Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Николо-Радовицкий монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Свято-Никольский Радовицкий монастырь

Николо-Радовицкий монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Радовицы
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1584 год
Какие имеет святыни и реликвии: резной образ святителя Николая
Кто настоятель монастыря: игумен Августин Французов
Статус: Объект культурного наследия РФ № 5010100000№ 5010100000
В каком состоянии: действует
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Николо-Радовицкий монастырь"

Координаты монастыря: 55°05′59″ с. ш. 39°32′42″ в. д. / 55.09972° с. ш. 39.54500° в. д. / 55.09972; 39.54500 (G) (O) (Я)

Николо-Радовицкий монастырь — мужской монастырь Российской православной церкви в Мещёре, в селе Радовицы Егорьевского района Столичной области.

Содержание

1 Основание монастыря 2 Святыня 3 Жертвователи монастыря и его подворья 4 Монастырь в русское время 5 Восстановление 6 Известные люди 7 Настоятели 8 Примечания 9 Ссылки

Основание монастыря

История Николо-Радовицкого монастыря всходит к первой половине XV века. Предшественником Николо-Радовицкого монастыря считается Акакиева пустынь, основанная иноком Пахомием, греком по происхождению, сподвижником митрополита Фотия, — на полуострове Святого озера. Местность вокруг озера инок наименовал «Радовицами» в честь собственной родины в Фессалии. Равномерно вокруг отшельника начинают собираться люди, ищущие того же уединения.

Новенькая история монастыря начинается с момента обретения чудотворного вида святителя Николая монахом обители Ионою, по прозванию Рогожа, посреди XVI века. От вида сразу начали происходить бессчетные чудеса. Известие об этом стремительно распространилась по окрестностям и начала завлекать в обитель огромное количество паломников и поклонников и любителей иноческой жизни. Небольшой островок уже не мог вмещать столько богомольцев и нужно было воздвигать новейшую обитель на «суше». В 1584 году монастырю была пожалована близлежащая земля согласно дарственной грамоты царя Ивана Сурового, данной игумену Ионе Рогоже. Этот год и следует считать датой основания Николо-Радовицкого монастыря.

Храм на полуострове Святого озера (начало XX века)

Древная гравюра

Древная гравюра

Святыня

Основная святыня монастыря — резной образ святителя Николая чудотворца. По собственному внешнему облику образ этот сходен с Можайским образом угодника Христова, другими словами святитель изображается с клинком и храмом. Единственным различием является наличие у Радовицкого вида святителя Николая митры. Вырезан он из цельного яблоневого дерева и имеет в вышину 2 аршина 3 вершка (1,5 метра). На нём серебряная, позлащенная риза, представляющая собой святительское облачение (крестчатое золотыми крестиками) — фелонь, палицу, омофор. Митра святителя и ореол с сиянием — серебряные позолоченные, обнизанные жемчугами, алмазами, стеклами восточного хрусталя и стразами. С правой стороны клинок обложен серебром, золотым с алмазами и стразами. В левой руке изображение церкви из дерева местами позолоченное.

Замечательна историческая судьба этого вида. В точности непонятно, когда он явился. Из разных письменных памятников обители видно, что при игумене Ионе Рогоже образ уже был в монастыре и почитался явленным. Иона Рогожа жил около последней четверти XVI века, как следует, не позже середины такого же века явился и образ. С сих пор в течение полутораста либо более лет он находился в величавой славе, источая огромное количество исцелений, которых уже сначала XVIII века было засвидетельствовано более 250. Но в 1722 году монастырь обвинили в том, что он очень усердно распространяет вести об исцелениях у вида святителя, и по указу правителя Петра I икона была взята из монастыря и поставлена с иными резными видами при Святейшем Синоде, и находилась там 5 лет. Иноки Радовицкой обители не раз обращались к сударю с просьбой возвратить образ, приводя в доказательство бессчетные чудеса, происходившие у иконы, но Пётр I, скептически относившийся ко всяким чудесам и считавший их небывальщинами и суевериями, всякий раз отказывал в прошении. Богомолье в монастыре, лишенном главной святыни, закончилось, обитель обеднела так, что архимандрит Гедеон ввел пошлину за дозволение вступать в брак, с каждого жениха и жены 8 алтын и 2 средства, что скоро было пресечечено высшим начальством.

При Екатерине II, при изъятии земель у церквей и монастырей, экономическое положение монастыря резко усугубилось, но, невзирая на это облагораживание, длилось — все древесные монастырские постройки были изменены на каменные. С 1750 по 1780 г. была построена колокольня со святыми воротами и надвратной Петропавловской церковью во 2-м ярусе. В колокольне был придел во имя преподобного Миши Малеина, обгоревший в 1728 г. и разобранный в 1783 г. Игумен Манассия(1755 −1759 гг.) возобновлял монастырские строения после пожара, но при всем этом повысил сборы с монастырских вотчин, чем вызвал бурный протест фермеров. Когда он отправился убеждать недовольных, то услышал укоризны и брань и «вытерпел обиду от их делом». При архимандрите Антонии на полуострове возобновлена древесная церковь святителя Николая, в 1761 г. было получено благословение заместо часовни, с незапамятных времен стоявшей на полуострове, возвести храм. В 1790 г. построен настоятельский корпус, в каком в XIX веке находился приют для детей-сирот духовного звания. В 1816 г. началось строительство каменного собора святителя Николая с приделами в честь прп. Сергия Радонежского и Свт. Алексия, митрополита Столичного. Храм устроен по плану конструктора И.Российско — в итальянском стиле, с высочайшим круглым куполом и одною главою, длиной 40 аршин, шириной 45 с половиной аршин и освящен 22 октября 1839 г. Храм начался строится при архимандрите Авраамии, который похоронен под сенью храма и закончено строительство его преемником архимандритом Паисии. На построение храма израсходовано 175 тыс. рублей, в том числе на устройство иконостаса уплачено 96 600 руб. (иконостас очень пострадал при пожаре в 1890 г.). В 1868 г. на месте каменного собора XYII века построен новый каменный собор Рождества Божией Мамы с приделом Иоанна Предтечи, который стал украшением обители — освящен 26 августа 1870 г. После погибели правителя его прежняя жена Евдокия Федоровна Лопухина, в иночестве Лена, вернувшаяся из ссылки в Москву, выпросила икону для себя в Столичный Новодевичий монастырь. Узнав историю чудотворного вида, Евдокия Федоровна возвратила его в Радовицкую обитель. В 1728 году икона на руках с зажжёнными свечками и пением псалмов была перенесена из Москвы в монастырь, где и прибывала до смутных времен XX века. Когда монастырь начали осквернять образ был передан благочестивыми христианами в Пятницкую церковь села Туголес Шатурского района, где и прибывал по сей день. На данный момент чудотворный образ находится в соборе Рождества Богородицы Николо-Радовицкого монастыря. Подлинные серебряная риза и митра, также оклад клинка с камнями были утрачены.

Жертвователи монастыря и его подворья

На поклонение к святому виду приходило всё больше и больше людей. Каждый обитатель Егорьевского края считал нужным посетить монастырь, побывать на Святом озере, помолиться в церкви святителя Николая, приложиться к его чудотворному виду. В монастырь приходили убогие и нездоровые, фермеры и видные муниципальные деятели, высочайшие бюрократы и негоцианты, королевская семья и воеводы, князья и мастеровые. Они же были и жертвователями на строительство и украшение монастыря. Самыми известными вкладчиками вещественных средств в монастырь в различные годы бывальщина: мама Петра I, княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, правитель Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князь Владимир Волконский, княгиня Долгорукова, князь Андрей Черкасский, вельможа Федор Бутурлин, вельможа Пётр Шереметьев.

В монастырской ризнице находилось много восхитительных вещей и священных предметов: напрестольные Евангелия, из которых самое древнее относилось к 1652 г., древнейшие сосуды, чаши, серебряные кресты, античные иконы. Монастырская библиотека насчитывала более 260 книжек. Посреди других святынь монастыря была икона святителя Николая с частичкой его мощей, которые были получены в Риме, о чём свидетельствовала грамота Римского кардинала на латинском языке. Ещё один образ святителя, называемый «малым», был особо почитаем посреди старообрядцев, так как святитель благословлял на нём 2-мя перстами, был покрыт золотой чеканкой и жемчугом, со последующей надписью: « Лета 7177 поставили сей образ величавого чудотворца Николая с чудесами в Радовицком монастыре прикащики души Иоанна Андреевича Ржевского». Также в обители хранились: 1 -серебряно-вызолоченный напрестольный крест с надписью «Лета 206 декемврия в 17 денек сей благословенный крест по обещанию собственному приложил вельможа Алексей Семенович Шеин в обитель Николая чудотворца Радонежского». 2 — напрестольное Евангелие, изданное в 1655 г., с надписью по листам, из которой видно, что оно приложено в 189(1681) г. 7 февраля царевной Татьяной Михайловной.

3 — Возду́хи, шитые серебром и золотом, с надписью: "Отдал сей покров вельможа стольник Илья Данилович Милославский по родителех собственных в церковь к Николе Радовицкому лета 1766 г.

4 — Серебряная водосвятная чаша, на краях которой написано: «Лета 190(1882) г. по обещанию сию чашу приложил в вклад в дом Николе Радовицкому чудотворцу стольник князь Андрей Мещерский».

5 — Наперсный крест золотой. С мощами, обнизанный жемчугом и яхонтами, пожертвован в обитель князем Черкасским.

6 — Серебряное паникадило, устроенное в 1633 года при игумене Нифонте. Судьба чудотворных образов и других святынь неведома.

К середине XVII века у монастыря были значимые земляные владения, переданные на помин души землевладельцами. На этих землях, не считая иноков обители, трудились и обитатели близкорасположенных сел, имея возможность обеспечивать продуктами не только лишь монастырь, да и подкармливать свои семьи. В 1792 году Егорьевскими городскими властями монастырю была подарена водяная мельница на реке Гуслице близ Егорьевска.

Николо-Радовицкий монастырь не оставил без внимания и осиротевших малышей. В древнем игуменском корпусе был устроен приют для детей-сирот духовного звания.

В различные времена монастырь имел на содержании ещё два монастыря, в Егорьевском уезде им были выстроены два приходских храма.

В селе Радовицы монастырю принадлежали 5 гостиниц, из которых одна двух- и одна трёхэтажные, скотный двор, торговая лавка, чайная. До нынешнего денька сохранилось только здание бывшей чайной, в нём проживают люди.

Монастырь в русское время

В XX веке монастырь поняла участь многих монастырей и храмов на святой Руси. В 1919 году обитель была закрыта, в 1923 году монахов разогнали, и только последний настоятель игумен Мелетий не бросил вверенной ему святыни. Погиб он посреди 1950-х годов и лежит на сельском кладбище.

В XVIII веке численность братии монастыря доходила до 140 человек, в 1897 года в монастыре находилось 48 монахов.

В новеньком игуменском корпусе расположилась школа, в храме святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны расположился пункт по приему от населения молочной продукции, братский корпус был передан под хлебопекарню и прядильный цех, в монастырской гостинице расположился акушерский пункт. В конце 30-х года взорван собор святителя Николая, после войны разобраны южная и западная стенки монастыря на нужды образовавшегося тут предприятия по добыче торфа. Только храм Рождества Богородицы, в который была снесена вся не изъятая утварь, до конца 60-х годов светился прежним великолепием. Перед закрытием в монастыре было 16 монахов и 2 послушника.

После того, как в 1960-х годах все службы из монастыря были переведены в новообразовавшийся рабочий посёлок, монастырские строения стали преднамеренно осквернять и разрушать. И таким макаром к концу XX века монастырь перевоплотился в груду развалин. Местами сохранились стенки братского и настоятельского корпусов, угловые башни, остов колокольни, в храме Рождества Богородицы заместо сводов светится голубое небо, а стенки покрыты трещинками.

Восстановление

28 декабря 2006 года Священным Синодом Российской Православной Церкви было принято решение о возобновлении монашеской жизни в старом Николо-Радовицком монастыре. 18 марта 2007 года состоялись торжества по случаю открытия обители.

С весны 2007 года в монастыре начались реставрационные работы. За прошедшее время были укреплены фундаменты нового настоятельского корпуса, установлены строй леса, смонтирована временная кровля. Конструкторами ведётся работа по разработке общей концепции восстановления монастыря, проектной документации реставрации настоятельского корпуса. С местности монастыря вывозятся тонны мусора, битого кирпича и земли, накопившихся за годы запустения. Начаты консервационные работы на центральном соборе Рождества Богородицы, вокруг монастыря устанавливается временная ограда. В храме, где совершаются богослужения, также идут реставрационные работы.

Главной задачей насельников монастыря является возрождение духовной жизни в стенках обители, но важным является и реставрация старых стенок монастыря.

На нынешний момент первоочередными задачками можно считать:

Восстановление, хотя бы частичное, настоятельского корпуса с кельями, где могли бы жить монашествующие, которые сейчас проживают в строй вагончиках, и трудники монастыря. Нужно, чтоб на местности монастыря появился храм, где бы совершались богослужения уже в стенках обители, и куда бы мог быть перенесен старый чудотворный Радовицкий образ свт. Николая. Более применимым помещением является колокольня с надвратной церковью свв. апостолов Петра и Павла, но на восстановление только внешнего вида колокольни требуется 15 млн руб. Монастырь получил разрешение на подключение электронной мощности 50 кВт, потому что сейчас с трудом можно получить и 5 кВт, а напряжение в розетках опускается до 110 В. Для подключения приобретенной мощности приходится тянуть новейшую линию и устанавливать трансформатор на местности монастыря. На эти цели требуется 1 млн руб. Перед монастырём находится незаасфальтированный участок, длиной 100 м, весной и осенью это затрудняет подъезд к монастырю. Чтоб заасфальтировать этот участок требуется 700 тыс. руб.

По Федеральному закону «Об охране объектов культурного наследства (памятников истории и культуры)» Николо-Радовицкому монастырю присвоен статус монумента федерального значения (Ф-176).

Это только малая часть нужных средств, но братия монастыря верует, что свт. Николай не оставит собственной обители, и найдутся добрые люди, готовые пожертвовать часть собственных средств на восстановление храмов ради спасения души.

Известные люди

На местности монастыря были похоронены многие известные граждане Рф. В 1681 году погребён Григорий Васильевич Ляпунов, потомок известного предводителя Рязанского ополчения в Смутное время, а в 1726 году Стольник, позже юстиц-коллегии асессор Иван Григорьевич Ляпунов. Также некое время в обители пребывал Софроний Лихуд, один из 2-ух братьев, которых прислал в Россию Константинопольский патриарх Дионисий и с которых началась история первого высшего учебного заведения в Москве — Славяно греко латинской академии, будущей Столичной Духовной академии.

Монастырь посещал поэт Сергей Есенин.

Настоятели

игумены Пахомий (XV век) Иона Рогожа (XVI век) Антоний (упом. 1619) Иосиф (1620 — упом. 1623) Илларион (упом. 1629) Евфимий (упом. 1634) Антоний II (упом. 1642 — упом. 1651) Иосиф II (упом. 1659) Нифонт (упом. 1663) Иосаф (упом. 1669) Ферапонт (1669−1677) Иаков (1677—1681) Игнатий (1681—1687) Илларион II (1688—1697) Герасим (1697—1700) Давид (1700—1702) архимандриты Иродион (1702−1704) Мисаил (1704—1711) Иосиф (1712—1717) Иосаф II (1718—1738) Манассия (1755—1759) Антоний (1759—1762) Викентий (1762—1781) игумен Иоаким (1781—1797) Сергий (1797—1804) Гедеон (1805—1808) Виссарион (1808—1811) Авраамий (1811—1819) Паисий (1819—1832) Гедеон II (1832—1835) архимандриты Иоаким (1835—1841) Павел (1842—1852) Наместники Иоасаф (1852—1862) Владимир (Добролюбов) (1862—1878) Мелетий (Якимов) (1878—1879) Нестор (Ильинский) (1879—1890) Тихон (1890 — ?) Мелетий (?)

Храм на острове Святого озера (начало XX века)

Старинная гравюра

Старинная гравюра

Прочитано 1927 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...