Буддизм в Рф
Калмыкия • Тыва • Бурятия
Персоналии Заяев • Бадмаев • Ульянов Доржиев • Тёпкин • ИтигэловЦыденов • Тыниссон • Цыбенов • Дандарон • Уланов • Жалсараев
Омбадыков • Нидал • Аюшеев Джампа Тинлей • Еше Лодой Самаев • Поздняков
Организации ЦДУБР • БТСР • ОБК • Майдар • УКЛРТ • РАБАПТКК • Дже ЦонкапаХрамы и монастыри
Иволгинский • Тамчинский Ацагатский • Анинский Хойморский • КыренскийЭлистинский • Городовиковский • Ульдючинский • Хошеутовский • Сякюсн-Сюме • Устуу-Хурээ
Петербургский • Иркутский Читинский • Качканарский Буддавихара • Дальма-са
Титулы, определения, понятия Пандита-Хамбо-лама Камбы-лама • Шаджин-лама Хамбо • Ринпоче • Тулку • ЛамаДацан • Хурул • Субурган
Российская буддология
Васильев • Ольденбург Обермиллер • Позднеев Цыбиков • Владимирцов Щербатской • Барадийн Рерих • Рудой • Торчинов п·о·р Буддизм Культура История Философия Люди Страны Школы Понятия Тексты Хронология Критика буддизма Проект | Портал п·о·рАцага́тский даца́н (бур. Асагадай дасан, тиб. Гандан Даржалинг) — буддийский монастырь, расположенный на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии. В прошедшем имел и другое заглавие — Курбинский дацан. Относится к буддийским независящим объединениям Бурятии.
Содержание
1 История 1.1 Строения дацана 1.2 Типография дацана 1.3 Школа тибетской медицины 1.4 Русский период 2 Восстановление дацана 3 Примечания 4 ЛитератураИстория
Дацан был основан в 1825 году (время от времени именуется 1824 год) у речки Шулута, близ улуса Ацагат в местности Боро-Тоонтой. 1-ый древесный храм-сумэ был построен без официального разрешения. В 1831 году тайша хоринских бурят обратился к губернатору Иркутской губернии с просьбой разрешить деятельность дацана. 5 мая 1831 губернатор разрешил отправление молебствий в Курбинском, либо Ацагатском дацане.
К 1841 году были построены Цогчен-дуган (главный соборный храм), Дара-Эхын сумэ, Хурдын сумэ.
В 1840 году в дацане числилось 17 лам, в 1841 году — 28 лам и хувараков, из их 1 — комплектный лама, 21 — служивых и 6 хувараков. Территория прихода дацана простиралась от восточных границ городка Верхнеудинска, местности Дабата, дальше по обоим берегам реки Уды прямо до реки Худан. Приход дацана к концу XIX века составлял более 4 тыщ 700 человек.
Дацан размещался в неловком месте — сырой низине. 19 сентября 1868 года прихожане подали прошение о строительстве нового, каменного дацана в другом месте. 26 марта 1877 прихожане подали повторное прошение. После исследования предлагаемой местности, 14 апреля такого же года было получено разрешение на строительство новых построек дацана на горе, в трёх милях от старенького, в местности Энгэр-Тугла.
Дом-музей Агвана Доржиева. Строения дацана Цогчен-дуган. Будда Ступа.На новеньком месте был построен Цогчен-дуган — главный соборный храм. Трёхэтажное здание соединяло тибетские и китайские строительные стили. Нижний этаж каменный в тибетском стиле, 2-ой и 3-ий этажи древесные — в китайском стиле.
К 1875 году в дацане была 21 буддийская танка на ткани, в библиотеке имелись 325 томов канонов "Ганджур" и "Данжур" и 16 томов сочинения "Юм".
В 1880 году прихожане обратились к губернатору с просьбой перенести древесные строения 2-ух сумэ, оставшихся на древнем месте. Разрешение было выдано 8 июля 1882 года.
20 июня 1891 года дацан посетил цесаревич Николай Александрович, возвращавшийся из кругосветного путешествия. В память о пребывании цесаревича, на месте, где стояла его палатка, в 1897 году было выстроено сумэ Цаган-Дара Эхэ. Это было древесное двухэтажное здание, к тому времени бывшее наибольшим зданием дацана — длина его стенок составляла 14 саженей. В сумэ размещалась школа богословия Чойра.
Сначала XX века был построен Джуд-дуган. Древесное здание размещалось к северу от Цогчена, за оградой монастыря.
Типография дацанаТипография в дацане появилась, предположительно, во 2-ой половине XIX века. Тут издавалось 46 наименований книжек на тибетском языке и 47 — на татарском. Не считая книжек, типография печатала ксилографические оттиски изображений бурханов и хий морин.
Древесное здание типографии сохранилось по истинное время — оно размещено к северо-востоку от ограды монастыря.
Школа тибетской медициныВ 1911 году в дацан переехал вышедший в отставку 11-й Пандито Хамбо-лама Чойнзон-Доржо Иролтуев. После чего дацан стал большим центром тибетской медицины. Для лечебницы был построен Мамба-дуган — маленькое древесное здание, крытое стальной кровлей. В 1-ое время в школе было около 50 учеников. В 1920 — 1930-х годах был построен госпиталь, здание мед школы, также хозяйственные постройки — амбары, завозни, бани и др. Строения лечебницы были обустроены телефонной связью.
Педагогов приглашали из Монголии. Фармацевтические препараты привозились из Китая и Монголии, заготавливались местные фармацевтические травки. В 1926 году из Цугольского дацана в Ацагатский был передан Атлас тибетской медицины.
Посреди 1920-х ламы дацана предлагали на базе школы «Мамба» сделать республиканскую школу тибетской медицины.
Сначала 1930-х годов на Ацагатском аршане строились строения для больниц, планировалось строительство дома для устройства ванны, приобретение жилых домов и перенос их на источник, ремонт ранее сооружённых строений. На местности аршана было несколько двухэтажных домов.
Русский периодВ октябре 1922 года в Ацагатском дацане прошёл 1-ый духовный съезд буддистов 2-ух Бурят-Монгольских автономных областей — Дальневосточной республики и РСФСР. На съезде были приняты: «Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири» и «Устав внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири». Был сотворен центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии — Центральный духовный совет (ЦДС).
17 декабря 1925 года ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР приняли постановление о проведении в жизнь декрета русской власти об отделении церкви от страны и школы от церкви. В согласовании с этим постановлением вся собственность дацанов переходила к государству. Школа тибетской медицины и ламы были обложены налогами.
Начиная с 1927 года, ориенталист и буддолог Е. Е. Обермиллер каждое лето проводил в Ацагатском дацане, где под управлением лам изучал тибетские переводы индийских философских сочинений буддийской традиции и комменты к ним.
Весной 1933 года рядом с дацаном был образован милицейский совхоз, который начал использовать земли дацана. При совхозе был открыт дом для беспризорников.
15 августа 1936 года Ацагатский дацан был ликвидирован постановлением Улан-Удэнского городского совета. Строения перебежали в ведение школы-интерната. Были утрачены два сумэ и Джуд-дуган, разрушены монастырские стенки, ступы-субурганы, перестроены строения Цогчена и Чойра-дугана.
Восстановление дацана
В 1991 году Ацагат посетил Далай-лама XIV. Далай-лама освятил место грядущего строительства дацана. В 1992 году дацан был восстановлен. Новое здание выстроено на другом месте, у склона горы Тамхитын даба. 6 ноября 1992 года была проведена 1-ая служба.
При дацане в 1999 году был открыт дом-музей Агвана Доржиева. 1 марта 1999 года музею был придан статус республиканского муниципального музея.