Церковь в селе Киш (азерб. Kiş məbədi) — христианская церковь XII—XIII веков в селении Киш в 5 км к северу от городка Шеки на местности современного Азербайджана.
Содержание
1 История 2 Исследования 3 Фотогалерея 4 ПримечанияИстория
Согласно армянскому историку Мовсесу Каганкатваци, в I веке н. э. Святой Елисей, ученик апостола Фаддея, прибыл в местечко по имени Гис, где он выстроил церковь и проповедовал христианство. Церковь, в скором времени, стала «духовным центром и местом просвещения людей Востока». Рядом с местом Гис Святой Елисей был убит неведомыми около языческого алтаря.
Ко времени прихода российских на Кавказ Киш был одним из сёл, население которых продолжало обдумывать себя удинами. Согласно Роберту Хьюсену, судя по всему, удинский язык преобладал в регионе прямо до XIX века. Хотя многие армяне поселились тут, бежав от тюркско-монгольских вторжений, ещё больше армян переселилось в регион после прихода российских сначала XIX века.
Исследования
В 2000—2003 годах МИД Норвегии финансировало кооперативный проект Азербайджанского института строительства и архитектуры и Норвежского гуманитарного предприятия по археологическому исследованию и реставрации церкви в Кише. Управляющим раскопок был доктор Вилаят Керимов из Бакинского института, а археологическим советником Дж. Бьернар Стурфиел, директор исследовательского центра Тура Хейердала в Айлсбери, Великобритания. Радиоуглеродный анализ разных предметов, отысканных на участке проведения работ, показал, что культовый участок, обнаруженный под алтарём церкви, относится примерно к 3000 году до н. э., в то время как имеющееся здание церкви было построено около XII века (в 990—1160 годах н. э.).
Имеющееся здание церкви не может быть датировано периодически Святого Елисея, но археологические находки демонстрируют, что церковь размещена на местности, использовавшейся для отправления культовых обрядов с стародавних времен. Маловероятно, что Святой Елисей выстроил церковь в современном осознании этого слова. Если таковой исторический деятель вправду существовал, то он вероятнее всего воздвиг только алтарь либо же использовал существовавшее языческое сооружение.
Бьернар Стурфиел заявил журнальчику Azerbaijan International, что есть чёткие подтверждения того, что эта церковь была построена как диофизитская. Раскопки проявили, что в церкви сохранились следы 2-ух периодов использования, с 2-мя различными соответствующыми уровнями пола. Согласно Стурфиелу, архитектура апсиды начального строения церкви показывает на диофизитскую христологию, а потому что Грузинская Правоверная церковь была единственной диофизитской церковью на Кавказе в позднесредневековый период, то уместно будет представить, что церковь была вначале построена как грузинская, а позднее занята монофизитами. Бьернар Стурфиел отмечает, что мировоззрение Фариды Мамедовой о том, что церковь в селе Киш основна в конце I века н. э., не достoйно научного внимания, не подтверждается археологией, а самые ранешние церковные строения в мире относится только III веку.