Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Самарский Пустынно-Николаевский монастырь

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Самарский Свято-Николаевский пустынный монастырь

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре
В какой стране находится: Украина
В каком городе: Новомосковск, улица Монастырская, 1
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Днепропетровская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Иеромонах Паисий
Когда основан (Дата основания): 1602 год
Какие имеет святыни и реликвии: Ахтырская икона Божией Матери, именуемая «Самарской»,
икона святого Николая Чудотворца
Кто настоятель монастыря: Архимандрит Досифей

Описание монатяря "Самарский Пустынно-Николаевский монастырь"

Координаты монастыря: 48°37′50″ с. ш. 35°17′10″ в. д. / 48.6305861° с. ш. 35.28611° в. д. / 48.6305861; 35.28611 (G) (O) (Я)

Не следует путать с Самарский Николаевский мужской монастырь.

Сама́рский Свято-Никола́евский пустынный монасты́рь — мужской монастырь Днепропетровской (ранее Екатеринославской) епархии Украинской Православной Церкви Столичного патриархата в Новомосковске.

Престольный праздничек — 19 декабря, в денек празднования святителя Николая Чудотворца.

Содержание

1 История 2 В текущее время 3 Примечания 4 Ссылки

История

Изображение святителя Николая Чудотворца на наружной стороне церкви

Основан в 1602 году насельником казацкого Киево-Межгорского монастыря иеромонахом Паисием; находился в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

Был «войсковым» монастырём Запорожской Сечи, находясь под управлением сечевого коша.

Был очень разорён во время русско-польской войны в 1650-х; восстановлен к 1672 году, в апреле такого же года была освящена вновь отстроенная церковь. В первый раз Самарский монастырь упомянут в официальных документах 1670—1680 годов.

В 1681, период Русско-турецкой войны для монастыря настал период подъёма. Расквартированные в Самари казаки и военные постоянной армии жертвовали значимые суммы в пользу монастыря. На местности обители были построены новые помещения, мельницы, устроены пасеки, мастерские по изготовлению свеч. Но скоро опустошение монастырю принесло нашествие саранчи. Как написано в летописях, «… угодья обители почернели, келии остались без братии, а церковь длительно стояла без пения».

В 1688 году монахи этого монастыря поддержали запорожских казаков, которые были против строительства Новобогодицкой крепости (она могла бы быть применена в качестве плацдарма для казней казаков), и стрельцы князя В. В. Голицына учинили в монастыре погром, предав пыткам монахов.

В 1690 году монастырь поняло ещё одно несчастье: практически все население монастыря и большая часть обитателей погибли от эпидемии, после которой монастырское имущество, в том числе и архив, были уничтожены.

В 1709 году в очередной раз монастырь был разрушен во время восстания Мазепы: запорожцы, отступая в Олешки, забрали часть монастырского имущества с собой, а часть оставили. Управление монастырем было доверено архимандриту Азово-Предтеченского монастыря Осипу.

В 1711 году монастырь был разрушен татарами.

В 1720 году монастырь был восстановлен по инициативе и на средства полковника Д. П. Апостола, грядущего гетмана, и его отпрыска П. Д. Апостола. Они пригласили из Киево-Межигорского монастыря иеромонаха Иоанна, который был поставлен настоятелем.

В 1739 году монастырь был стопроцентно обновлен и возвратил для себя значение религиозного центра Запорожья. В то время при монастыре существовали школы и поликлиники, а численность фермеров, вотчинников и прислуживающих, которые работали на монастырь, достигала 500 человек. Монастырю принадлежали слобода Черненная, четыре хутора, озеро Соленое и речка Протовча, мельницы и пасеки, в общей трудности 18 698 десятин земли.

В обители воспринимали постриг, погибли и были похоронены многие запорожские старшины: кошевой атаман Филипп Федоров, военный толкователь Иван Швыдкий, военный писарь Дмитрий Романовский, военный арбитр Моисей Сухой и другие.

В 1776 (по другим данным в 1780 году)приписан к ставропигиальному Киево-Межигорскому монастырю.

7 марта 1787 году освящён новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Мамы «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых страдальцев Кирика и Иулитты взамен древесного храма.

25 ноября 1791 года, по ходатайству Екатеринославского и Херсонес-Таврического епископа Амвросия (Серебрянникова), вышел синодальный указ, по которому монастырь обращался в «дом Екатеринославских Архиереев».

В 1815 году сооружена трапезная Преображенская церковь, в 1838 году — храм святого Жору Победоносца. В 1828 году к Николаевскому собору пристроены архиерейский дом и колокольня. За колокол, весом в 169 пудов 22 фунта, обретенный в XVIII веке, запорожские казаки выложили гигантскую по тем временам сумму — 8320 рублей 90 копеек.

Длительное время в монастыре сохранялись основная святыня монастыря чудотворная Ахтырская икона Божией Мамы и святителя Николая, также 4 запорожских креста. Сейчас судьба всех этих артефактов неведома.

«Справочник Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранил до нашего времени последующие сведения: «Когда основан монастырь, непонятно, но, по неким данным, видно, что в 1700 году уже существовал. Храмы монастыря: 1-я каменная, колокольня раздельно такая же, трехпрестольная: 1-й — средний — во имя Николая Чудотворца, 2-й — северный — Всех Скорбящих Радости и 3-й — южный — во имя страдальцев Кирика и Иулитты; 2-я каменная, однопрестольная — во имя Жору Победоносца; без колокольни; 3-я древесная, домовая — во имя Преображения Господня, без колокольни, тут же и трапезная. Все нужные службы при монастыре имеются. Угодья монастыря: 444 десятины и 1927 квадратных саженей земли, из которой 243 десятины и 141 квадратная сажень под дубовым лесом. Сведения о монашествующих: — исполняющий должность заведующего Самарским загородным архиерейским домом иеромонах Анатолий, в миру Адриан Сидоров, 66 лет, домашнего образования; — иеромонах Платон (Петр Рыжков), 64 лет, домашнего образования; — иеромонах Игнатий (Игнатий Приходько), 70 лет, домашнего образования; — иеродиакон Трифон (Терентий Кочерга), 46 лет; в 1900 году утвержден ризничным, а в 1901 году — казначеем этого монастыря; — иеродиакон Спиридон (Симеон Смитана), 67 лет, домашнего образования; — монах Паисий (Петр Дмухайлов), 63 лет, безграмотный, слепой; — монах Евсевий (Ефим Брагинец), 62 лет, безграмотный; — послушников 5 человек».

Дальше, прямо до 1917 года, исторические сведения о монастыре очень обрывочные. Понятно только, что во время первой мировой войны монастырь был действующим. Как Самарский монастырь перенёс октябрьский переворот, штатскую войну и следующие действия документальных сведений пока не найдено.

В 1920-х относился к «григорьевцам» (сторонники архиепископа Григория Яцковского). Понятно, что в то время в монастыре было 25 послушников.

К средине 1920-х годов монастырь начали заселять инвалидами штатской войны. Из года в год их число увеличивалось и в 1929 (по другим источникам в 1930 году) монастырь совсем закрыт и передан под дом инвалидов. Братию же выселили из монастыря и расстреляли.

Колокольня при монастыре (самая высочайшая на местности Украины) была взорвана, а главный храм обители Николаевский собор с приделами был переделан под театральный зал. Другие храмы на местности монастыря перераблотали под хозяйственные строения.

После Величавой Российскей войны обком партии принял решение организовать тут дом для одиноких престарелых металлургов. Дом-богадельня обзавёлся огромным хозяйством, и началось резвое строительство различных пристроек в стиле «сталинского ампира», при всем этом очень пострадали прежние монастырские постройки.

В 1960-е годы в монастыре устроили интернат для на психическом уровне нездоровых девченок.

В текущее время

В 1993 году был возрождён приход в зданиях монастыря.

В 1995 году началось возрождение монашеской жизни. Сначало было принято решение о разработке женской обители.

12 марта 1998 года Священный Синод Украинской Православной Церкви на основании доклада Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея преобразовал Свято-Николаевский Самарский пустынный дамский монастырь и Свято-Николаевский приход в городке Новомосковске в мужской Свято-Николаевский Самарский пустынный монастырь и утвердил наместником иеромонаха Досифея (Савёлова) с строительством его в сан игумена.

Монахини во главе с игуменьей Мариной (Ткачук) были переведены в Тихвинский монастырь в город Днепропетровск.

3 апреля 2004 года в Лазареву субботу митрополит Ириней посетил обитель и освятил восстановленный и реконструированный трапезный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, после этого сделал божественную литургию. По окончании богослужения владыка также освятил отремонтированные помещения под трапезную и хозяйственные нужды.

В монастыре проводятся каждодневные Богослужения.

Прочитано 934 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: Терновский Свято-Вознесенский монастырь »