Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Ясная Гора

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Ясная Гора
польск. Jasna Góra
В какой стране находится: Польша
В каком городе: Ченстохова
Какова конфессия: Католицизм
Орденская принадлежность: паулины
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1382 год
Какие имеет святыни и реликвии: Ченстоховская икона Божией Матери
Статус: Действующий монастырь
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Ясная Гора"

Координаты монастыря: 50°48′45″ с. ш. 19°05′49″ в. д. / 50.81250° с. ш. 19.09694° в. д. / 50.81250; 19.09694 (G) (O) (Я)

Ясная Гора, Ясна Гура (польск. Jasna Góra) — католический монастырь в польском городке Ченстохова. Полное заглавие — Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskiej). Принадлежит монашескому ордену паулинов.

Ясногорский монастырь известен лежащей тут Ченстоховской иконой Божией Мамы, почитаемой величайшей святыней католиками и православными. Ясная Гора — монумент истории, главный в стране объект паломничества, также знак государственного единства польской цивилизации.

Содержание

1 История 2 Территория и строения 2.1 Укрепления 2.2 Колокольня 2.3 Капелла Девы Марии 2.4 Собор Святого Креста и Рождества Богородицы 2.5 Ризница 2.6 Библиотека 2.7 Рыцарский зал 2.8 Остальные 3 Паломничества 4 Монастырь в литературе 5 Примечания 6 Ссылки

История

Ченстоховская икона Божией Мамы

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холмике рядом с городом Ченстохова. Новенькая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной тогда церкви ордена — храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из городка Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в древнем манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.

На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация вида проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Неидеальные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали через свежайшую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии.

Я. Суходольский. Оборона Ясной Горы в 1655 году

В XV веке в монастыре был построен новый собор. Сначала XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён массивными стенками, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись грозной проверке на крепкость во время так именуемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское пришествие развивалось быстро, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону неприятеля; повелитель Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября такого же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенкам Ясной Горы. Невзирая на неоднократное приемущество шведов в живой силе (шведов было около 3 тыщ против 170 боец, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение биться. Геройская оборона монастыря вынудила захватчиков отойти и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как волшебство Богородицы. Вернувшийся из изгнания повелитель Ян Казимир в процессе «львовских обетов» торжественно выбрал Деву Марию покровительницей царства.

О том, что из себя представляла обитель в конце XVII века, можно выяснить из путных записок москвича П. А. Толстого:

От того места Честохова с полверсты кляштор, другими словами монастырь, каменной Пресвятыя Богородицы, построен на высочайшей каменной горе. Тот кляштор величавой, в нем костелы каменные предивным строением, снаружья многие значительные резбы каменные. Кругом того кляштора ров величавой, выкладен камнем, белоснежным и сероватым, одичавшим; ограда около того кляштора каменная. В тот кляштор ворота одни каменные; в тех воротах всегда стоит караул, салдаты с ружьем по 20 человек. В том кляшторе аптека значительная, величавая, в какой я лицезрел много всяких фармацевтических средств, и убор всякой в той аптеке значительной. В том кляшторе всякой законник имеет для себя необыкновенную келью, и друг к другу не достаточно прогуливаются. Кельи все построены рядом, каменные, предивные, толко невеликие; меж келей поделаны переходы широкие, значительные, каменные. В том кляшторе есть академия, учатца высочайшим наукам, даже и до филозофии. А где у их бывают диспуты, и для того особенная зделана полата величавая. Тот кляштор древняго строения, на том месте от начала собственного имеет быть бездвижно 360 лет, подданных имеет под собою 206 дворов. В том кляшторе в костелах всякие богатства, данные от приходящих молебщиков, которых в том кляшторе всегда бывает со всех боков огромное количество, и из далных християнских краев приезжают много народу.

Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в процессе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, но они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании вида. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Малыша и Мамы Божией корон символизировало необыкновенную значимость иконы и её чудотворность.

После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский повелитель Станислав Понятовский отдал приказ сдать монастырь русским войскам. 2-ой раз монастырь был занят российской армией в 1813 году в процессе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским полководцам перечень иконы, который позже хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Муниципальный музей истории религии. Российская армия разрушила крепостные стенки Ясной Горы, но, в 1843 году Николай I повелел вернуть их. Стенки были построены, вобщем, в несколько другой конфигурации, чем ранее.

В критериях, когда Польша была разбита меж другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были необходимыми знаками единства цивилизации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После угнетения восстания некие из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и отправлены в Сибирь.

Во время 2-ой мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены, а монахи находились под наблюдением гестапо. Икона была заменена копией, а оригинал спрятан под одним из столов в монастырской библиотеке. Германские власти пробовали использовать монастырь для собственной пропаганды, а именно Ясную Гору два раза посетил губернатор Ганс Франк. 16 января 1945 года неожиданная атака русских танков на Ченстохову (батальон Хохрякова из 54 гв. танковой бригады) привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.

Папа Бенедикт XVI во время визита на Ясную Гору в 2006 году

По воспоминанием Бориса Полевого, перед уходом монастырь был заминирован:

Мы вышли из храма. Снег совершенно закончился, и луна, светя в полную силу, заливала все подворье. В фиолетовом её свете как-то в особенности прекрасно выделялись пухлые белоснежные подушки, покрывавшие с подветренной стороны сучья, стенки храма, штабель пузатых мин. Сержант Корольков посиживал на этом штабеле и курил, а его монашеская команда теснилась около, напоминая стайку грачей. При виде нас он вскочил, лихо откозырял. Монахи тоже вдруг растянулись. Сходу стало видно, что он недаром провел с ними время. — Разрешите доложить, разминирование закончено. 30 6 авиабомб извлечены и разряжены. Отысканы два взрывателя: один ударный — ловушка в пролазе, другой, хим, с дистанцией дней на 10. Вот они. — Он показал на два каких-либо прибора, лежавших в сторонке на доске.

— Борис Полевой — «До Берлина — 896 километров», воспоминания

После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в денек трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились тут об освобождении брошенного в кутузку коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после чего.

В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Глобальный денек молодёжи, в каком принял роль папа римский Иоанн Павел II, и в процессе которого паломничество к иконе сделали более миллиона человек, в том числе и существенное количество юных людей из СССР, что стало одним из ярчайших свидетельств падения стального занавеса.

Территория и строения

Ясногорский монастырь размещен на холмике высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря доминирует над городом Ченстохова и видна примерно с 10-километрового расстояния от монастыря. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские строения окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в деньки огромных праздничков вполне заполняется паломниками.

План Ясной Горы: А — Врата Любомирских; B — Врата Божьей мамы Царицы Польши; C — Врата Богородицы скорбящей; D — Валовые врата (Ягеллонские); E — Зал Марии; F — Царский бастион, (Потоцких); G — Монумент Августину Кордецкому; H — Сокровищница, I — Алтарь на козырьке; J — Бастион св. Троицы (Шанявских); K — Монумент Иоанну Павлу II, L — Бастион Морштынов; М — Врата Иоанна Павла II (заезд); N — Бастион св. Варвары (Любомирских); O — Дом музыкантов; P — Вечерник; R — Сад; S — Церковь Яблоновских (часовня Сердца Иисуса); T — Церковь Денгофов (церковь св. Павла Первого Отшельника); U — Вход на башню; V — Церковь св. Антония; W — Царские покои; X — Базилика; Y — Ризница; Z — Церковь МБ Ченстоховской; a — Рыцарский зал; b — Сад монастыря; c — Трапезная и библиотека, d, e — Монастырь; f — Колодец; g — Музей 600-летия; h — Арсенал, i — Хозяйственный двор; j — Главный двор; k — Монумент кард. Стефану Вышиньскому Укрепления

Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам размещаются массивные бастионы стреловидной формы. Бастионы носят имена:

бастион Морштынов бастион св. Барбары (либо бастион Любомирских) царский бастион (либо бастион Потоцких) бастион Св. Троицы (бастион Шанявских) Колокольня Колокольня Собор Вотивные предметы на стенках капеллы Девы Марии Рыцарский зал Паломники в монастырь на праздничек Успения (2005 год) Скульптура Папы Иоанна Павла II

Высочайшая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Пару раз она мачалась от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с наружной стороны размещаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня декорируют 4 скульптуры — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Ядвиги. На верхний, 5-ый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре скульптуры Учителей Церкви — св. Альберта Величавого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена скульптура ворона с кусочком хлеба во рту (знак ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом, который ночами ярко подсвечен.

Капелла Девы Марии

Капелла, в какой хранится Ченстоховская икона Божией Мамы — сердечко монастыря. Начальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (на данный момент это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю величавым канцлером Оссолинским в 1650 году и до сего времени остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стенки покрыты вотивными дарами. В левой стенке захоронен останки Августина Кордецкого, настоятеля, управляющего обороной монастыря от шведов.

Собор Святого Креста и Рождества Богородицы

Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старенькое сооружение монастыря, его сооружение началось сначала XV века. В текущее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.

В 1690 году большой пожар фактически уничтожил интерьер храма. В 1692—1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.

Трёхнефный собор — один из наилучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Посреди бессчетных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св. Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.

Ризница

Ризница (сакристия) находится меж собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году, её длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, стенные росписи также относятся к XVII веку.

Библиотека

Монастырь располагает широкой библиотекой. Посреди уникальных библиотечных экземпляров 8 000 древних печатных книжек, также огромное число манускриптов. Многие из их составляли ядро так именуемый коллекции Ягеллонов, которая в своё время была завещана монастырю.

Новое здание библиотеки было выстроено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неведомого итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы употребляется для конференций польского католического епископата.

Рыцарский зал

Рыцарский зал размещен повдоль южного фасада монастыря сзади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стенки зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют более значимые действия истории монастыря. В далеком конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

Остальные

В комплекс монастырских построек также входят жилые помещения монахов, арсенал, музей 600-летия монастыря, царские покои, переговорный зал и др.

Паломничества

Поезд пришел в Ченстохов рано с утра. От вокзала до монастыря, стоявшего на высочайшем зелёном холмике, было далековато.

Из вагона вышли богомольцы — польские фермеры и крестьянки. Посреди их были и городские мещанины в пыльных котелках. Старенькый, тучный ксендз и мальчики-причетники в узорчатых облачениях ожидали богомольцев на вокзале.

Здесь же, около вокзала, процессия богомольцев выстроилась на пыльной дороге. Ксендз благословил её и пробормотал в нос молитву. Масса упала на колени и поползла к монастырю, распевая псалмы.

Масса ползла на коленях до самого монастырского собора. Впереди ползла седоватая дама с белоснежным неистовым лицом. Она держала в руках чёрное древесное распятие.

Ксендз медлительно и флегмантично шел впереди этой толпы. Было горячо, пыльно, пот катился по лицам. Люди осипло дышали, яростно оглядываясь на отстающих.

Я схватил бабушку за руку. — Для чего это? — спросил я шепотом.

— Не страшись, — ответила бабушка по-польски. — Они грешники. Они желают вымолить прощение у пана бога.

— Константин Паустовский — Книжка о жизни. Дальние годы

Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Обычно, организованные группы паломников собираются в примыкающих с Ченстоховой городках и потом идут в Ясную Гору пешком. По давнешней благочестивой традиции, обитатели тех населённых пт, через которые проходят паломники, предоставляют кров и пищу нуждающимся в их.

В особенности огромное число паломников бывает в празднички, посвящённые Богородице, в особенности в денек Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в сей день, превосходит 200 тыщ человек.

Монастырь в литературе

Оборона Ясногорского монастыря от шведов в 1655 году описана на страничках исторического романа Г. Сенкевича «Потоп». В воспоминаниях Бориса Полевого «До Берлина — 896 километров» описано разминирование монастыря и иконы

Прочитано 4253 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Яганг-лакханг