Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Богоявленский монастырь (Москва)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Богоявленский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Москва
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): XIV век
Дата упразднения: 1920-е
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7710079000№ 7710079000
В каком состоянии: реставрация до 2014 года

Описание монатяря "Богоявленский монастырь (Москва)"

Координаты монастыря: 55°45′21″ с. ш. 37°37′23″ в. д. / 55.755861° с. ш. 37.623222° в. д. / 55.755861; 37.623222 (G) (O) (Я)

Богоявленский монастырь в Москве — прошлый мужской монастырь в Москве, в Китай-городе.

Содержание

1 История 2 Некрополь 3 Современность 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

История

Богоявленский монастырь обычно числился древним в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику столичного княжеского дома Даниилу. Тут с ним конкурирует Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после этого не существовал до 1560 года и, вообщем говоря, находился до XX века за пределами городка.

Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял тут постриг и долгое время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.

1-ое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было построено на рубеже XIV и XV вв. из белоснежного камня. Собор очень пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского принца Мазовши, когда сгорела большая часть столичного посада.

Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новенькая трапезная), монастырь опять очень пострадал в 1547 году во время величавого столичного пожара. А в 1571 году Ивану Суровому пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.

В Смутное время монастырь снова претерпевал бедствия (в особенности он пострадал в 1611—1612 годах), и фактически сходу после собственного взошествия на престол новый правитель — Миша Федорович — начинает отстраивать обитель. В 1624 году был построен новый каменный собор.

Старенькый вид на Шевалдышево подворье. Слева видна монастырская колокольня.

В 1685 году в монастыре появилась, основанная братьями Иоанникием и Софронием Лихуды школа, которая через несколько лет была объединёна со школой Симеона Полоцкого и переехала в примыкающий Заиконоспасский монастырь — так родилась Славяно-греко-латинская академия.

После пожара 1686 года был сотворен новый ансамбль Богоявленского монастыря в стиле т. н. «нарышкинского барокко». После постройки новых келий в 1692 году по благословению патриарха Адриана началось строительство и нового собора, сохранившегося до нашего времени. Строй работы финансировали, посреди иных жертвователей, королева Наталья Кирилловна, семейства князей М. Ю. Долгорукова и М. А. Голицына.

Нижняя церковь Богоявленского храма, посвященная Казанской иконе Божией Мамы, была освящена патриархом уже 29 декабря 1693 года, а верхняя — в честь Богоявления Господня — 26 января 1696 года. В нижней (подклетной) части собора сохранилась часть постройки 1624 года. Позже арки поклета были заложены. В 1697 году был освящен придел в честь митрополита Столичного Алексия.

В 1737 году монастырь вновь серьёзно пострадал от городского пожара. Монастырские постройки были восстановлены при архимандрите Герасиме, который к 1742 году выстроил вприбавок над вторыми воротами новейшую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней. Обители покровительствовали богатые прихожане, сначала князья Голицыны и Долгоруковы. Их щедрые вклады позволяли продолжать строй работы и обустраивать новые приделы.

В 1747 году собор получил северный придел во имя святого Жору Победоносца, а в 1754 году — южный во имя апостола Иакова Алфеева. Была пристроена и колокольня. В 1764 году все монастырские земли были секуляризованы. В 1782 году церковь была отремонтирована и расписана, а её новые части украшены лепниною.

В 1788 году монастырь стал местопребыванием викарного епископа Столичной епархии. С 1865 года им управляли епископы — викарии Столичной митрополии. В особенности же стал процветать монастырь после 1866 года, когда с Афонской горы были привезены и поставлены в соборном храме частицых мощей страдальцев страдалец Пантелеимона, Трифона и других, также и чудотворная икона Божией Мамы, называемая «Скоропослушница».

В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеимона, а ещё через 30 лет к собору был пристроен Феодосьевский придел по проекту конструктора Н. Н. Благовещенского. К обители была приписана Афонская часовня на Никольской улице.

Сначала 1920-х годов монастырь был закрыт, дворянская усыпальница в нижнем храме — разорена. Разобраны колокольня, башня монастырской ограды XVII века, Алексиевский придел и другие постройки. Во время Величавой Российскей войны подбитый германский истребитель при падении снес главу храма. Глава восстановлена только в 1990-е годы.

Перечень настоятелей Прохор (1456—1471) Нил (Сафонов) (1506—1508) Киприан Феодосий — его подпись стоит, посреди иных, под разрешением вступить в четвёртый брак Иоанну Суровому Амвросий — он подписал в 1613 году акт на избрание в царствуй Миши Фёдоровича Романова Илия (1621—1631) Иона (1638—1642) Пафнутий Игнатий (Смола) (1709—1712) Иакинф — подписал в 1720 году Духовный регламент Святейшего Правительствующего Синода Дамаскин (Руднев) (с апреля 1778) Серапион (Александровский) (17 февраля 1779—1799 ?) Виктор (Антонский-Прокопович) (1800—1801) Августин (Виноградский) (июль 1801—1801) Ираклий (Евреинов) (1804—1811) Авраам (Шумилин) (26 июня 1816—1817) Аполлос (Алексеевский) (1817—1820) Никодим (Быстрицкий) (16 июня — 15 июля 1828) Филарет (Гумилевский) (9 марта 1837—1841) Евсевий (Орлинский) (9 апреля 1842—1845) Игнатий (Рождественский) (25 октября 1863—1866) Никодим (Белокуров) (с 10 марта 1867) Монастырь на дореволюционных фото

Богоявленский монастырь в Китай-городе. 1882 год.

Богоявленский монастырь и Шевалдышево подворье. Слева — колокольня Богоявленского монастыря.

Башня монастырской ограды XVII века. Набросок Нисевина. 1871 год

Надвратная ц. Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского монастыря на фоне Николо-греческого монастыря. Вид с колокольни Богоявленского монастыря.

Надвратная ц. Рождества Иоанна Предтечи (слева) Богоявленского монастыря. XVII век. Никольская улица.

Часовня и Колокольня Богоявленского монастыря со стороны Никольской улицы. На месте надвратной ц. Рождества Иоанна Предтечи построен торговый дом.

Некрополь

До того, как в 1771 году был издан запрет хоронить покойников в городках, в нижней Казанской церкви успел сформироваться аристократический некрополь, насчитывавший порядка 150 надгробий. Высшую художественную ценность представляли монументы над могилами генерал-фельдмаршала М. М. Голицына, его брата генерал-адмирала, генерал-аншефов Г. Д. Юсупова и А. А. Меншикова, сенатора А. Д. Голицына. На могильных плитах различимы и другие звучные фамилии — Шереметевы, Салтыковы, Долгоруковы, Ромодановские, Репнины. Большая часть из памятников XVIII века — пристенные надгробия в стиле барокко, выполненные в плоскостной манере. Замудренные композиции содержали в себе ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их причисляли ведущим французским мастерам, даже Гудону.

В 1930-е годы захоронения были разграблены. Только более ценные для историков монументы были перевезены (с потерями) в Донской монастырь (как, к примеру, надгробие вельможи Фёдорвея Бяконта XIV века). Но даже и сохранившаяся монументальная статуя сейчас закрыта для осмотра, будучи «свалена» в кавардаке в подвалах музея им. Щусева на Воздвиженке.

Современность

Монумент братьям Лихудам у Богоявленского собора

От монастырского ансамбля сохранилось мало — двуэтажный собор Богоявления 1693-96 гг. постройки, игуменский и братский корпусы. По сопоставлению с XVIII веком его территория сократилась на три четверти.

Собор был передан Столичной Патриархии в мае 1991 года, к концу года в нём возобновились богослужения. В процессе долговременной реставрации собору был возвращён прежний вид. Алексиевский придел, до неузнаваемости перестроенный в XIX веке, а позже снесённый, воссоздан в том виде, который он, по догадке реставраторов, мог иметь вначале.

Рядом с собором 31 мая 2007 года был установлен бронзовый монумент монахам-просветителям братьям Лихудам. Средства на монумент выделило правительство Греции.

Прочитано 1132 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...