Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Воскресенский Новодевичий монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь

Вид на монастырь со стороны Московского проспекта
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Санкт-Петербург
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Санкт-Петербургская
Тип монастыря: Женский
Кто основатель: Елизавета Петровна возобновил Николай I
Когда основан (Дата основания): 1764 возобновлён в 1849
Дата упразднения: 1925 возобновлён в 1995
Какие имеет святыни и реликвии: Мощи святого Иллариона
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7810319000№ 7810319000
В каком состоянии: Действующий монастырь

Описание монатяря "Воскресенский Новодевичий монастырь"

Координаты монастыря: 59°53′55″ с. ш. 30°19′17″ в. д. / 59.89861° с. ш. 30.32139° в. д. / 59.89861; 30.32139 (G) (O) (Я)

Воскресéнский Новодéвичий монастырь в Санкт-Петербурге — православный дамский монастырь Санкт-Петербургской епархии Российской Церкви, близ Столичной заставы, по адресу: Столичный проспект, д. 100.

Содержание

1 Предыстория 2 Архитектура монастыря 3 Воскресенский собор 4 Келейные церкви 5 Новодевичье кладбище 6 Церковь Марии Магдалины 7 Монастырская колокольня 8 Кладбищенская церковь Илии Пророка 9 Кладбищенская церковь Иконы Божией Мамы «Всех скорбящих Радость» 10 Казанская церковь 11 История монастыря 11.1 Русское время 11.2 Постсоветское время 12 Примечания 13 Литература 14 Ссылки

Предыстория

Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не реализовались, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт великодушных девиц — 1-ое женское дворянское учебное заведение в Рф.

В 1849 году царем Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Первой игуменьей монастыря была Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцева. Для него было отведено временное место на Васильевском полуострове при Благовещенской церкви. Меж тем для него строились строения на Царскосельской дороге, близ Столичных ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место. Ещё ранее, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище.

Первой монастырской постройкой стала древесная Казанская церковь, построенная по проекту конструктора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя очень постарел к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в Высоком присутствии свершилась закладка пятипрестольного Воскресенского собора; 1-ый кирпич заложил правитель Николай I . Собор строился по проекту конструктора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.

Архитектура монастыря

Монастырские кельи размещены буковкой «П», выходящей фронтальной стороной на Столичный проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Столичный проспект высочайшим арочным порталом. Прототипом для строительного решения женской обители послужила сделанная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стенки покрашены в ласковый жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при всем этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок российского типа, оканчивающих каждое окно.

По краям от Воскресенского собора размещены две схожие церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В реальный момент действует не так давно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная сначала XX века архитектором В. А. Косяковым.

Западный корпус Южный корпус Западный корпус и Воскресенский собор

Воскресенский Новодевичий монастырь упоминается в поэме А. А. Блока «Возмездие»:

За самой городской чертой

Где сияет золотоглавый Новодеви́чий монастырь Заборы, бойни и пустырь Перед Московскою заставой...

Воскресенский собор

Основная статья: Воскресенский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря Воскресенский собор Купола Воскресенского собора

Пятиглавый двуэтажный Воскресенский собор — строительная доминанта ансамбля; построен в русско-византийском стиле и припоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века.

Конструктор — Н. Е. Ефимов. Строился в 1849—1861 годах. Вход в собор находится в высочайшем арочном портале, выходящем на Столичный проспект. Северный и южный фасады собора декорируют декоративные аркады, поддерживаемые парами колонн. Собор венчает пятиглавие с золотыми чешуйчатыми луковичными куполами, расположенными на больших барабанах. В четырёх малых куполах размещаются звонницы. Каждый барабан облегает аркада с проёмом в каждой 2-ой арке. Снутри у собора имеется 5 престолов: центральный во имя Воскресения Христова, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Миши, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца.

В 1874—1875 годах по проекту конструктора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского. Росписи и вида собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. В особенности прекрасен был находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас. В Успенском приделе хранился образ Смоленской Божией Мамы Одигитрия, написанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.

Келейные церкви

Западный келейный корпус прерывается 2-мя церквами, расположенными, соответственно, к югу и к северу от Воскресенского собора: церковь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Мамы (к югу) и церковью Трёх Святителей Вселенских (к северу). В реальный момент действует только Афонская церковь.

Красочная Афонская церковь была заложена 10 июля 1850 года и строилась по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 28 июля 1854 года она была освящена в присутствии дочери Николая I Величавой княжны Марии Николаевны во имя Афонской (Ватопедской) иконы Божией мамы «Отрада и Утешение». Архитектором иконостаса церкви был придворный конструктор А. И. Штакеншнейдер. Церковь Трёх Святителей была построена теми же конструкторами симметрично Афонской в больничном корпусе монастыря. Заложена она была также в 1850 году, в 1855 году — достроена и освящена. Она в особенности почиталась монахинями за находившуюся там икону Божией Мамы «Благоухающий Цвет».

Афонская церковь

Обе церкви схожи по внешнему облику. Они обе пятиглавые с шатровой одноярусной колокольней. Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его окончанием является золотая луковичная главка с крестом. Фасад сверху завершают полукруглые закомары. Фронтальный фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части обеих церквей имеется алтарная апсида.

Новодевичье кладбище

Основная статья: Новодевичье кладбище (Санкт-Петербург)

Новодевичье кладбище на местности монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, доктор С. П. Боткин и многие другие. Тут же похоронен и сам конструктор монастыря Н. Е. Ефимов.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, похороненного там по собственному завещанию в 1907 году, также его супруги, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Церковь Марии Магдалины

3 июля 1884 года южнее монастырского ансамбля была заложена новенькая церковь. Она строилась по проекту конструктора Н. А. Мельникова. 16 сентября 1884 года она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был размещен сосновый лес. В конце 1920-х годов церковь была снесена.

Монастырская колокольня

В 1895 году рядом с Воскресенским собором была построена превосходная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Величавого в Столичном кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь. Во 2-м ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя скончавшегося 3-мя годами ранее митрополита Исидора. В 2-ух верхних ярусах колокольни находились звонницы. Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса облегала аркада, в каждой 2-ой арке которой находился проём. Венчал колокольню объёмный луковичный купол.

Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Столичного проспекта.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка. Фото 1890 года

У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурным кирпичом, Святого Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту конструктора Л. Н. Бенуа в столичном стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами. Над карнизом строения находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом. Снутри церковь была богата своим убранством. Там находился резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь. Они были сделаны в петербургских ювелирных мастерских. В 1925 году церковь была закрыта, в 1930 — снесена.

Кладбищенская церковь Иконы Божией Мамы «Всех скорбящих Радость»

В центре кладбища была размещена церковь Иконы Божией Мамы «Всех скорбящих Радость». Она была построена в 1856 году над могилой командира Александрийского гусарского полка А. Н. Карамзина, отпрыска российского историографа и писателя Н. М. Карамзина, отчего получила 2-ое заглавие — «Карамзинская». Позднее там была похоронена его супруга. В церкви имелась вырезанная из слоновой кости икона Воскресения Христова, считавшаяся одной из самых прекрасных в Петербурге. Церковь была закрыта в июне 1925 года, в 1930 году — снесена. При разрушении церкви была уничтожена и могила Карамзиных.

Казанская церковь

Новенькая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту конструктора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Коренастый кирпичный пятиглавый двуэтажный храм стал потрясающим прототипом неовизантийского стиля. Снаружи он припоминает Софийский собор в Константинополе. Каждый купол храма размещен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особенной черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в каких размещаются входы, образованы громоздкими пилонами со сводами, увенчанными резьбой. Окончанием каждого портала является полуциркульная кровля с огромным полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан облегает такая же аркада, при всем этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Высшая часть барабана украшает красочная мозаика сине-голубых тонов.

Снутри трёхпрестольный храм отделан в российском стиле и смотрится очень величаво. Росписи выполнены художником Ф. Р. Райляном. В 1910—1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа. Центральный зал припоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красноватого мрамора с золотыми капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов. Таким макаром боковые иконостасы разделены от центрального стенками. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Особую ценность представляют три пышноватых золотых иконостаса — двухъярусный в главном престоле и одноярусные — в боковых. Киоты икон также позолочены. Слева от алтаря меж колоннами стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были окончены.

Вид на церковь с кладбища Портал Один из малых куполов Апсида с куполом

В 1929 году в церкви расположился склад. После Величавой Российскей войны здание было передано под машиностроительный цех. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стенке были подготовлены шурфы, но в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было. В 1989 году церковь, находившаяся в запустевшем, недействующем монастыре, была передана приходу зарубежной православной церкви. В 1992 году в церкви освятили придел во имя Державной иконы Божией Мамы. В 1995 году церковь была отдана восстанавливаемому монастырю. Она реставрировалась с 2002 по 2004 год.

История монастыря

После основания при монастыре действовали разные мастерские: красочная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1904 году в монастыре были построены строения, в каких расположились трапезная, ризница, библиотека, поликлиника и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Монастырь на открытке конца XIX века (до строительства колокольни) Столичный проспект близ монастыря, начало 1930-х гг. Русское время

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских поочередно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). На очах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, не считая той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; сначала 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре вполне закончилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний вид монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Интернационального (сейчас Столичного) проспекта — главной магистрали городка, выводящей на Столичное и Киевское шоссе — пришлось подорвать самую важную вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В главном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских построек.

Постсоветское время

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная меж Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в русское время она была осквернена и длительно находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из их помещались кельи, в 2-ух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Все же, в большей части корпусов продолжал располагаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью такого же года было принято решение о возвращении монастырю всех построек, когда или ему принадлежавших. Прихожане столичного храма Христа Спасателя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Мамы. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви. Сейчас у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь на сто процентов воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также вполне отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей как и раньше стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдающего своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён. Заместо этого, невзирая на протесты общественности против конфигурации «высотного регламента» (другими словами предела высоты зданий, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём. На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём высотных построек с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне. В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Столичному проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтоб прикоснуться к святыне.

Прочитано 3048 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...