Базилика Ахиропиитос (греч. (Παναγία) Αχειροποίητος, Acheiropoiitos) — раннехристианская базилика в городке Салоники. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включена в список объектов Глобального наследства.
Содержание
1 История сотворения 2 Архитектурные изыски 3 Внутреннее убранство 4 Ссылки 5 ЛитератураИстория сотворения
Базилика Архиропиитос — одна из самых древних сохранившихся до нашего времени раннехристианских базилик. Построена она на месте развалин римского строения, мраморные полы которого были обнаружены под восточным скатом базилики. Возможно, это был комплекс публичных бань, часть которого заняла церковь (восточная и северная части бань продолжали употребляться по предназначению после основания храма).
Согласно надписям, изготовленным на кирпичах, использованных при строительстве базилики, её постройка датируется 447-448 годами. Эту датировку также подтверждает мозаичная надпись, обнаруженная у южного свода — в ней упоминается Андреас, сделавший значимые пожертвования для храма. Этот Андреас отождествляется со священником, который представлял архиепископа Салоник на Халкидонском соборе и от имени которого 13 октября 451 года поставил свою подпись на актах Собора.
Интерьер базиликиБазилика стала первой церковью Салоник, обращённой в мечеть при турецком завоевании. Султан Мурад II после захвата городка в 1430 году повелел сделать надпись на одной из мраморных колонн северного ската церкви: «Султан Мурад захватил город Салоники в 833 году».
Заглавие «Ахиропиитос» (греч. «нерукотворный») стало распространённым с XII века. Возможно, оно вышло от находившейся в церкви иконы Богородицы, почитавшейся чудотворной и считавшейся нерукотворного происхождения.
Архитектурные изыски
Базилика имеет древесную кровлю с 3-мя скатами. Центральный скат, длиной около 37 метров и шириной 15 метров с восточной стороны завершается аркой в форме полушария, которая и образует алтарную часть храма. Сначало церковь была окружена двором с колоннадой, примыкавшим с запада к внешнему нефу (сохранились только следы внешнего нефа на западной стенке).
К центру южной стенки был пристроен придел. Аналогично ему был построен придел в восточном окончании северного ската базилики (отреставрирован в XX веке).
Мозаики Один из сорока Севастийских страдальцевВнутреннее убранство
Средняя часть базилики огорожена цельными колоннами, не имеющими вертикальных желобков. Капители колонн относятся к коринфскому ордеру и имеют два ряда листьев, схожих на узоры. Их создание относят к периоду правления правителя Феодосия (возможно они были взяты из более старой постройки).
На внутренней части сводов и на колоннадах сохранились мозаичные полотна, на которых на золотом фоне изображены растительные сюжеты и птицы. На южном скате над колоннадой сохранились фрески начала XIII века, на которых изображены до пояса либо в полный рост 40 Севастийских страдальцев. На фресках приметны следы разрушений, причиненных им в период турецкого владычества.