Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Борисоглебский монастырь (Дмитров)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Борисоглебский монастырь

Монастырь в 2006 году: собор Бориса и Глеба, ограда, Кто настоятель монастыря:ский корпус
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Дмитров
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): известен со второй половины XV века
Статус: действующий монастырь
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Борисоглебский монастырь (Дмитров)"

Координаты монастыря: 56°20′35″ с. ш. 37°31′51″ в. д. / 56.34306° с. ш. 37.53083° в. д. / 56.34306; 37.53083 (G) (O) (Я)

Борисогле́бский монастырь, монастырь св. Бориса и Глеба — мужской православный монастырь в Дмитрове.

Четкой даты основание монастыря история не сохранила, известен он со 2-ой половины XV века. Есть легенда, документально ничем не подтверждённая, связывающая появление монастыря с Юрием Долгоруким, основавшим в 1154 году Дмитров.

Содержание

1 Архитектура 1.1 Предметы церковной службы 2 История 3 Настоятели 4 Святыни 5 Примечания 6 Ссылки 7 Литература

Архитектура

Собор Бориса и Глеба. Середина XVI век а, придел середины XVII века

Наистарейшим зданием является каменный собор Бориса и Глеба, выстроенный, по воззрению конструктора С. А. Гаврилова, возможно, посреди XVI века. Датировка собора по куску намогильной плиты с датой 1537 года неверна. Закладка осколка камня в стенку северной апсиды относится, предположительно, ко времени настоятельства архимандрита Тихона III (около 1840 года), интересовавшегося историей монастыря и вставившего в стенку собора Борисоглебский крест. Во времена Дмитлага камень был утрачен, но опять найден под площадкой крыльца в 1993 году.

Четырёхстолпный двухпрестольный собор с 3-мя апсидами поставлен на современных ему белокаменных погребах. Завершался собор 2-мя главами, из которых сохранилась одна. 2-ая маленькая глава находилась над Вознесенским приделом, располагавшимся в юго-восточном компартименте и южной апсиде, увеличенной при строительстве для размещения придела. В киоте головного западного фасада располагалась икона Вознесения Господня, а в одном документе XVII века монастырь назван Вознесенским. Может быть, до строительства посреди XVI века Борисоглебского собора главный престол старенького собора был Вознесенским. По традиции, при строительстве церкви с новым посвящением головного престола, главный престол старенького храма переносили в южную апсиду. Над западной частью северного рукава свода, за средней закомарой северного фасада, обнаружены горизонтальные площадки. Может быть, тут стояла маленькая звонница. Вокруг собора стояли паперти с тесовыми крышами на древесных столбах.

В 1672 монастырь пережил сильный пожар, который содействовал его перестройке в камне: в 1672 при архимандрите Питириме построены Святые врата. При архимандрите Каллистрате в 1685—1687 над Святыми воротами построена Никольская церковь с трапезной, построены настоятельские кельи меж Никольской церковью и западной стенкой (юго-западная башня именовалась круглой настоятельской кельей и в ней стояла круглая изразцовая печь), братские кельи в средней части восточной стенки ограды, отчасти выходившие за ограду, сохранявшиеся до XX века. В 1685—1689 годах при архимандритах Каллистрате и Иосифе (Варянове) построена ограда с 4-мя угловыми башенками. В 1702 году при архимандрите Сергии (Пустобоярове) на средства Акилины Нарышкиной возводится больничная Покровская церковь, упразднённая ещё до начала XX века.

В 1656 году у западной части южного фасада собора выстроили маленькой Алексеевский придел с одной главой и небольшим притвором на средства вдовы стольника Семечки Васильевича Чаплина Прасковьи. В публикациях неверно именуют погибшего, возможно, в моровое поветрие 1654 года, стольника Алексеем Ивановичем. В 1993 году найдена храмозданная плита Алексеевского придела с именованием стольника Семёна.

До конца XVII века к притвору придела пристроили паперть, дошедшую до западного портала собора, а над притвором придела уже стояла шатровая колокольня. В таком виде двуглавый собор с шатровой колокольней был изображён на темперном рисунке конца XVII века на простенке меж окнами второго этажа северо-западной башни монастырской ограды (башня в 1996 году была вполне разобрана и выложена поновой, но уже без окон и темперного рисунка).

До конца XVIII века колокольня заполучила теперешний вид. При реконструкции к южной стенке Алексеевского притвора была изготовлена прикладка шириной около метра. Тогда же западную паперть достроили до северо-западного угла собора, над закомарами сделали скатные крыши, а заместо большой главы над барабаном надстроен очередной ярус барабана, завершённый малеханькой главкой. Возможно, тогда же разобрана юго-восточная глава. В XIX веке на месте киота с иконой Вознесения прорубили окно.

В 1834 году к Никольской церкви пристраивается (на месте начальной северной паперти и лестницы) придел Феодоровской Иконы Божией Мамы.

На рубеже XIX—XX веков в соборе сделали калориферное отопление. Кирпичные каналы воздуховодов прошли по могилам ктиторов Алексеевского придела, а храмозданная плита с именованием Семёна была применена в качестве перемычки над воздуховодом под окном в южной стенке Алексеевского притвора. В 1901—1902 годах архитектором И. П. Машковым проведена реставрация верха собора, верхний ярус с главкой XVIII века были разобраны, и глава опять стала большой, а четверик получил позакомарное покрытие.

После возобновления монастыря (1993 год) закипели работы по благоустройству местности монастыря и «поновлению» памятников. В процессе этих работ некие ценные строительные элементы были утрачены. В 1996 году вполне перестроена северо-западная башня, где находился уникальный темперный набросок Борисоглебского монастыря XVII века. На сто процентов, вкупе с сохраненными при реставрации кусками XVII века, удалена лицевая кладка с настоятельских келий, отреставрированная в 1988-89 годах. На месте подлинных изготовлены новые окна с необычными наличниками. На месте глухих стенок изготовлены окна с наличниками «под XVII век». Сначала 2000-х гг. строятся маленькая одноглавая Свято-Духовская часовня в псевдорусском стиле, двухэтажное хозяйственное здание, на сто процентов перестраивается южная и западная стенки. На месте крыши с подлинным барабаном XVII века и главой, покрытой осиновым сошником, «восстанавливается» купольная крыша с золоченой главой и хозяйственные постройки на месте Покровской церкви и братских келий.

Предметы церковной службы

В процессе археологических раскопок, проведённых в 1988 году, к юго-западу от Борисоглебского собора были обнаружены остатки полуземлянки глубиной 1,4 м и шириной 2,6 м со столбовыми ямками по углам. На её полу найдены остатки керамики конца XIII — начала XIV веков. Такая же керамика найдена в слое погребённого дёрна совместно с осколком стеклянного браслета.

В 1815/1816 году узнаваемый историк К. Ф. Калайдович после скандала 1814 г. во Владимире поначалу недолговременное время находился в безумном доме, а позже около года скрывался от уголовного преследования в Николо-Пешношском монастыре. Будучи формально послушником монастыря, изучал округи. Побывав в Борисоглебском монастыре, он первым нашел резной белокаменный крест с изображением Троицы, Распятия и святых Василия, Николая и Жору, предположительно, в кладке северного пилона под аркой Алексеевского придела Борисоглебского собора. В письме 1817 года он написал о собственной находке. Но крест после Калайдовича был опять утрачен. Повторно крест был найден архимандритом Тихоном в 1840 году под алтарем Алексеевского придела и вставлен в стенку справа от западного портала.

В 1930-е годы, после изгнания из монастыря работниками ОГПУ Дмитлага краеведческого музея, дмитлаговцы срубили лики всех святых, забросали крест веществом и приткнули к этому месту перегородку. В 1982 году крест был извлечён из стенки и в целях сохранности перенесен в Дмитровский музей. Первым крест опубликовал учитель российского языка Дмитровского духовного училища Н. Н. Былов в 1888 году. Датой сотворения креста Былов именовал 1388 год. Его интерпретация даты оказалась неточной, но как раз кстати оказалась для обоснования празднования 500-летнего юбилея. Изучавший античные российские кресты И. А. Шляпкин в 1906 году в первый раз опубликовал набросок с фото креста и предложил уточнить дату 1467 годом, но, возможно, неуверенно, так как его датировку серьезно не приняли ни М. Н. Тихомиров (1462 год), ни М. А. Ильин, ни Г. В. Попов (1447 год). Т. В. Николаева опять возвращает датировку к 1467 году, но именует его поклонным и правого святого именует Григорием. После извлечения креста из кладки стенки в 1982 году он был исследован архитектором С. А. Гавриловым и размещен в журнальчике «Советская археология» АН СССР 1985, вып.2. с 213—222. В нижней части креста надпись: «В лето 1467 поставлен бысть крест на благовещение святой Богородицы месяца марта ни» (надпись не дописана). На правом торце нижней перекладины окончание надписи: «на Пантелее над вощесником». Это был намогильный крест над убитым и не успевшим покаяться Пантелеем.

История

В первый раз в документальных источниках монастырь как уже имеющийся упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году.

До XVII века монастырь был княжеским и зависел в управлении и содержании только от собственных покровителей — дмитровских и столичных князей. Может быть, уже с XV века настоятель монастыря носит чин архимандрита. Первым, известным по документам, архимандритом был архимандрит Феодосий (1519 год). В 1652—1664 указом царя Алексея Михайловича обитель приписана к Новгородскому Архиерейскому дому (предназначалась властелину Никону, будущему патриарху для Подмосковной резиденции). В 1682 собирались Борисоглебский монастырь приписать к Заиконоспасскому монастырю, но приписка не свершилась и Дмитровский монастырь остался самостоятельным. В 1724—1726 годы вновь приписан к Новгородскому Архиерейскому дому. В обоих случаях утраты самостоятельности монастырь управлялся строителями-новгородцами.

К началу XVIII века монастырь обладал конюшенным двором к югу от монастыря, где до 2009 года размещалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стенкой, слободой из 14 дворов и мельницей на Березовце.

После екатерининского указа 1764 года Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова (двое других — Пятницкий и Никитский — были упразднены). Посреди XVIII века монастырь переживает трудные времена, постройки очень постарели. Все же, к концу века он находит средства перестроить Покровскую церковь (её последнюю стенку разобрали вкупе с северной монастырской стенкой при строительстве последних лет во 2-ой половине 1990-х), в первой половине XIX века — возвести настоятельский корпус. В 1888 (по неверно прочитанной дате на кресте) отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост энтузиазма к нему. Под наблюдением И. П. Машкова восстанавливается в начальном виде собор, строения реставрируются, в 1902 П. А. Ушаковым на пожертвование Е. С. Ляминой строится духовное правление.

После революции в 1918 монахи из Борисоглебского были переведены в Николо-Пешношский монастырь, а в нём разместились сёстры Турковицкого дамского монастыря, эвакуированные с западной Украины. С 1921 года к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. В 1926 Борисоглебский монастырь совсем закрыли и дали его строения краеведческому музею.

Управление Дмитлага, размещающегося с 1932 по 1937 г. в монастыре

В 1932 музей переведён в Успенский собор, а в монастыре было расположено управление Дмитлага ОГПУ (НКВД) — отделение ГУЛАГа для строительства канала Волга-Москва. Прилегающие улицы: Комсомольская, Инженерная, Чекисткая, Большевистская, Шлюзовая — образовали «городок Дмитлага», где селились вольнонаёмные работники.

С 1940-х по 1970-е в монастыре находилась воинская часть, позднее — разные учреждения и организации. Братский корпус употреблялся под жильё.

С 1993 года начинается восстановление монастыря. В 2003 в нём было 8 насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрожденный и отреставрированный Борисоглебский собор. К 2008 году число насельников возросло до 9.

Настоятели

1 — архимандрит Феодосий (1519), 1-ый из настоятелей монастыря, достоверно установленный по документам. 2 — строитель Иоаким (Ларионов) (1611/12) 3 — строитель Серапион (Одинцов)

В синодике Борисоглебского монастыря 1654 г. упоминаются без дат — они были до 1611/12г.?

4 — архимандрит — Иона 5 — архимандрит — Васьян 6 — архимандрит — Варлам 7 — архимандрит — Исайя 8 — архимандрит — Никандр 9 — архимандрит — Герасим 10 — архимандрит Геннадий (1618) 11 — строитель Киприан I (1623) 12 — Киприан I (4.1624-17.01.1633) из строителей переведен в архимандриты 13 — архимандрит Макарий (1642—1644) 14 — архимандрит Иоаким (1646—1651) 15 — архимандрит Тихон I (1651—1652)

В 1652—1664 годах монастырь принадлежал Новгородскому Митрополичьему дому (Никону)

16 — строитель Александр (1652—1654?), «чёрный священник» 16 — строитель Ефрем (1655—1656), «черный поп» 17 — строитель Авраамий (1656—1663) (Новгородец) 18 — игумен Авраамий (1664—1665) переведен из строителей 19 — архимандрит Авраамий (1665—1869) из игуменов. 20 — архимандрит Савватий (1669 — август 1671) 21 — архимандрит Питирим (1672—1780) 22 — архимандрит Корнилий (1680—1683) 23 — архимандрит Тихон II (1683—1684) 24 — архимандрит Калистрат (1684—1688) 25 — архимандрит Иосиф (Варянов?) (1688—1692) 26 — архимандрит Симеон (1694—1698) 27 — архимандрит Сергий I (Пустобояров) (1698—1702) 28 — архимандрит Евфимий (1703—1707) 29 — архимандрит Адриан I (1707 — 14.6.1712) 30 — архимандрит Матфей (Шумерин) (1713 — январь 1715) 31 — архимандрит Адриан II (1715-10.1722) 32 — архимандрит Мелхиседек (Борщов) (март 1722-16.2.1723)

В 1724—1727 годах монастырь опять приписан к Новгородскому архиерейскому дому

33 — строитель — Иринарх (1724) 34 — строитель — Антоний (1727) 35 — архимандрит Киприан II (Скрипицын) (1727—1732) 36 — архимандрит Андроник (17 января 1731 — октябрь 1733) 37 — наместник Иосиф (31.10.1733-20.12.1733) 38 — архимандрит Виктор (Подгорский) (20.12.1733-16.1.1739 (?)) 39 — архимандрит Адриан III (1736) 40 — архимандрит Павел I (20 мая 1740—1756) 41 — архимандрит Иоакинф (Карпинский) (1757—1758) 42 — архимандрит Нифонт (1758—1760) 43 — архимандрит Боголеп (Городецкий) (1760—1762) 44 — архимандрит Иероним (20.6.1762-5.12.1763) 45 — архимандрит Иосиф (Аверков) (9.3.1763-1771) 46 — игумен Иоанний (?) (20.10.1771-1775) 47 — игумен Иаков (1775-30.3.1779, 1780?) 48 — игумен Павел II (Наумов) (1781-22.6.1785) 49 — игумен Никандр (13.10.1785-20.4.1786) 50 — игумен Иоанникий (20.4.1786-10.1794 (1797?)) 51 — игумен Аполлинарий (Пуляшкин) (5.11.1794-1802) 52 — архимандрит Александр (Алексеев) (16.1.1803-10.2.1804) 53 — архимандрит Гедеон (Фомин) (17.4.1804-1806) 54 — архимандрит Макарий (Брюшков) (9.8.1806-1810) 55 — архимандрит Евгений (Казанцев) (6.8.1810-11.8.1811) 56 — архимандрит Досифей (Голенищев-Кутузов) (28.8.1811-20.7.1816) 57 — архимандрит Арсений (Козноров) (26.7.1816-4.7.1819) 58 — архимандрит Феофилакт (4.7.1819-1822) 59 — архимандрит Платон (26.3.1822-1826) 60 — архимандрит Евлампий (Пятницкий) (19.3.1826-28.3.1830) 61 — архимандрит Платон (Казанский) (17.7.1830-31.12.1830) 62 — архимандрит Феофил (1.2.1832-1835) 63 — архимандрит Тихон III (3.2.1835-1846) 64 — архимандрит Иаков (Кротков) (9.2.1847-31.8.1855) 65 — архимандрит Герман (Соколов) (11.9.1855-1872) 66 — архимандрит Миша (1872—1880) 67 — игумен Сергий II (1880—1882) 68 — архимандрит Сергий II (1882—1888) 69 — архимандрит Пантелеймон (Иван Алексеевич Поспелов) (1890—1892) 70 — архимандрит — Феофан (Борис Глебов 1831—1897) 1895—1897, переведен из Савво-Сторожевского монастыря в Звенигороде, брат наместника ТСЛ Павла Глебова. 71 — архимандрит Дионисий (Сосновский) (1901) 72 — игумен Феодосий II (1902—1907) до 1907 73 — архимандрит Феодосий II (1907—1918) из игуменов 74 — архимандрит Роман (Геннадий Михайлович Гаврилов, 1957 г.), 1993—1996 гг., 75 — игумен Августин (Анатолий Викторович Шорников), с 1996 г.

Святыни

Ковчег с частичками мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв. Петра и Февронии Муромских, великомученика Жору Победоносца и многих других святых. Частичка Креста Господня.

Прочитано 1281 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...