Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Антониево-Сийский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Троицкий Сийский монастырь

Дореволюционная открытка
В какой стране находится: Россия
Область Архангельская область
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Архангельская и Холмогорская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1520 год
Известные насельники: Патриарх Филарет
Статус: Действующий монастырь
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Антониево-Сийский монастырь"

Координаты монастыря: 63°33′09″ с. ш. 41°33′20″ в. д. / 63.5526583° с. ш. 41.5557056° в. д. / 63.5526583; 41.5557056 (G) (O) (Я)

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — православный мужской монастырь, который играл приметную роль в российской истории и культуре XVI—XVII вв. Строительный ансамбль, совсем сложившийся до конца XVII века, размещен в 160 км от Архангельска, на полуострове в Большенном Михайловском озере. Из этого озера вытекает река Сия (приток Двины), давшая заглавие обители.

Содержание

1 История 2 Строительные монументы 3 Жители 4 Озеро 5 См. также 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки

История

Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Никольской пустыни основался тут, в совсем необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения величавого князя Василия III.

В 1587 году пришла грамота на строительство каменного собора, причём из-за удалённости обители и смутных времён работы растянулись на четыре царствования и заняли в общей трудности 20 лет. В это время (с 1601 по 1605 годы) тут содержался в заключении сосланный по указанию Годунова и стриженный под именованием Филарета вельможа Феодор Никитич Романов, отец грядущего царя.

В допетровское время Сийский монастырь был одним из огромнейших на Российском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции древние документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (на данный момент — в РГАДА).

В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, тут его дядя был стряпчим и собственному племяннику он подарил тулуп. К концу XVIII века обитель захирела, по этому допетровские постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом сохранили начальный вид.

Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. Тут располагались также дом отдыха работников лесной индустрии, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. С 1970-х годов находился пионерский лагерь «Автомобилист» для малышей работников автотранспортных компаний Архангельска и Северодвинска, часть местности была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.

В 1992 году монастырь передан Российской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позднее архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря.

Строительные монументы

Троицкий собор с колокольней (слева) и надвратная церковь (справа)

Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдорвея Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в будущем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем был должен смотреть присланный из столицы мастер Захар. Практически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм соединяет приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на низких подпружных арках) и столичного (аркатурные звенья в пряслах западной стенки, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава зрительно доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Приблизительно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.

Шатровая Благовещенская церковь совместно с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за 5 лет на месте ранее существовавшего древесного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старенькой церкви, свидетельствуют атрибуты древесного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две маленькие главки над 2-мя престолами (утрачены), высочайший шатёр на некрупном восьмерике. Возможно, в одно время с трапезной была построена и монастырская колокольня. Точную дату её сооружения установить проблемно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдорвей Иоаннович, а освящение состоялось исключительно в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.

Святые врата с Сергиевской церковью и двуэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в просвет меж 1661 и 1687 годами. Совсем все работы были завершены исключительно в 1699 году. Сохранилась запись, что позже этот строительный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».

Жители

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010, Антониево-Сийский монастырь имеет статус деревни на местности Емецкого сельского поселения, в какой проживает 62 человека.

Перечень настоятелей Игумены Антоний Сийский (1520 — 7 декабря 1557) Геласий (1557-?) Геронтий (? −1577) Питирим (1578—1586, 1591—1597) Гермоген (1586—1587) Никандр (1588—1589) Иона (6 марта 1597—1634) Тит (1634—1637) Киприан I (1637—1640) Игнатий (1641—1643) Киприян II (1643) Феодосий (1644—1652, 1663 — 29 октября 1688) Корнилий (3 мая 1652—1658) Каллиник (1658—1661) Варфоломей (25 марта 1688 — июль 1692) Архимандриты Никодим (1692 — 18 июня 1721) Герман (16 января 1723 — 29 ноября 1725) Порфирий (17 декабря 1727 — 30 января 1730) Леонтий (Яковлев) (27 января 1742—1749, 1753 — 19 октября 1761) Серафим (25 марта 1749 — 18 ноября 1753) Гавриил (Огинский) (2 февраля 1762 — 27 января 1779) Парфений (Петров) (1779—1790) Аполлос (Терешкевич) (28 июня 1790—1803) Августин (Сахаров) (1803—1804) Кирилл (Киприянов) (1804—1806) Феофил (Монгольский) (1806—1810) Амвросий (Черноруцкий) (1810 — 11 октября 1817) Павел (Павлов-Морев) (11 октября 1817—1820) Вениамин (Смирнов) (5 апреля 1820—1839) Платон (Агриколянский) (20 июня 1839—1843) Анастасий (Ключарев) (12 мая 1843 — 22 марта 1851) Мельхиседек (18 августа 1853 — 13 апреля 1870) Савватий (Макаров) (1870—1888) Антоний (Постников) (12 марта 1888—1901) Николай (Варфоломеев) (Декабрь 1901—1902, 1906—1912) Филадельф (1902) игумен Иона (1902—1906) игумен, с 1904 архимандрит Евтихий (иеромонах) (15 сентября 1912 — 1 января 1913) Вениамин (Кононов) (1912—1918) Феодосий (1918) и/д, иеромонах Амвросий (1918) и/д, иеромонах Григорий (1918—1919) Иоанникий (1919) Гурий (30 июня 1919—1920) Трифон (Плотников) (1992 — 31 мая 2010) Варлаам (Дульский) (с 22 июля 2010) и. о. до 27 июля 2011 года

Озеро

Огромное Михайловское озеро на пейзаже Грабаря (1920). Вдалеке можно различить очертания монастыря.

Святое озеро находится приблизительно в 10 км от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию один крестьянин, длительно болевший проказой либо какой-нибудь другой подобною заболеванием, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг ощутил исцеление в ногах, а когда погрузился, то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Мамы. Благодаря случаю расчудесного исцеления озеро стали именовать Святым.

См. также

Вениамин (Смирнов, Василий Никифорович)

Прочитано 2156 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...