Содержание
1 Монастырь при настоятельнице схимонахине Софии 2 Предстоящая история 3 Настоятельницы 4 Примечания 5 СсылкиМонастырь при настоятельнице схимонахине Софии
Казанская женская община (не монастырь) в сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой, была учреждена Определением Святейшего Синода от 13 — 20 июня 1884 года за № 1216.
22 августа (3 сентября) 1884 София Михайловна Болотова подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского Владимира (Никольского) с просьбой о вступлении в общину.
Подробнее по теме «приход матушки Софии на управление обителью» см.: монахиня София.Со собственной стороны, настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий и исповедник Софии Михайловны преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо:
Вашему Преосвященству угодно знать наше мировоззрение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новейшей Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом ещё и не проходила монашескую жизнь, но достаточно осознает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новейшей общины очень размещены к ней, так, что и сейчас безоговорочно повинуются её распоряжениям.— 25 августа (6 сентября) 1884 года
Последнее формальное препятствие было устранено, когда 4 (16) сентября 1884 София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позднее он постриг её в мантию с сохранением имени София. Стараниями старца скоро была сотворена 1-ая церковь обители и 25 сентября (7 октября) 1884 игумен Исаакий и матушка София направили рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Владимира об окончании внутреннего устройства древесной церкви и о готовности её к освящению. Она была освящена 1 (14) октября 1884 года, сей день считается днём сотворения обители. Монахиня София стала первой настоятельницей монастыря.
Схимонахиня СофияВ 1-ое время положение дел в обители было непростым:
Бедное достоянье досталось первой настоятельнице мамы Софии: — древесный дом, с домашней церковью, да несколько древесных хижин для жилища сестрам. Вот и все! Ни средств, ни имущества, никаких-нибудь припасов, а, меж тем, население общины с каждым деньком все увеличивалось. — Много посылал старец здоровых и крепких женщин, способных к работе, в монастырь, но более, (если менее), — нездоровых, увечных, неспособных ни к какому труду. население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались— Мемуары епископа Трифона, 1884-1888 годы
Не считая этого, насущным был вопрос о приобретении земляных участков для обычного функционирования монастыря, на что хронически не хватало средств. Невзирая на трудности хозяйственного плана, настоятельница София не запамятовал о духовной жизни общины. Под управлением старца Амвросия она устраивала духовную жизнь обители, подавая пример повиновения, смирения и любви.
Понимая, что молитва есть главное монашеское делание, главной целью себе матушка София поставила строительство огромного каменного Казанского собора. Она правила процессом разбивки собора и курировала его проект, для производства кирпича при ней был специально построен кирпичный завод. Все не только лишь она растрачивала на монастырь свои личные средства, да и завещала всё своё состояние обители.
Водонапорная башня монастыряНе считая реализации этого большого проекта было сотворено всё нужное для существования обители: построены две древесные часовни во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского. Была налажена хозяйственная жизнь монастыря: построены водокачка, многие хозяйственные постройки и сестринские келии. При ней были устроены скиты, открыта богадельня, также золотошвейная мастерская и положено начало иконописной мастерской.
При монастыре, в духе старых монастырских традиций, о которых гласили святые отцы Церкви Василий Величавый и Иоанн Златоуст, были открыты детские ясли и позднее был открыт приют. При нём была младшая школа, в какой малыши получали начальные познания: сёстры занимались с ними чтением, письмом и Законом Божием.
На закате лет матушку Софию постригли в величавую схиму. Погибель настоятельницы наступила 24 января 1888 года, в том году в общине было 250 сестёр. По кончине первой настоятельницы начальствование приняла другая духовная дочь старца — монахиня Евфросиния Розова, управлявшая обителью до 14 апреля 1904.
Схимонахиня София прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.
Предстоящая история
8 июля 1901 года община была построена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь.
Насельницей Шамординского монастыря была сестра анафематствованного в 1901 году графа Льва Толстого Мария Николаевна Толстая († 6 апреля 1912 года) была, где она и скончалась, за три денька до погибели приняв монашеский постриг.
24 октября 1902 года епископом Калужским Вениамином (Муратовским) был освящён начатый строительством в 1889 году Казанский собор монастыря, сооружённый на средства Сергея Васильевича Перлова. Создатель проекта собора — конструктор С. В. Шервуд (отпрыск В. И. Шервуда, создателя строения Муниципального исторического музея). Трапезная построена на рубеже XIX—XX веков по проекту конструктора Р. И. Клейна.
К 1918 году году тут подвизались более 800 сестер. Имелась богадельня, поликлиника, приют для девочек-сирот, несколько скитов.
В 1923 году монастырь был закрыт; часть сестёр расстреляна, часть сослана. Весной 1990 года возобновлена монашеская жизнь.