Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 18:22

Церковь Святого Николая Чудотворца (Изки)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Церковь
Церковь Святого Николая Чудотворца
укр. Церква Святого Миколи Чудотворця
Ізки, Церква Св. Миколи Чудотворця 2010  6009 .jpg
Церковь Святого Николая в Изках
В какой стране находится: Украина
Местоположение: Изки
Какова конфессия: Украинская грекокатолическая церковь
Епархия: Мукачевская
Тип: здания Церковь
В каком архитектурном стиле: деревянная архитектура
Первое упоминание: 1751 год
Когда основан (Дата основания): XVII век
Основные даты:
1798 — Появление современного здания церкви
Какие имеет святыни и реликвии: иконостас, иконопись и резьба XVIII века, деревянная люстра, икона «Богоматерь Одигитрия с пророками»
В каком состоянии: Удовлетворительное

Описание "Церковь Святого Николая Чудотворца (Изки)"

Координаты: 48°39′06″ с. ш. 23°21′56″ в. д. / 48.6517028° с. ш. 23.3657472° в. д. / 48.6517028; 23.3657472 (G) (O) (Я)

Церковь Святого Николая Чудотворца (укр. Церква Святого Миколи Чудотворця) либо же просто Николаевская церковь — древесная церковь в селе Изки, Межгорский район, Закарпатская область, Украина. Является традиционным примером "верховинского барокко" и наибольшим по размерам храмом посреди так именуемых памятников межгорской группы.

Содержание

1 Архитектура 2 История 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки

Архитектура

Храм Николая в Изках больший по размерам посреди всех памятников межгорской группы. В нём очень успешно найдены пропорции объёма и в особенности ритм арок галереи-крыльца с шестью резьблёными столбиками и низкой аркадой на втором ярусе бабинца. Благодаря тому, что верхние арки меньше полкруга, они кажутся вроде бы сжатыми меж опасанием и карнизом кровли церкви. Срезы креплений, которые поддерживают опасание и кровлю крыльца, также концы колод арки-выреза, соединяющие бабинец с нефом, изготовлены рукою профессионального мастера.

Сначало церковь выстроили из смерековых брусов в бойковском стиле с 3-мя верхами. На это указывают определённые элементы снутри сооружения. Сейчас церковь является традиционным примером "верховинского барокко". С совершенным вкусом и чувством пропорций скомпонованы объёмы нефа, алтаря и высочайшей башни со тонким, чётко разработанным окончанием. Опасание опирается на любопытно профилированные выпуски брусов, прекрасная аркада крыльца спрятана за дощатыми стенками.

Угловые соединения смерековых брусов изготовлены врубками в обычной замок с обоесторонним вырезом и прямым сокрытым шипом. Покрыта гонтом. К центральному прямоугольному срубу с запада и востока прилегают более узенькие прямоугольные срубы. К западной стенке бабинца пристроена ажурная двухъярусная галерея. Аркада верхнего яруса галереи обходит бабинец с трёх сторон. Коробовый свод нефа и плоское перекрытие бабинца накрыты высочайшей крышей. Над бабинцом высится квадратная каркасная колокольня, разделённая карнизом на две части, в высшей части с четырёх сторон размещены циферблаты. Башня увенчана многоярусным барочным окончанием.

К северо-востоку от церкви построена высочайшая трёхъярусная квадратная каркасная колокольня. Её поддашье плавненько перебегает в вертикальный объём второго яруса, декорированного в высшей части узеньким арочным пояском. В 3-ем ярусе прорезаны прямоугольные отверстия, закрываемые ставнями. Колокольня покрыта четырёхскатной шатровой крышей с заломом. Нижний ярус башни зашит досками, 2-ой - покрыт гонтом.

В достаточно высочайшей башне применены отдельные элементы старых оборонительных башен, но уже в декоративной трактовке. Её нижний ярус завершён очень широким опасанием с кровлей мягеньких контуров, которая плавненько перебегает во 2-ой ярус, где по верху проходит пояс маленьких бойниц-арок. 3-ий низкий ярус колокольни увенчан пирамидальным верхом с одним заломом, как в бойковских храмах. Массив этого сооружения обычный, членения ясные, а мелкие бойницы-арочки в окончании второго яруса контрастируют с его большенными формами, по этому она приобретает монументальное выражение.

История

В 1751 году в Изках было три древесных церкви, а Николаевская в этот период ремонтировалась, а означает, она была построена по последней мере в XVII веке либо ещё ранее. 1798 год является годом перестройки церкви.

Результаты натуральных исследовательских работ позволяют представить, что церковь была построена в XVII веке, от этого периода сохранились главные срубы стенок, нижние венцы срубов и верхов и другие следы перестроек. При перестройке церковь заполучила собственный нынешний вид.

В храме хранится расчудесная икона Богородицы, нареченная выдающимся искусствоведом Григорием Логвиным?! "Закарпатской мадонной". К огорчению, вся древняя живопись храма была не так давно закрашена заблудшими "живописцами". Сохранены эталоны народной резьбы по дереву - иконостас XVIII века, канделябры, древесная люстра. Различные надписи донесли до нас имена людей, причастных к обустройству церкви: иконы святочного ряда "порисовал священник иерей Максим Марусинич", икону Потаенной Вечери "справил иерей Григорий Лучинец...25 сентября 1730 года", икону Богоматери купил "Пётр Келечинский...за своё отпущение грехов", икону святого Николая "справил" священник иерей Пётр Криванич с семьёй.

Около церкви стоит древесная колокольня архаичной формы и редкостных пропорций. Это единственная на Закарпатье колокольня такового типа - вся устремлённая ввысь, она как будто поддерживает вертикальный взлёт башни церкви. Сооружение - каркасное, широкая база перебегает выше опасания в высочайший стройный объём. Голосницами служат окна со ставнями, также низкая аркада. Художественно безупречно решена шатровая крыша колокольни с одним заломом. О колокольне, как и о церкви, хлопочут как могут, равномерно увеличивая количество блях на ней. Башня церкви также покрыта металлом. Но летом 2005 года усилиями общественности крыши получили новое гонтовое покрытие.

Храм в Изках является типичным музеем украинского искусства XVI-XIX веков. В нём хранится огромное количество высококлассных произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства. Икона "Богоматерь Одигитрия с пророками" принадлежит к верхушкам украинской живописи XVI века: написанная только белилами, сажей и жёлтой и красноватой охрой, она создаёт необычное воспоминание утонченностью собственного колорита. Её смело можно именовать "Закарпатской мадонной", потому что тут мастер отдал свою интерпретацию виду Марии. Она не наследует ни серьезный иератический тип Богоматери "Одигитрия", ни лирическое "Умиление". Живописец пишет молоденькую матерь с малышом на руках так, как в "Одигитрии", но придаёт ей другую позу: она немного наклонила голову к ребёнку. Одной рукою Мария поддерживает дитя, а в другой держит веточку сирени. Серо-синий мафорий, написанный только сажей и белилами, декорирует охристо-розовый лик Богоматери. У неё расчудесный овал лица с мягеньким узеньким подбородком и очень широким лбом. На лице, модулированном только чёрной линией и лёгкими полутонами охристо-розового цвета, на котором еле-еле приметны красноватые уста, выделяются неописуемо огромные чёрные глаза с большущими зеницами. Её взор с выражением непомерной печали ориентирован будто бы сам в себя. В этой иконе живописец сумел отразить не только лишь мучения украинских дам, их любовь и верность, да и печаль и горе всех матерей, сумел сделать возвышенный и поэтичный образ.

Живопись иконостаса (конец XVIII века) принадлежит мастеру необыкновенного характера, который обладает огромным декоративным чутокём, монументалисту по собственной натуре. Широкая манера письма проявляет в нём прирождённого мастера фрески. Он любит типаж с широкими открытыми лбами, с большенными очами, фигуры стройных пропорций. Его образы по-настоящему народные, украинские, они выполнены с высочайшим достоинством, внутренней сосредоточенностью и величием.

Прочитано 641 раз Последнее изменение Четверг, 14 Май 2015 18:31

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...