Калмыкия • Тыва • Бурятия
Персоналии Заяев • Бадмаев • Ульянов Доржиев • Тёпкин • ИтигэловЦыденов • Тыниссон • Цыбенов • Дандарон • Уланов • Жалсараев
Омбадыков • Нидал • Аюшеев Джампа Тинлей • Еше Лодой Самаев • Поздняков
Организации ЦДУБР • БТСР • ОБК • Майдар • УКЛРТ • РАБАПТКК • Дже ЦонкапаХрамы и монастыри
Иволгинский • Тамчинский Ацагатский • Анинский Хойморский • КыренскийЭлистинский • Городовиковский • Ульдючинский • Хошеутовский • Сякюсн-Сюме • Устуу-Хурээ
Петербургский • Иркутский Читинский • Качканарский Буддавихара • Дальма-са
Титулы, определения, понятия Пандита-Хамбо-лама Камбы-лама • Шаджин-лама Хамбо • Ринпоче • Тулку • ЛамаДацан • Хурул • Субурган
Российская буддология
Васильев • Ольденбург Обермиллер • Позднеев Цыбиков • Владимирцов Щербатской • Барадийн Рерих • Рудой • Торчинов п·о·рХойморский дацан «Бодхидхарма» (истор. назв. Хандагайтайский; разг. Аршанский) — буддийский храм-монастырь в посёлке Аршан Тункинского района Бурятии, основанный Агваном Доржиевым. Центральный храм бурятской ЦРО «Майдар».
История
В 1917 году, по требованию монахов и мирян Тунки, желавших перенести на новое место тункинский Кыренский дацан, хамбо-лама Агван Доржиев обусловил место его строительства у подножия горы Мундарга Тункинских гольцов. По окончании строительства обитатели близлежащих сёл построили для Доржиева, нередко навещавшего дацан, личный дом.
В 1927 году дацан был закрыт; в 1930-х годах большая часть лам и хувараков было репрессировано. Всё имущество дацана было передано в колхозы им. Сталина и им. ЦК ВКП(б) Толтойского сельсовета; несколько домов священнослужителей были переданы курорту «Аршан». Основное здание дацана отошло колхозу села Галбай.
Личный дом Доржиева был вывезен в село Номто-Хобок под почту. Сначала 1990-х по требованию верующих колхоз «Восточные Саяны» передал этот дом под новое здание дацана, восстанавливаемого в местности «Святая поляна» близ посёлка Аршан. В 1991 году дацан был освящён Данзан-Хайбзун Самаевым, находившимся в должности настоятеля санкт-петербургского дацана Гунзэчойнэй, и получил имя «Бодхидхарма». На местности дацана были построены две ступы, а прошлый дом Доржиева стал основным храмом комплекса.
В 1999 году, с момента основания Самаевым ЦРО «Майдар», Хойморский дацан стал штаб-квартирой организации. Сегодняшний настоятель, Данзан-Даши Шаглахаев, избранный на должность в 1996 году, является сразу и главой «Майдара».
Культовая и хозяйственная практика
Ещё до Октябрьской революции, по настоянию Доржиева, в дацане были введены порядки, позже получившие развитие в обновленческом движении в буддизме в 1920-е годы. Так, всё имущество дацана было признано коллективной собственностью коммуны монахов, насчитывавшей до 200 человек. Монахи вели собственное хозяйство: сами сеяли хлеб, выращивали картофель и т. п. Кроме неотклонимой буддийской образовательной программки, в монастыре специально преподавался российский язык.
Дацан имел отличия и в ритуально-культовой практике; так, общебуддийский Майдари-хурал праздновался не 4-го, а 15-го числа (другими словами в полнолуние) лунного месяца; причём в церемонии круговращения «зелёного коня», присутствующей в этом хурале, этот знак был заменён «белым слоном». Дацан высылал и каждогодний обряд поклонения «Престолу Чингис-хана» (монг. Чингисийн ширээ) в одноимённой местности Тункинской равнины. Сегодняшний штат духовенства по способности поддерживает эти традиции.
Библиография
Шаглахаев Д. В. Прошедшее и истинное Хойморского дацана. — Улан-Удэ, Изд-во Хойморского дацана «Бодхидхарма», 2005Координаты монастыря: 51°54′47″ с. ш. 102°24′44″ в. д. / 51.91306° с. ш. 102.41222° в. д. / 51.91306; 102.41222 (G) (O) (Я)