Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 17:51

Кенассы в Евпатории

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Кенасса
Кенассы в Евпатории

Вход в комплекс караимских кенасс в Евпатории
В какой стране находится: Россия/Украина[1]
Местоположение: г. Евпатория, ул. Караимская, 68
Какова конфессия: Караимизм
Кто автор проекта: Самуил и Соломон Бабовичи
Как долго продолжалось Строитель:ство: 1805—1815 годы
В каком состоянии: Действующая кенасса

Описание "Кенассы в Евпатории"

Координаты: 45°11′55″ с. ш. 33°22′27″ в. д. / 45.19861° с. ш. 33.37417° в. д. / 45.19861; 33.37417 (G) (O) (Я)

Караи́мские кена́ссы в Евпато́рии находятся на улице Караимской. Храмовый комплекс крымских караимов занимает 0,25 га и состоит из строения Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), строения религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградовый, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный). Давно являлся центром религиозной жизни караимов Евпатории. С 1837 года — духовный центр караимов Рф.

Содержание

1 История комплекса кенасс 2 Большая соборная кенасса 3 Малая кенасса 4 Газзаны 5 Дворики 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки

История комплекса кенасс

Статья по теме Караимы

Язык · Религия · Общины

Персоналии

Публичные деятели · Деятели культуры · Благотворители · Богословы · Фамилии

Святыни

Кенассы · Чуфут-Кале · Кладбища

Общественная жизнь

Периодика · Учебные заведения · Национальные съезды

п·о·р

Комплекс кенасс в составе Большой кенассы и Малой кенассы был построен сначала XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году было закончено строительство Большой соборной кенассы, а в 1815 году на месте обветшавшего караимского храма XVI века сооружено здание Малой кенассы.

Обе кенассы представляют собой двусветные строения зального типа с окнами, расположенными в два уровня. В Большой кенасса верхний ряд окон имеет стрельчатое окончание, в Малой — полукруглое. Северные фасады обрамлены остеклёнными арочными галереями-верандами («азара»), где ждали начала службы старейшины общины. Входы в строения выполнены в форме стрельчатых арок, увенчанных резьбой по камню. Кровля построек — черепичная четырёхскатная.

В 1859 в честь посещения кенасс царем Александром I был установлен мраморный обелиск.

В 1927 году оба храма были закрыты. В 1942 году, во время германской оккупации, была открыта Малая кенасса, тогда же в Большой кенассе был воссоздан музей караимов. Последнее закрытие храма вышло в 1959 году.

В различные годы в зданиях комплекса размещались разные русские учреждения: антирелигиозный музей, курсы медсестер, спортивные секции, детский сад, бюро технической инвентаризации, краеведческий музей.

С 1991 г. фаворитом Евпаторийской караимской религиозной общины является Виктор Захарович Тирияки. По его инициативе был сотворен фонд восстановления Малой кенассы в Евпатории. В 1998—1999 гг. он управлял строй работами по восстановлению монумента.

13 сентября 2005 кенасса была опять открыта.

В 2007 была закончена реставрация мраморного обелиска, на вершине которого, после долгого отсутствия, был восстановлен двуглавый орёл из позолоты.

Комплекс кенасс — монумент архитектуры XVIII в. муниципального значения. В текущее время в нём проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», также расположены маленький музей караимской культуры и кафе караимской кухни под заглавием «Караман».

Большая соборная кенасса

Интерьер Большой соборной кенассы

Построена в 1805—1807 гг. Предназначается для торжественных богослужений.

Вновь открыта 9 сентября 2005.

Малая кенасса

Интерьер Малой кенассы после реставрации

Построена в 1815 году.

Малая кенасса употребляется для богослужения в будние деньки и обыденные субботы.

Сохранилась каменная лестница, которая вела к отдельному входу на зарешечённый балкон для караимских дам.

Древний алтарь Малой кенассы ранее находился в караимской кенассе городка Галич.

Здание Малой кенассы восстановлено силами караимов в 1999 году. Освящение состоялось 4 сентября 1999 года.

Караимский лапидарий

Газзаны

Имя Годы жизни Годы служения Комменты Алты-Ока, Аарон Авраамович 1797—1865 Старший газзан Бабаджан, Авраам Исаакович 1790—1855 Газзан Малой кенаса 12 лет Джигит, Соломон Юфудович 1874—? 1944—1946 Газзан Дубинский, Сима Хилькиевич 1898—1902 Старший газзан Ельяшевич, Борис Саадьевич 1881—1971 1915—1929, 1946—1971 Старший газзан Ефет, Авраам Моисеевич 1833—1896 1865—1896 Старший газзан Кальфа, Рафаил Яковлевич ?—? 1941—1944 Газзан Катык, Арон Ильич 1883—1942 1916—1922 Старший газзан Луцкий, Авраам Иосиф-Соломонович 1793—1855 1844—1855 Старший газзан Луцкий, Иосиф-Соломон Моисеевич 1768—1844 1803—1844 Старший газзан Нейман, Самуил Моисеевич 1844—1916 1895—1916 Младший газзан Султанский, Исаак Мордехаевич 1824—1899 Старший газзан Тирияки, Виктор Захарович род. 1955 г. с 1991 г. Газзан обеих кенас Дворики Меж зданиями анфиладой размещаются три дворика, где верующие собирались перед службой и проходили собрания общины. 1-ый дворик начинается от головного входа, пышноватый ренессансный портал которого с причудливыми коваными воротами сооружен в 1900 году. Дворик припоминает коридор, обрамлённый глухими аркадами. Над головой — беседка, увитая виноградом (самой старенькой лозе — около 150 лет), в нишах и на пилонах плиты из белоснежного итальянского мрамора с цитатами из Священного писания и именами филантропов. В глубине дворика возвышается мраморный обелиск в память о посещении кенасс царем Александром I. В одной из ниш — фонтан. Последующий, практически квадратный в плане, дворик обрамлён мраморной аркадой и замощён мраморными плитами, за ним дворик ожидания со скамьями, где находятся входы в храмы. Завершает ансамбль маленькой садик с железной беседкой. Тут вырастают кустики лимонка, который считается священным растением у караимов, так как в каждом плоде лимонка содержится 613 зёрен, что соответствует числу заповедей Торы.

Прочитано 1164 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Кентерберийский собор Кенасса во Вроцлаве »