Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Валаамский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский собор, фото 2009 года
В какой стране находится: Россия
Остров Валаам, Ладожское озеро
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская Патриархия
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): конец XI – начало XII века, точная дата неизвестна
Какие имеет святыни и реликвии: мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских под спудом в нижнем храме собора
Кто настоятель монастыря: игумен епископ Троицкий Панкратий Жердев
Статус: ставропигиальный
В каком состоянии: действующий
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Валаамский монастырь"

Координаты монастыря: 61°23′21″ с. ш. 30°56′42″ в. д. / 61.38917° с. ш. 30.94500° в. д. / 61.38917; 30.94500 (G) (O) (Я)

Валаа́мский Спа́со-Преображе́нский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Российской Православной Церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии.

Содержание

1 История 1.1 Величавая Северная война 1.2 Развитие монастыря 1.3 Величавое княжество Финляндское 1.4 В составе независящей Финляндии 1.5 Период Величавой Российскей войны 1.6 Русский период 2 Возрождение 2.1 Утомившись монастыря 2.2 Распорядок денька 2.3 Факты 3 Структурные подразделения 3.1 Скиты 3.2 Подворья 4 Настоятели и наместники 5 См. также 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки

История

Положение острова Валаам

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и крутящиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из 2-ух концепций появления монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (может быть, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, числятся утраченными. 2-ая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.

Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания именуется 1407 год.

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но многократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

Величавая Северная война Основная статья: Величавая Северная война

Сначала XVIII века Пётр I начал борьбу за выход к Балтийскому морю и экспансию Рф на северо-запад. В 1702 году (11 (22) октября) Наша родина захватила крепость Нотебург (переименована в Шлиссельбург), а весной 1703 года — крепость Ниеншанц в устье Невы. Тут 16 (27) мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга, а на полуострове Котлин разместилась база российского флота — крепость Кроншлот (потом Кронштадт). В процессе военной кампании 1710 года российской армии удалось взять Выборг. Тогда же на базе Ингерманландской губернии была сотворена Санкт-Петербургская губерния.

В 1713 году русскими войсками была осуществлена финская кампания, взяты Гельсингфорс и Або.

В 1715 году Пётр I по требованию архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только-только отвоеванной местности, когда ещё не был подписан мирный контракт.

В 1719 году освящён древесный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения.

См. также: Древняя Финляндия

В 1719 году на завоёванных землях была образована Выборгская провинция, вошедшая в Санкт-Петербургскую губернию. В новейшую провинцию попал и Валаамский архипелаг, входивший в Кексгольмский лен. В 1721 году, подписав Ништадтский мирный контракт, Швеция официально признала присоединение к Рф Ингерманландии, Кексгольмского елена и части Карелии с дистриктом Выборгского елена.

Развитие монастыря Валаамский монастырь в конце XVIII века. «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому» / Надворнаго советника, Императорской Академии академика, Правительского шляхетного Сухопутного кадетскаго корпуса доктора в русском слове, медицины доктора, Императорской Русской академии, С. П. Б. Вольнаго економическаго общества и Бернскаго в Швейцарии члена, Николая Озерецковскаго. ; С.13 табл." — Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1792

К 1730 году построена Успенская церковь, построена древесная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти 1-ые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов.

В 1774 году был освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого построены Успенская («зимняя», другими словами отапливаемая) и Никольская церкви.

Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 г., начал огромное каменное строительство. В 1805 году в южной части внешнего каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Мамы «Живоносный Источник». Над полуостровом с того времени высится монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и наибольший посреди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.

Величавое княжество Финляндское Вид монастыря в XIX веке. «Карта острова Валаам и прилегающих к нему островов». «Валаамский монастырь и его подвижники : с приложением: изображения Германа и Сергия Валаамских чудотворцев, 2-ух портретов, 14-ти рисунков и карты Валаамских островов». — СПб. : Валаамский монастырь, 1889

В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Величавого княжества Финляндского Русской империи. Губерния получила прежнее заглавие — Выборгская. В 1819 году монастырь посетил правитель Александр I. В церковном отношении монастырь до 1892 года находился в руководстве Санкт-Петербургских митрополитов, а потом вошел в новоучрежденную Выборгскую и Финляндскую епархию.

На XIX век пришёлся больший подъём обители. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет управлял обителью. Конкретно он достигнул, чтоб строй работы на полуострове велись только под управлением обученных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский конструктор, академик Алексей Горностаев.

Отец Дамаскин установил для братии грозный режим: непременное попечение старцев о послушниках и юных монахах, обязательное посещение церковных служб, многочасовые трудовые повиновения. После погибели игумена Дамаскина монастырём управлял его преемник Ионафан II, который сумел выполнить более масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величавого Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3000 человек.

Валаамские подвижники вожделели перевоплотить свою обитель в Новый Иерусалим, по этому на полуострове сначала XX века появились наименования, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на полуострове проживало около 1000 человек.

В составе независящей Финляндии

После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, по этому сохранился, и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство). Начиная с 1925 года стали проводиться службы на финском языке, а сами острова основательно были укреплены в военно-инженерном отношении.

Финляндская правоверная церковь — новостильная, приняла западную Пасхалию, вынудив и Валаамский монастырь перейти с Юлианского на Григорианский календарь. Переход в 1920-е годы на новый стиль был предпосылкой разрушения единства Валаама. Точку в конфликте, продолжавшемся 10 лет в монастыре, поставил высадившийся на полуострове финский спецназ. Значимая часть братии тогда отказалась подчиниться архиепископу Финляндскому Герману. Эти «старостильные» монахи выехали в Сербию, Грецию, Македонию, Германию, США, Марокко.

Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий, и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, сначала февраля 1940 года покинули острова, увезя с собою всё самое ценное (включая подлинник иконы Валаамской Божией Мамы, другие святыни и колокола). Они осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми и основали Ново-Валаамский монастырь. По окончании Величавой Российскей войны монастырь был присоединён на 12 лет (1945—1957 гг.) к Столичной Патриархии, но территориально остался в руководстве Финляндской Православной церкви. В 1977 службы на церковно-славянском языке закончились, а в 1981 погиб последний российский монах. На данный момент монастырь продолжает действовать как финская правоверная обитель и воспринимает в год более 100 тыщ гостей — как паломников, так и туристов. Уединённый обустроенный монастырь посреди озёр и лесов — с музеем, культурным центром и библиотекой. Межцерковные переговоры о возвращении подлинника иконы Валаамской Божией Мамы в Валаамский монастырь ведутся меж РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет.

Период Величавой Российскей войны

Осенью 1940 года на самом полуострове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, членский состав которой в 1941 году отправился на оборону Ленинграда. В 1944 году финские войска покинули полуостров и позже там было расположено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, скооперировано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция.

Русский период В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда помещались инвалиды войны с континента, в том числе из Ленинграда. Переведён на континент в 1984 году.

Только с 1960-х годов на полуостров стали приходить 1-ые теплоходы с туристами. В 1979 году на местности организован музей-заповедник, и незначительно позднее началась реставрация памятников.

Основная статья: Валаам (интернат)

Возрождение

Горнее место нижнего храма Спасо-Преображенского собора.

13 декабря 1989 года, в денек памяти апостола Андрея Первозванного, на полуостров ступили 6 монахов, ознаменовав начало возрождения Валаамской обители.

С 18 января 1993 года Указом Патриарха Алексия II наместником обители назначен архимандрит Панкратий (Жердев), со 2 июня 2005 – епископ Троицкий. Под его началом находится игумен Мефодий (Петров), являющийся также директором православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама».

27 февраля 1994 года архимандрит Панкратий поновой освятил часовню Валаамского монастыря на Синопской набережной в Санкт-Петербурге, что окончило процесс возврата этой часовни монастырю.

В 1998 году большой публичный резонанс получило Заявление братии Валаамского монастыря о пагубности экуменизма и сотрудничества со Глобальным советом церквей. «Роль в деятельности ВСЦ, основанной на экклезиологической лжи, — сказано в Заявлении братии Валаамского монастыря, — безизбежно вынуждает православных участников экуменического движения относиться к инославным сообществам как к равноправным „церквам“, облагодатствованным Святым Духом, тем попирая догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Заявление подписано 150 монахами монастыря, включая его священноначалие, выступившее решительно против совместных «экуменических молений», а именно, с новостильной Финляндской православной церковью, епископы которой тоже желали служить на Валааме. Данное Заявление, опубликованное также под заголовком «Молчанием предаётся Бог», контрастировало с официальной политикой РПЦ и её главы Патриарха Алексия II по отношению к экуменизму и ВСЦ. Встревоженный бескомпромиссной позицией валаамского монашества, Архиерейский Собор Российской Православной церкви в 2000 году принял «Основные принципы дела к инославию». В документе закрепляется несогласие с «теорией ветвей» в христианстве и подчёркивается положительная роль экуменического движения.

13 декабря 2005 года в первый раз зазвучал 1000-пудовый благовест — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программки восстановления древней звонницы.

Спасо-Преображенский монастырь — серебряная памятная монета Банка Рф, 2004 г.

С 14 по 17 сентября 2007 года монастырь посетил священноигумен обители Патриарх Алексий II, 16 сентября в Смоленском скиту он сделал освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Мамы; по освящении храма сделал в нём первую Божественную литургию. После богослужения Патриарх вручил наместнику Валаамского монастыря епископу Панкратию орден благоверного князя Даниила Столичного (II степени) — во внимание к архипастырским трудами и в связи с 20-летием служения в священном сане.

Во время визита в сентябре 2008 года, 21 сентября, в праздничек Рождества Пресвятой Богородицы, Патриарх Алексий II сделал чин величавого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита (конструктор Андрей Анисимов) на полуострове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме.

10 июля 2009 года Патриарх Кирилл и глава Республики Карелия С.Л. Катанандов в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита открыли музей имени Патриарха Алексия II; открытие было приурочено к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валааме.

В конце мая 2010 года монастырь посетил предстоятель Константинопольской Церкви патриарх Варфоломей, находившийся в Рф с официальным визитом в РПЦ.

По состоянию на 2011 год, согласно данным настоятеля – епископа Панкратия, полное количество насельников в монастыре составляет 217 человек, включая скиты и подворья. Из их 37 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 89 монахов, 19 рясофорных послушников, 60 послушников. Повсевременно в монастыре работает от 30 до 40 трудников.

Утомившись монастыря

Валаамский монастырь — ставропигиальный, другими словами находится под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Столичного и всея Руси. Указом Патриарха Алексия II в Валаамской обители восстановлено игуменство, которое предвидено древним Уставом Валаамского монастыря, утверждённым к применению также указом Патриарха. Утомившись Святого Валаама составлен по типу и строгости Афонских монастырей; повелевает «ничего не решать настоятелю без совета братии». Потому часто собирается Духовный Собор старшей братии, в который входят игумены, исповедник, благочинный, гостинник, ризничий, ассистент игумена по приёму паломников, скитоначальники, казначей, эконом.

Распорядок денька О распорядке денька в Валаамском монастыре и особенностях богослужений тщательно сказал в православной печати настоятель – епископ Панкратий.

Богослужебный дневной круг в Валаамском монастыре начинается в 17:00 вечерней с малым повечерием. Потом читается валаамское монашеское правило, три канона с акафистом Божией Мамы, и чин прощения.

После правила братия направляется в трапезную на ужин. В 21:00 удар колокола возвещает время безмолвия, во время которого монахи читают келейное правило, состоящее из Иисусовой молитвы и поклонов.

Утреня, предваряемая полунощницей, в монастыре совершается в 5:00. После чего братия перебегает в храм Валаамской иконы Божией Мамы, где служится ранешняя Божественная литургия. Служба завершается сначала девятого. После утреннего чая (келейно) и лаконичного отдыха монашествующие, послушники и трудники отправляются на повиновения, распределённые благочинным. В 13:00 — обед в братской трапезной. За трапезой очередной монах читает святоотеческие творения. Присутствие всей братии непременно. После чтения настоятель в символ благословения передаёт чтецу часть собственной трапезы, которую тот воспринимает с благодарностью и умилением. После трапезы в 13:30 каждый денек у раки основоположников монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, служится молебен, а в среду — молебен у чтимого перечня иконы Божией Мамы, называемой «Всецарица». В воскресенье после вечерни соборно служится молебен с акафистом преподобным Сергию и Герману. В 21:00 — расход из храма.

Каждый монах вкупе со своим исповедником либо с настоятелем персонально решает, когда лучше молиться, читать келейное правило. Для новоначальных насельников келейное правило продолжается обычно полчаса, потом, по мере приобретения навыка и духовного опыта, длительность чтения правила равномерно увеличивается.

В 22:00 отход ко сну. Сон у братии продолжается обычно 4—5 часов ночкой и пару часиков днём, после обеда. Всего на сон в день выделяется 6–7 часов, как об этом предписывается в святоотеческих книжках. В «Добротолюбии» обозначено, что новоначальный монах должен спать 6 часов. «Меньше не нужно, так как нервная система может не выдержать. Да и досыта высыпаться тоже не рекомендуется», — уточнил в интервью для печати епископ Панкратий.

Факты По данным игумена Мефодия, Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать тут свою монашескую жизнь. По неофициальным размещенным данным, из каждых 20 приезжающих в монастырь трудников потом остаётся в обители и воспринимает постриг только один. В Валаамский монастырь раз в год прибывают около 100 тыс. паломников, из которых около 90 тыс. — туристы. Монастырь духовно окормляет военнослужащих действующей воинской части Минобороны РФ, расположенной на южной оконечности острова Валаам. В монастырских гостиницах могут быть расположены сразу до 200 паломников. Епископ Панкратий предложил сделать правовые механизмы, регулирующие порядок паломничества в Валаамский монастырь, так как даже природа архипелага не выдерживает 100-тысячного человеческого напора за три летних месяца. За базу регулирования предложено взять порядок пребывания в Афонских монастырях: там чётко определено число паломников, которые могут посетить Святую Гору, каждому из их выдается особенное письменное благословение — дьямонитирион. Это комфортно и для монастыря: заблаговременно понятно, сколько паломников приедет, какое количество мест нужно приготовить в гостиницах.

Структурные подразделения

Скиты Смоленский скит Валаамского монастыря Скит во имя Всех Святых (Белоснежный скит) Скиты Валаамского архипелага:

Скит Всех Святых («Белоснежный скит») — самый 1-ый и наибольший скит, в 1789–1796 годах были построены каменный храм и 6 келейных корпусов для братии;

Никольский скит — включает церковь Николая Чудотворца (построена в 1833 году) и церковь Иоанна Дамаскина (построена в 1856 году);

Скит Иоанна Предтечи на Предтеченском полуострове — утомившись в Предтеченском скиту отличается особенной строгостью, посещение сторонними не разрешается;

Коневский скит — освящён в 1870 году, разобран в 50-х годах XX века, восстановлен в 2004 году и освящён во имя Коневской иконы Божией Мамы;

Скит Авраамия Ростовского на Авраамиевском (Емельяновском) полуострове — разрушен, восстанавливается;

Воскресенский (Новоиерусалимский) скит («Красный скит») — размещен на горе Сион, где по преданию св. апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест;

Гефсиманский скит («Жёлтый скит») — освящён в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше»;

Смоленский скит — устроен в 1917 году по проекту величавого князя Петра Николаевича, восстановлен в 2005 году;

Свято-Владимирский скит — построен в 2007 году;

Скит прп. Александра Свирского на полуострове Святой, восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года;

Ильинский скит на полуострове Ильинский — в 1867 году была построена древесная часовня во имя Ильи-пророка с колокольней и келиями, уничтожена в 50-е годы XX века, поновой отстроена в 2006 году;

Скит в честь св. апостола Андрея Первозванного на полуострове Сухой (Оборонный) — заложен в 2014 году, строится;

Скит прп. Германа Аляскинского на полуострове Байонный — основан в 2010 году.

Скиты на других, более удалённых островах Ладожского озера:

Германовский скит с церковью Александра Невского на полуострове Сюскюянсаари (полуостров св. Германа, на северо-северо-востоке от Валаама), в текущее время находится в полуразрушенном состоянии; Сергиевский скит на полуострове Путсаари; Тихвинский скит на полуострове Воссинансаари — в наши деньки не существует, все постройки скита в русское время были разобраны. Подворья Санкт-Петербургское подворье; Столичное подворье — Храм прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (2-я Тверская-Ямская улица, 52); Подворье в Приозерске с церковью в честь Всех Святых (с 1990 года); Подворье в Сортавале.

Настоятели и наместники

Настоятели Дамаскин (Кононов) (1839—1881) Ионафан II (Дмитриев) (1881—1891) Гавриил (Гаврилов) (1891—1903) Виталий (Батраков) (1903—1905) Пафнутий (Андреев) (1905—1907) Маврикий (Баранов) (1907—1918) Павлин (Мешалкин) (1918—1933) Харитон (Дунаев) (1933—1947). В феврале 1940 с братией покинул Валаамский архипелаг и переселился вглубь Финляндии. Монастырь, оказавшийся на местности, присоединенной к СССР, был в течение 49 лет закрыт. Наместники Валаамского ставропигиального монастыря Андроник (Трубачёв) (1989 — 18 января 1993) Панкратий (Жердев) (с 18 января 1993)

См. также

Ново-Валаамский монастырь Коневский монастырь Ондрусовский монастырь Валаам (интернат) Часовня Валаамской иконы Божией мамы на полуострове Светлый

Прочитано 2676 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь »