Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Богородице-Рождественский монастырь (Владимир)

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
БоВ каком городе:ице-Рождественский монастырь
Владимир. Рождественский мужской монастырь. Монастырская колокольня и Бо<b style=В каком городе:ице-Рождественский собор..JPG" src="/images/monastyr/Bogorodice-Rozhdestvenskij-monastir-Vladimir-2.jpg" width="300" height="169" />
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Владимир
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Владимиро-Суздальская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: великий князь Всеволод Юрьевич
Первое упоминание о монастыре: 1191 год
Кто настоятель монастыря: игумен Кирилл Сурков
Статус: Объект культурного наследия РФ № 3310025000№ 3310025000
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Богородице-Рождественский монастырь (Владимир)"

Координаты монастыря: 56°07′54″ с. ш. 40°24′49″ в. д. / 56.13167° с. ш. 40.41361° в. д. / 56.13167; 40.41361 (G) (O) (Я)

Богородице-Рождественский монастырь — монастырь Владимиро-Суздальской епархии, расположенный в городке Владимире. До основания Троице-Сергиевой обители — главный центр монашеской жизни в Северо-Восточной Руси. Из монастыря происходит Лаврентьевская летопись.

Содержание

1 История 1.1 Монастырь в XIII-XIV веках 1.2 Монастырь в XVI веке 1.3 Монастырь в XVII веке 1.4 Монастырь в XVIII веке 1.5 Катастрофа XX века 2 Возрождение монастыря 3 Источник 4 Примечания 5 Литература

История

В 1191 году величавый князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.

В летописи обозначено время основания под летом 6699 (1191/1192): «тогож лета заложи величавый князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество св. Богородицы августа в 22 денек при епископе Иоанне». При закладке церкви находился сам величавый князь и весь его двор. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от величавого князя многие села и угодья. Управление Рождественским монастырем производили игумены (до 1230 года) при том, что игумены Симон и Митрофан, один после другого, были во Владимире епископами.

С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича значилась первой в числе российских монастырей. С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты, перенесши первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который числился их кафедральным.

Монастырь в XIII-XIV веках

В 1214 году Юрий Всеволодович выбрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль. 14 марта 1227 года на место Симона, по избранию такого же князя игумен Митрофан посвящён в Суздальского епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире.

В 1230 году, по избранию племянников Юрия Всеволодовича Рождественский 1-ый архимандрит Кирилл посвящён во епископа Ростовского.

В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён величавый князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на оборотном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то величавые князья, из почтения к предку собственному князю Александру Невскому, делали значимые вклады в Рождественский монастырь. Так Иоанн Данилович Калита в 1328 году в духовном завещании писал: «а что есть прикупил сельцо на Киржаче у Прокопья у игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское и то даю св. Александру для себя в поминанье»; Иоанн Иоаннович в духовной 1356 года писал: «село Павловское отдал есмь св. Александру в прок для себя в память»; отпрыск его Дмитрий Иоаннович в первой духовной 1371 года подтверждает: «а что отец мой князь величавый отдал село Павловское к святому Александру того не подвигнуть». В его же духовной грамоте 1379 года сказано: «а из моих сосудов серебряных дадут к святей Богородице в Володимир блюдо величавое серебряное с кольцы».

В 1388 году Рождественский архимандрит Павел посвящён митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место епископа Герасима.

Монастырь в XVI веке

В 1517 году по соборному избранию и соизволению величавого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского.

В 1566 году архимандрит Иоаким участвовал на соборе в Москве и был порукою по князе Мише Ивановиче Воротынском, также был на соборе 1580 года, о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами.

В 1584 году архимандрит Герман был на соборе об оставлении вотчин при монастырях.

В 1598 году архимандрит Варлаам находился в Москве на соборе и подписал грамоту об избрании на королевство Бориса Феодоровича Годунова.

Монастырь в XVII веке Надвратная церковь св. Иоанна Предтечи

Современные музыковеды считают архимандрита Исайю (в миру Иван Тимофеевич Лукошко) одним из огромнейших мастеров знаменного пения, представителем ее «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на королевство Миши Федоровича и подписался под избирательной грамотою 1-ый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал исповедником Лжедмитрия I. Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета. А 28 сентября 1645 года архимандрит Иона находился на венчании на королевство Алексея Михайловича.

В 1667 году ехавшие на Большой Столичный собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету патриарха Иоасафа, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с сих пор архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году Филарет был на Столичном соборе об исправлении книжном и о различных ритуалах церковных и он же 30 ноября этого года получил веление вручить грамоту патриарху Никону о прибытии из Воскресенского монастыря в Москву, а 1 декабря находился при низложении Никона в числе соборян.

В 1672 году архимандрит Викентий поправил житие св. Александра Невского, составленное по велению царя и величавого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Мишей.

Монастырь в XVIII веке Здание архиерейского дома

14 июля 1723 года архимандрит Сергий получил Высокий указ правителя Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 года открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.

Ещё в 1561 году, по воле царя Иоанна Васильевича и по грамоте всероссийского митрополита Макария, дано было первенство Троицко-Cepгиеву монастырю и Владимирско-Рождественский был поставлен вторым, а по устроении Александро-Невского монастыря с 1720 года поведено считать его третьим, но монастырь этот по древности собственной и преимуществам, какие отдавались его настоятелям, всегда был в конкретном ведении всероссийских митрополитов, позже патриархов и в конце концов зависимо от святейшего синода в числе ставропигиальных.

Сначала XVIII столетия, как видно из переписных книжек городка Владимира, составленных в 1715 году ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре было 64 человека монашествующих, в том числе два архимандрита, 6 иеромонахов и 5 иеродиаконов. Из сохранившейся переписной книжки такого же времени, по переписи обер-инспектора Семечки Никифоровича Коровина, оберкоменданта Андрея Федоровича Боркова и коменданта Андрея Михайловича Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке около посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря.

Новый собор Рождества Богородицы

16 июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено организовать из синодальной области Владимирскую епархию и направить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, потому что до сих пор архиереи имели своею резиденциею городке Суздале. До учреждения в 1764 году штатов, монастырь имел 7899 душ фермеров и самый архиерейский дом содержался его доходами. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в штатское ведомство и в нём разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мировоззрение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, пред путешествием правителя Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному как и раньше во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С сих пор Владимирские архиереи имеют неизменное пребывание монастыре.

Монастырь Рождественский, где была кафедра епископская, близ собора стоит на месте прекраснейшем, высочайшем, на берегах реки Клязьмы; зала в нем прелестнейшая, проспектом. Вобщем, строения в том монастыре малость и окружностию не велик; ограда каменная маленькая и башень мы не приметили. Изумило нас, что монастырь был из первейших, а строения в нем малость.

— Платон (Левшин), 1792

24 августа 1858 года Правитель Александр Николаевич осматривал в монастыре древнейшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию. В 1869 году архитектор-реставратор Н. А. Артлебен вместе с Д. Корицким распорядились снести храм домонгольского времени и под видом реставрации выстроили на его месте новый.

Катастрофа XX века

В период с 1918 по 1991 на местности монастыря располагались отделы ВЧК (ОГПУ, НКВД, КГБ), строения следственного изолятора.

При Сталине на местности бывшего монастыря осуществлялись расстрелы и захоронения репрессированных (1930-1950-е годы).

Возрождение монастыря

В 1991 году в период празднования 800-летия основания обители, положено начало её возрождению. Поновой построен монастырский собор. По собственному лику он не имеет ничего общего с предшественниками.

Источник

Сойкин П. П. Архіерейскій домъ, бывшій Рождественскій монастырь, во Владимірѣ // Православные российские обители: Полное иллюстрированное описание православных российских монастырей в Русской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 195. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.

Прочитано 1651 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...