Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Ацагатский дацан

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Ацагатский дацан
бур. Асагадай дасан, тиб. Гандан Даржалинг

Ацагатский дацан
В какой стране находится: Россия
Местоположение монастыря: Бурятия Бурятия, Заиграевский район, В каком селе: Нарын-Ацагат
Какова конфессия: Гелуг
Епархия монастыря: МРО Ацагатский дацан «Гандан Даржалинг»
Когда основан (Дата основания): 1825 год
Дата упразднения: 1936
Известные насельники: Ч-Д. Иролтуев
Кто настоятель монастыря: Цындынжапов Баир Бадмацыренович
В каком состоянии: действующий
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Ацагатский дацан"

Координаты монастыря: 52°00′21″ с. ш. 108°16′20″ в. д. / 52.00583° с. ш. 108.27222° в. д. / 52.00583; 108.27222 (G) (O) (Я)

Ступа

Буддизм в Рф

Калмыкия • Тыва • Бурятия

Персоналии Заяев • Бадмаев • Ульянов Доржиев • Тёпкин • Итигэлов

Цыденов • Тыниссон • Цыбенов • Дандарон • Уланов • Жалсараев

Омбадыков • Нидал • Аюшеев Джампа Тинлей • Еше Лодой Самаев • Поздняков

Организации ЦДУБР • БТСР • ОБК • Майдар • УКЛРТ • РАБАПТКК • Дже Цонкапа

Храмы и монастыри

Иволгинский • Тамчинский Ацагатский • Анинский Хойморский • Кыренский

Элистинский • Городовиковский • Ульдючинский • Хошеутовский • Сякюсн-Сюме • Устуу-Хурээ

Петербургский • Иркутский Читинский • Качканарский Буддавихара • Дальма-са

Титулы, определения, понятия Пандита-Хамбо-лама Камбы-лама • Шаджин-лама Хамбо • Ринпоче • Тулку • Лама

Дацан • Хурул • Субурган

Российская буддология

Васильев • Ольденбург Обермиллер • Позднеев Цыбиков • Владимирцов Щербатской • Барадийн Рерих • Рудой • Торчинов п·о·р Буддизм Культура История Философия Люди Страны Школы Понятия Тексты Хронология Критика буддизма Проект | Портал п·о·р

Ацага́тский даца́н (бур. Асагадай дасан, тиб. Гандан Даржалинг) — буддийский монастырь, расположенный на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии. В прошедшем имел и другое заглавие — Курбинский дацан. Относится к буддийским независящим объединениям Бурятии.

Содержание

1 История 1.1 Строения дацана 1.2 Типография дацана 1.3 Школа тибетской медицины 1.4 Русский период 2 Восстановление дацана 3 Примечания 4 Литература

История

Дацан был основан в 1825 году (время от времени именуется 1824 год) у речки Шулута, близ улуса Ацагат в местности Боро-Тоонтой. 1-ый древесный храм-сумэ был построен без официального разрешения. В 1831 году тайша хоринских бурят обратился к губернатору Иркутской губернии с просьбой разрешить деятельность дацана. 5 мая 1831 губернатор разрешил отправление молебствий в Курбинском, либо Ацагатском дацане.

К 1841 году были построены Цогчен-дуган (главный соборный храм), Дара-Эхын сумэ, Хурдын сумэ.

В 1840 году в дацане числилось 17 лам, в 1841 году — 28 лам и хувараков, из их 1 — комплектный лама, 21 — служивых и 6 хувараков. Территория прихода дацана простиралась от восточных границ городка Верхнеудинска, местности Дабата, дальше по обоим берегам реки Уды прямо до реки Худан. Приход дацана к концу XIX века составлял более 4 тыщ 700 человек.

Дацан размещался в неловком месте — сырой низине. 19 сентября 1868 года прихожане подали прошение о строительстве нового, каменного дацана в другом месте. 26 марта 1877 прихожане подали повторное прошение. После исследования предлагаемой местности, 14 апреля такого же года было получено разрешение на строительство новых построек дацана на горе, в трёх милях от старенького, в местности Энгэр-Тугла.

Дом-музей Агвана Доржиева. Строения дацана Цогчен-дуган. Будда Ступа.

На новеньком месте был построен Цогчен-дуган — главный соборный храм. Трёхэтажное здание соединяло тибетские и китайские строительные стили. Нижний этаж каменный в тибетском стиле, 2-ой и 3-ий этажи древесные — в китайском стиле.

К 1875 году в дацане была 21 буддийская танка на ткани, в библиотеке имелись 325 томов канонов "Ганджур" и "Данжур" и 16 томов сочинения "Юм".

В 1880 году прихожане обратились к губернатору с просьбой перенести древесные строения 2-ух сумэ, оставшихся на древнем месте. Разрешение было выдано 8 июля 1882 года.

20 июня 1891 года дацан посетил цесаревич Николай Александрович, возвращавшийся из кругосветного путешествия. В память о пребывании цесаревича, на месте, где стояла его палатка, в 1897 году было выстроено сумэ Цаган-Дара Эхэ. Это было древесное двухэтажное здание, к тому времени бывшее наибольшим зданием дацана — длина его стенок составляла 14 саженей. В сумэ размещалась школа богословия Чойра.

Сначала XX века был построен Джуд-дуган. Древесное здание размещалось к северу от Цогчена, за оградой монастыря.

Типография дацана

Типография в дацане появилась, предположительно, во 2-ой половине XIX века. Тут издавалось 46 наименований книжек на тибетском языке и 47 — на татарском. Не считая книжек, типография печатала ксилографические оттиски изображений бурханов и хий морин.

Древесное здание типографии сохранилось по истинное время — оно размещено к северо-востоку от ограды монастыря.

Школа тибетской медицины

В 1911 году в дацан переехал вышедший в отставку 11-й Пандито Хамбо-лама Чойнзон-Доржо Иролтуев. После чего дацан стал большим центром тибетской медицины. Для лечебницы был построен Мамба-дуган — маленькое древесное здание, крытое стальной кровлей. В 1-ое время в школе было около 50 учеников. В 1920 — 1930-х годах был построен госпиталь, здание мед школы, также хозяйственные постройки — амбары, завозни, бани и др. Строения лечебницы были обустроены телефонной связью.

Педагогов приглашали из Монголии. Фармацевтические препараты привозились из Китая и Монголии, заготавливались местные фармацевтические травки. В 1926 году из Цугольского дацана в Ацагатский был передан Атлас тибетской медицины.

Посреди 1920-х ламы дацана предлагали на базе школы «Мамба» сделать республиканскую школу тибетской медицины.

Сначала 1930-х годов на Ацагатском аршане строились строения для больниц, планировалось строительство дома для устройства ванны, приобретение жилых домов и перенос их на источник, ремонт ранее сооружённых строений. На местности аршана было несколько двухэтажных домов.

Русский период

В октябре 1922 года в Ацагатском дацане прошёл 1-ый духовный съезд буддистов 2-ух Бурят-Монгольских автономных областей — Дальневосточной республики и РСФСР. На съезде были приняты: «Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири» и «Устав внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири». Был сотворен центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии — Центральный духовный совет (ЦДС).

17 декабря 1925 года ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР приняли постановление о проведении в жизнь декрета русской власти об отделении церкви от страны и школы от церкви. В согласовании с этим постановлением вся собственность дацанов переходила к государству. Школа тибетской медицины и ламы были обложены налогами.

Начиная с 1927 года, ориенталист и буддолог Е. Е. Обермиллер каждое лето проводил в Ацагатском дацане, где под управлением лам изучал тибетские переводы индийских философских сочинений буддийской традиции и комменты к ним.

Весной 1933 года рядом с дацаном был образован милицейский совхоз, который начал использовать земли дацана. При совхозе был открыт дом для беспризорников.

15 августа 1936 года Ацагатский дацан был ликвидирован постановлением Улан-Удэнского городского совета. Строения перебежали в ведение школы-интерната. Были утрачены два сумэ и Джуд-дуган, разрушены монастырские стенки, ступы-субурганы, перестроены строения Цогчена и Чойра-дугана.

Восстановление дацана

В 1991 году Ацагат посетил Далай-лама XIV. Далай-лама освятил место грядущего строительства дацана. В 1992 году дацан был восстановлен. Новое здание выстроено на другом месте, у склона горы Тамхитын даба. 6 ноября 1992 года была проведена 1-ая служба.

При дацане в 1999 году был открыт дом-музей Агвана Доржиева. 1 марта 1999 года музею был придан статус республиканского муниципального музея.

Прочитано 1196 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Баконг Ахелсе Клёйс »