Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Тршебоньский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Тршебоньский монастырь
Třeboňský klášter

Вид на монастырь
В какой стране находится: Чехия
Местоположение монастыря: Тршебонь
Какова конфессия: Католицизм
Орденская принадлежность: Орден августинцев
Тип монастыря: Мужской
Кто основатель: Петр II, Йошт I, Ян I и Ольдржих I из Рожмберка
Когда основан (Дата основания): 1367 год
Дата упразднения: 1785 год
Здания:
Деканский костёл Святого Ильи и Царицы Девы Марии
Статус: Национальный памятник культуры ЧР № 195 NP

Описание монатяря "Тршебоньский монастырь"

Тршебоньский монастырь (чеш. Třeboňský klášter) либо Монастырь августинских каноников в Тршебоне (чеш. Klášter augustiniánských kanovníků v Třeboni) — католический монастырь ордена августинцев в историческом центре городка Тршебонь Южночешского края Чешской республики, основанный Рожмберками в XIV веке.

Монастырский костёл Святого Ильи и Королевы Девы Марии.

Содержание

1 Основание монастыря 2 Развитие монастыря в XV веке 3 Упадок монастыря 4 Восстановление монастыря в XVII веке 5 Развитие в XVIII веке и ликвидация монастыря 6 Описание монастыря 7 Перечень настоятелей 8 Примечания 9 Источники

Основание монастыря

В Средние века Тршебоньский монастырь был общепризнанным центром развития образования и живописи на юге Чехии. Монастырь был основан 4-мя отпрысками Петра I из Рожмберка, которым архиепископ Праги Ян I Очко из Влашими 12 мая 1367 года выдал разрешение конвертировать Тршебоньский приход Святого Ильи в монастырь постоянных каноников Святого Августина. Рожмберки также обеспечили существование в монастыре первых восьми монахов, трое из которых были присланы из августинского монастыря Роуднице-над-Лабем его пробстом Микулашом. В течение последующих 20-ти лет на месте маленького приходского костёла был воздвигнут готический монастырский храм Королевы Девы Марии и Святого Ильи и примыкающее к нему здание конвента.

Монастырю были пожалованы сёла Доманин, Дунаёвице, Дворец, Граховиште, Милетин, Споли и Шальмановице. Согласно земляному регистру 1378 года, в феодальной зависимости у монастыря находились 162 крестьянских дворов общей площадью 70 гуф. Общий доход монастыря от этих хозяйств в том году составил 1907 грошей. Монастырь стремительно развивался благодаря поддержке Рожмберков. В 1380 году община монастыря состояла уже из 18 монахов, а в 1389 — из 21. В 1385 году 1-ый пробст монастыря Бенеш достигнул царского доказательства рожмберкских учредительных грамот.

2 февраля 1389 года папа Урбан VI удовлетворил прошение братьев Яна и Ольдржиха из Рожмберка повысил статус пробста Тршебоньского монастыря до звания аббата. После чего каноники монастыря получили право без помощи других избирать аббата из собственной среды. 1-ый аббат Бенеш отошёл от дел в 1390 году и погиб 5 лет спустя.

Развитие монастыря в XV веке

Совместно с повышением владений Рожмберков росло и благосостояние монастыря, ставшего большим землевладельцем. Кроме имений, жертвовавшихся и завещавшихся Рожмберками монастырь брал и выменивал новые и новые владения как в Чехии, так и за её пределами (к примеру, виноградник в Австрии). Возможно от Йиндржиха III из Рожмберка монастырь получил, кроме нескольких дворов и лугов, пруд Деканец и некие доходы от сёл Бранна и Слабошовице в качестве компенсации за село Опатовице, затопленное рожмберкским прудом, который по этой причине окрестили Опатовицким.

Во время гуситских войн Тршебоньский монастырь, благодаря защите Ольдржиха II из Рожмберка, не был разграблен и сожжён, в отличии от многих других чешских монастырей. С другой стороны, вотчины монастыря не пострадали и от самого Ольдржиха, захватившего в период войн большие монастырские владения на юге Чехии (а именно, земли Златокорунского монастыря). Невзирая на это, в 1421 году тршебоньская братия переехала в целях безопасности в австрийские монастыри и возвратилась в Тршебонь исключительно в начале 30-х годов. Монастырские вотчины, в отличии от самого монастыря, во время войны были не один раз разграблены гуситами вкупе с вотчинами Рожмберков: в 1422, 1425 и 1433 годах.

После возвращения монахов начинается новый шаг консолидации и подъёма Тршебоньского монастыря. Тршебоньский конвент достигнул в XV веке настолько широкой известности и высочайшего авторитета, что его монахов приглашали и направляли для роли в учреждении новых монастырей, как в Чехии, так и в Австрии (а именно, в 1455 году они участвовали в учреждении августинского монастыря в Борованах).

В период военного противоборства короля Йиржи из Подебрад и католического Зеленогорского единства в 1467—1468 годах владения Тршебоньского монастыря подверглись нападениям и грабежам.

Упадок монастыря

В последующем столетии ситуация поменялась кардинально. Посреди XVI века в Тршебоньском монастыре, как и в других монастырях, наблюдалось существенное ослабление дисциплины и падение характеров. Дело дошло до того, что 24 ноября 1556 года владарж Вилем из Рожмберка направили в монастырь серьезное послание с требованием повысить монастырскую дисциплину и закончить моральное разложение. Но это не посодействовало: нравственный упадок братии дошёл до того, что монахи в опьяненном виде шли даже на совершение злодеяний. Из-за отвратительного управления хозяйством монастыря он опустился в безмерные долги.

Вилем из Рожмберка решил кардинально убрать задачи тршебоньской братии и в 1566 году с согласия короля Максимилиана I закрыл Тршебоньский монастырь. Желая поправить ситуацию в духовной сфере, Вилем пригласил в Тршебонь иезуитов, но они отказались прислать туда собственных священников. Тогда Вилем переподчинил Тршебоньский приход Милевскому монастырю премонстрантов, при всем этом в приходы Тршебоня и Младошовице были назначены светские админы. Собственность Тршебоньского монастыря, включая архивы и библиотеку, перебежала во владение Вилема из Рожмберка.

Одна из статуй в ареале костёла Святого Ильи и Королевы Девы Марии.

Восстановление монастыря в XVII веке

В 1631 году повелитель Чехии Фердинанд II, в принадлежности которого в тот период находились тршебоньские владения пресекшегося рода Рожмберков, принял решение о восстановлении Тршебоньского и Борованского монастырей и возвращении им всех их владений и другого имущества, включая архивы и библиотеки. Функции временного админа монастыря были возложены на аббата австрийского монастыря Клостернойбург. Из Австрии же были присланы новые каноники монастыря, которые сначало разместились в Тршебоньском замке.

Строй работы по реконструкции монастырского комплекса продлились до конца 30-х годов, а восстановление разорённых войной вотчин — до 60-х годов. Монастырь управлялся клостернойбургским аббатом в качестве временного админа до 1663 года. Последний админ Бернард Шмединг ходатайствовал перед королём о возобновлении выборов тршебоньского аббата либо пробста, так как не мог уже управлять сразу 2-мя монастырями, но повелитель ввёл должность вице-администратора, который взял на себя конкретное управление Тршебоньским монастырём и борованскими канониками.

11 марта 1663 года повелитель провозгласил первым вице-администратором Норберта Херрмана. Новый настоятель установил в обители серьезный распорядок и значительно прирастил доходы монастыря компетентным управлением его имениями. Не считая того, Херрманом своими руками была написана хроника дома Рожмберков. Необходимо отметить, что у активного и предприимчивого настоятеля не сложились дела с новыми собственниками Тршебоньского панства, князьями Шварценберками, с которыми он долгое время вёл имущественные споры, забрасывая жалобами и их, и царскую канцелярии. В процессе развития конфликта Херрман закрыл панский ораторий в монастырском костёле, а князь Иоганн Адольф I цу Шварценберг решил переместить монастырь за границы Тршебоня. В дело вмешался архиепископ Праги, приказавший Херрману закончить дрязги, но конфликт завершился только со гибелью вице-администратора в 1699 году.

Развитие в XVIII веке и ликвидация монастыря

В 1738 году вице-администратор монастыря Войтех Прехтль получил статус аббата. Восстановление монастыря к тому моменту было стопроцентно окончено и монашеская братия по национальному составу уже вновь стала чешской. Тршебоньский монастырь стал общепризнанным центром духовной и культурной жизни городка и окрестности, заботясь не только лишь об укреплении церковной веры, да и о развитии науки, искусства и образования. В это время была проведена реконструкция монастырской мельницы у Опатовицкого пруда, построены новое здание аббатского дома, капелла Святой Варвары и другие строения.

Последним аббатом монастыря в 1750 году стал Аугустин Марек из Баворова, имя которого до сего времени носит сделанный им Марковский пруд. При нём расцвет Тршебоньского монастыря продолжился, но в конце жизни аббата обитель поняла вереница неожиданных бедствий и разрушений: три года попорядку случался неурожай, вызвавший голод и эпидемию чумы. Четвёртый год осенью отдал отличные ростки, но сильный град уничтожил их практически на сто процентов, а те, что уцелели, были съедены массовым нашествием мышей. Не считая того, от чумы полёг большой рогатый скот. В довершение всех несчастий в 1771 году из-за невнимательности работников, ремонтировавших башню костёла, в монастыре начался пожал, ставший наисильнейшим за всю историю Тршебоня. Не считая монастырского комплекса, на сто процентов выгорели 68 домов, ратуша с башней, пивоварня, мясные лавки. Пожар не тронул только Тршебоньский замок и 21 дом за его пределами. У монастырского костёла сгорела только крыша, но в итоге обвалился шпиль, который при падении пробил свод пресвитерия. Ремонт костёла был проведён в кратчайшие сроки, но в итоге новый свод утратил свои начальные готические черты, приобретя барочный вид. Новенькая крыша была ниже предшествующей, а высшая часть башни костёла заполучила очертание луковки.

«Моление о чаше». Кусок «Тршебоньского алтаря» костёла Святого Ильи и Королевы Девы Марии. Конец XIV века.

Монастырь был фактически восстановлен после пожара когда 14 июля 1785 года погиб аббат Аугустин Марек, а 20 октября 1785 года в процессе религиозной реформы Иосифа II Тршебоньский монастырь был закрыт. Монахам не позволили похоронить их последнего настоятеля в аббатской крипте монастыря, потому Аугустин Марек из Баворова был погребён на городском кладбище. Админ монастырского имущества позволил братии находиться в монастыре до марта 1786 года, после этого они были разбросаны по различным приходам царства. Управление приходами Тршебоня, Младошовиц и Борован было передано светскому пастору. Каждому из бывших каноников монастыря была назначена каждогодная пенсия в 300 гульденов. Владения монастыря были оценены в 146 708 гульденов и выставлены на аукцион, где их приобрёл за 162 876 гульденов Иаганн I Непомук, 5-й князь Шварценберг. Бывшие монастырские вотчины вошли в состав Крумловского герцогства Шварценбергов, а в монастырском комплексе было расположены органы управления княжескими лесами и охотничьими заповедниками. Монастырские ворота с того времени несут на для себя в качестве 1-го из украшений древесный рельеф Святого Губерта — небесного покровителя охотников.

Описание монастыря

Доминантой ареала монастыря является храм Святого Ильи и Королевы Девы Марии. К его северной стороне прилегает двухэтажное здание монастырского конвента квадратной формы с клуатром, уцелевшим практически в уникальном виде с конца XIV века. Клуатр с широкими заострёнными аркадами с узенькими балюстрадами служит обычным обрамлением внутреннего квадратного «райского двора» (сада). В центре восточного крыла клуатра находится капелла Святого Иоанна Богослова, стоящая на начальном фундаменте. Среди сада находится колодец.

Двор монастыря состоит из комплекса построек, приемущественно, возведённых в XVIII веке в строительном стиле барокко. Исключение составляет здание на южной стороне двора с готической капеллой Святого Винцента на нижнем этаже, построенное до 1380 года по указанию Петра II из Рожмберка. Сначало она служила домашней часовней Рожмберков, но в 1395 году была передана монастырю (до нашего времени не сохранилась). Среди монастырского двора находится каменный фонтан конца XVII века.

В монастыре сохранились готические окна, увенчанные красивыми узорами, и стенные росписи конца XIV — XVI веков.

Известным шедевром монастырского костёла Святого Ильи и Королевы Девы Марии является «Тршебоньский алтарь» — одно из знаменитейших чешских произведений международной готики конца XIV века, выполненное неведомым создателем, именуемым Мастером Тршебоньского алтаря.

Перечень настоятелей

Аббаты монастыря 1367—1390 гг. Бенедикт (Бенеш) 1390—1412 гг. Ян I 1412—1429 гг. Ондржей I 1429—1450 гг. Ян II 1450—1469 гг. Михал 1469—1498 гг. Марек 1498—1507 гг. Бартоломей 1507—1518 гг. Штепан 1518—1538 гг. Ян III 1538—1546 гг. Матоуш 1546—1548 гг. Шебестиан 1548—1565 гг. Ондржей II 1565—1631 гг. монастырь не работал 1631—1663 гг. админами монастыря были аббаты Клостернойбургские Вице-администраторы и аббаты монастыря 1663—1699 гг. вице-администратор Норберт Херрман 1699—1705 гг. вице-администратор Фердинанд Сигберт фон Лилиенштейн 1705—1711 гг. вице-администратор Карл Пуш фон Грюнвальд 1711—1719 гг. вице-администратор Антонин Тихий 1719—1744 гг. вице-администратор, с 1738 года аббат Войтех Прехтль 1744—1750 гг. Адам Лишовский 1750—1785 гг. Аугустин Марек из Баворова

Прочитано 717 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Троянский монастырь Тувхен-хийд »