Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Бобренев монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Бобренев мужской монастырь

Бобренев мужской монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Старое Бобренево, Коломенский район Московской области
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Дмитрий Донской
Когда основан (Дата основания): 1381 год
Здания:
Святые врата • Крепостные стены с башнями • БоВ каком городе:ице-Рождественский собор • Феодоровская церковь • Западный и северный братские корпуса
Известные насельники: сщмч. Григорий Лебедев
Кто настоятель монастыря: игумен Петр Дмитриев
Статус: Объект культурного наследия РФ № 5010209000№ 5010209000
В каком состоянии: действует
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Бобренев монастырь"

Координаты монастыря: 55°07′08″ с. ш. 38°45′36″ в. д. / 55.119083° с. ш. 38.76000° в. д. / 55.119083; 38.76000 (G) (O) (Я)

Богоро́дице-Рожде́ственский Бобре́нев монасты́рь — монастырь в Коломенском районе Столичной области, в селе Старенькое Бобре́нево, близ Коломны. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Мамы Феодоровская.

Содержание

1 Основание 2 Расцвет 3 Упадок 4 Возрождение 5 Легенды и версии 6 Ссылки

Основание

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в XIV веке на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Дмитрия Донского — Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца.

В благодарность Господу за дарование Рф победы над Мамаем 21 сентября 1380 года святой величавый князь, возвратившись в Коломну, отдал обет выстроить святую обитель во имя Рождества Богородицы (денек победы).

В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету собственному был заложен мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобренев» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был основным строителем обители.

В то время обитель являлась «сторожем» Коломны и игралась значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной полосы на юго-востоке.

Расцвет

Бобренев монастырь

Старый храм к началу XVIII века значительно постарел. Офицерские описи 1763 года докладывают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. 2-ая монастырская церковь — Входоиерусалимская — сохранила в XVIII веке собственный старый вид трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись показывает на ещё одно каменное сооружение — Святые ворота, всё остальное было древесное.

В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии заместо имеющегося храма воздвигнута церковь новейшей строительной формы в два этажа с трапезною вверху — церковь во имя Алексия человека Божия. Потом выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту величавого зодчего Матвея Казакова.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями.

В 1830 году построенный в 1790 году храм из двуэтажного переделан в 1-этажный, главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Так как храм этот был прохладным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Феодоровской икон Божией Мамы.

Восьмигранная, украшенная шатром колокольня на квадратном основании типологически всходит к образчикам XVIII века, но трактовка строительных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Нижний этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двуэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Первый этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён 1861 году. 1-этажный келейный и конюшенный корпуса — умеренные кирпичные строения, достойные внимания формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.

Ограда повдоль восточной и южной границы местности с 4-мя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790—1795 годах в форме псевдоготики. Наряженное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стенок придаёт им огромную декоративность.

Ограда с западной и северной сторон монастыря построена посреди XIX века с проигрыванием нрава архитектуры XVIII века.

В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 году филантропом Д. И. Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где было и временем уничтожено жилое здание с церковью снутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Мамы с 2-мя приделами: Казанской иконы Божией Мамы и преподобного Давида Солунского. Заместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля.

Возможно, во 2-ой половине XIX века возникают хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д. И. Хлудовым, окружается новейшей каменной оградой, повторяющей строительные формы ограды конца XVIII века.

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтоб иметь в нём 1-го настоятеля, 1-го казначея и 15 человек братии.

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолочен трёхъярусный иконостас резной работы, иконы древней живописи.

На рубеже XIX—XX веков монастырь был известен собственной мед помощью близлежащему популяции и коломенским жителям.

14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.

Со денька основания и прямо до закрытия обители тут раз в день возносились молитвы о вояках, павших на Куликовом поле.

Упадок

В 1929 году монастырь был закрыт, его строения и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений. К 1987 году весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не вполне сохранились крепостные стенки, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.

Возрождение

Как в марте 1991 года Святейший Патриарх Столичный и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Орле, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Фёдоровской церкви. Первым настоятелем стал игумен Игнатий (Крекшин), ученик прот. Александра Меня. Совместно с ним братию обители составили иером. Амвросий (Тимрот), иером. Филипп (Симонов) и иеродиак. Димитрий, сразу прошлый членом общины свящ. Кочеткова. 18 июля 1992 года первую Божественную Литургию в возрождающейся обители сделал Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 4 сентября 1992 г. Б. С. Кудинкин скончался, уехав в Москву на подаренном патриархом автомобиле, автомобиля больше не лицезрели; и без того небогатые средства, выделявшиеся им для восстановления монастыря, иссякли. Монастырь жил специфичной жизнью — его стенки посещали Никита Струве, главный редактор ИМКА-Пресс, Жорж Нева, дееписатель Александра Солженицына, жена Солженицына Наталья, члены общин Александра Борисова, Жору Кочеткова, а именно, ведущий её катехизатор Виктор Кот, Валентина Терешкова, православные Англии и Франции. Игумен Игнатий Крекшин считал, что христианство элитарно на самом деле и не может быть полностью воспринято обычным народом. В качестве примера он приводил факт свободного владения британцами, паствой Сурожской епархии, церковнославянским языком, в то время как сограждане не просто не обладали богослужебными текстами, да и были подвержены, по его воззрению, обрядоверию. Игум.Игнатий поддерживал близкие и деловые дела с рядом узнаваемых церковных деятелей, а именно, с Йозефом Ратцингером. Эпохальным событием в жизни игумена, по его словам, было его общение с кардиналом Люстиже в 1993 году.

Бобренев монастырь в это время нередко подвергался ночным набегам местной сельской молодёжи, растаскивавшей строй материалы для восстановления обители. Немногочисленным послушникам обители приходилось отгонять воров средствами находящимися под рукой. Огромное количество различных строй и материалов отделки, завезённых покойным Кудинкиным для оказания строй услуг местным начальникам, которыми была заставлена территория монастыря, просто портилось и истлевало. Средства, ранее выделенные на восстановление обители, были либо растрачены, либо предоставлены природным воздействиям под открытым небом, а именно, дорогой дубовый лес.

Настоятель монастыря о. Игнатий состоял в Синодальной комиссии по канонизации, а друг о.Игнатия, иером. Амвросий (Тимрот), писал образы конкретно для неких актов прославления. Членство игум. Игнатия в комиссии по канонизации, по его собственному признанию, было им применено для недопущения канонизации Королевской Семьи. В 1993 году монастырь покинул о. Филипп, несогласный с обновленческой позицией братии монастыря. Потом, был сменён прежний настоятель, Игнатий (Крекшин), принявший католичество, и новым назначен игумен Игнатий (Жидков) († 7 апреля 2013), стремительно изменивший как внешний вид монастыря, так и его внутреннюю жизнь. Конкретно при нём обитель стало стремительно восстанавливаться.

В денек Святого Духа 7 июня 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Столичный и всея Руси Алексий II.

Легенды и версии

Основание. Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня.

Храм «Поющих Ангелов». Не достаточно кто знает, что он есть в этом монастыре. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Вобщем, их можно попросить это сделать. В этом храме — уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, как будто поют отовсюду. Нереально указать чёткое направление источника звука.

Прочитано 1829 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...