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное место соединялось с угловыми только маленькими проходами. Но уже в процессе начального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позже храм был перестроен и его форма утратила начальный план. Строительный тип собора послужил прототипом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из наилучших примеров российской архитектуры домонгольского периода.
Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неведомыми мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высочайшем художественном качестве, в обмысленной иконографической концепции, также в том, что сохранился фактически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в Рф и напоминают византийские мозаики в неких храмах Сицилии такого же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-сыне божественной и людской природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и циклопическое купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Посреди этой группы фресок в особенности выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стенке). 3-ий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма заведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большая часть образов не идентифицировано. Посреди идентифицированных вояки Сергий и Вакх, доктора Пантелеймон, Кир и Иоанн, (изредка изображаемые) страдальцы Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.
В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом содействовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость ярких слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских богомазов под управлением Н. М. Сафонова, которая в 1900-01 годах помыла античные росписи, а потом переписала их «в старом стиле», сохраняя только древнейшую иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, да и до настоящего времени приблизительно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Сейчас Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.
Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в престольный праздничек — Преображение Господне по согласованию с отделом культуры.
Храм Апостола и Первомученика СтефанаСтефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более старой, 1406 года. Очень наряженный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят постоянные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Не считая того, в храме находится чудотворная икона Божией Мамы Мирожская Оранта, явленная расчудесным образом в 1199 году. Не считая того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св.горы Афон, Тихвинская икона Божией Мамы, Николай Чудотворец, частички мощей многих святых со всего света. При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские богомазы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. Стефановский храм представляет особенный энтузиазм для паломников, так как кроме посещения Богослужений в монастыре предлагается монастырская трапеза.