Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Чолнский Спасский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Чолнский Спасский монастырь
В какой стране находится: Россия
Епархия монастыря: Клинцовская и Трубчевская
Тип монастыря: мужской, общежительный
Когда основан (Дата основания): XVII век
Дата упразднения: 1923 год
Известные насельники: князь Алексеей Никитич Трубецкой
Христофор Эмаусский
Макарий Троицкий
В каком состоянии: недейсвующий, частично разрушен

Описание монатяря "Чолнский Спасский монастырь"

Координаты монастыря: 52°32′25″ с. ш. 33°37′29″ в. д. / 52.54016° с. ш. 33.62475° в. д. / 52.54016; 33.62475 (G) (O) (Я)

Трубче́вский Спасо-Чёлнский монасты́рь (Чо́лнский Спа́сский монастырь) — недействующий православный мужской монастырь, расположенный около деревни Кветунь Трубчевского района Брянской области.

Содержание

1 История 2 Настоятели 3 Литература 4 Ссылки

История

По устному преданию, существовал уже в конце XII веку. Возобновлён князем Трубчевским Алексеем Никитичем в XVI веке, принявшему иночество в монастыре под именованием инока Афанасия и умершему бездетному в 1680 г. Похоронен под алтарём Христорождественского собора Спасо-Чолнского монастыря.

В 1-ое время Спасо-Чолнский монастырь совместно с городом Трубчевском и его уездом состоял в ведении Столичных патриархов. В 1680 году жалованной королевской грамотой Чолнский монастырь был передан Киево-Печёрской лавре на время воинских времён, пока «монастырские отчины совсем населятся и придут в 1-ое свое достояние». C 1680 по 1764 год, присылаемые из Киевской лавры настоятели титуловались наместниками. Лавра продолжала обладать Спасо-Чолнским монастырём более 100 лет, пока указом Святейшего синода от 20 апреля 1786 году он не был передан в ведомство Севской епархии, которая в 1788 году была преобразована в Орловскую.

Тут находилась чудотворная Чёлнская икона Божией Мамы. По преданию, эта икона явилась пастухам в челне, плывшем по Десне против течения, в том месте, где позже находился монастырь; по молитвам пред нею получил исцеление от недуга князь Трубчевский, после этого икона, будучи поставлена в устроенной там князем часовне, прославилась многими чудотворениями.

С старых времён при монастыре выращивали фруктовый сад, в каком росли сливы, вишни и чернослив. Из местных саженцев, привезённых из Киево-Печерской Лавры, были выведены именитые сорта груш — «трубчевские дули». Большие вековые деревья давали до полутонны плодов, своими свойствами превосходящих наилучшие крымские сорта. На данный момент груши можно узреть на городском гербе.

В Спасо-Чолнском монастыре было развито ремесленное мастерство: резьба, переплёт книжек, швейное дело. При монастыре действовали школа и странноприимница. В число монашествующих поступали детки церковнослужителей, негоциантов, мещан, казаков.

На рубеже XVII—XVIII веков на сооружён каменный соборный храм Рождества Христова. В 1731 года построены церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и первый этаж трапезной, а в 1741 году — церковь Введения и вся трапезная. Большая часть других каменных построек монастыря (колокольня, трапезная при соборе, братская поварня и ограда с башнями) построены на рубеже XVIII—XIX веков, при игумене Кесарии (Плюгине) (1798—1817). В следующее время были построены только отдельные хозяйственные и жилые постройки. Монастырь представлял собой достаточно непростой комплекс строений, окруженных высочайшей, в плане близкой к прямоугольнику оградой с малеханькими башенками на углах.

До революции находился на местности Орловская епархии.

Монастырь был ликвидирован 23 мая 1923 года.

В текущее время тут размещается психоневрологический интнернат. Какое-то время на сохранившейся части колокольни была устроена водонапорная башня.

В 2010 году на сохранившейся части монастырской ограды была открыта памятная доска «державцу трубчевскому» Алексею Никитичу Трубецкому. Могила его утрачена, как и собор, в каком он был захоронен.

Сейчас от монастырского ансамбля сохранилась в перестроенном виде трапезная, остатки колокольни и другие служебные строения, но даже у остатков старой обители можно убедиться в том, как искусно в старину выбирались «места предивные зело» для поселения и устройства монастырей.

Настоятели

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. игумен Иона (1648—1665) игумен Кесарий (Плюгин) (1798—1817) архимандрит Даниил (Александров) (1825—1835) архимандрит Христофор (Эммаусский) (21 марта 1836—1837) архимандрит Макарий (Троицкий) (28 октября 1879 — 25 февраля 1881)

Литература

Булгаков С. В.Российские монастыри в 1913 году. Падин В. А. Памятные места Трубчевского района. Брянск, 1968. Свод памятников архитектуры и монументального искусства Рф. Брянская область. М. Наука. 1997 Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам святых обителей. Брянск, 1999. Жук Н. Образ Божией Мамы Чёлнской // Земля Трубчевская, 2004, № 43-44 Нефёдов Б. И. Храмы Трубчевска // Земля Трубчевская, 2006 № 58.

Прочитано 1087 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Чилинь Шамординский монастырь »