Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Суббота, 09 Май 2015 21:48

Старое христианское кладбище (Одесса)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Старое христианское кладбище
В какой стране находится: Российская империя
Координаты кладбища: 46°28′00″ с. ш. 30°43′50″ в. д. / 46.46667° с. ш. 30.73056° в. д. / 46.46667; 30.73056 G O Я Координаты кладбища:: 46°28′00″ с. ш. 30°43′50″ в. д. / 46.46667° с. ш. 30.73056° в. д. / 46.46667; 30.73056 G O Я
Когда основан (Дата основания): 1790-е
Первое захоронение: 1790-е
Последнее захоронение: 1920-е
Прежние названия Первое христианское кладбище
Численность захороненных: 200000 захоронений
Национальный состав представители всех народов, населявших Одессу
Конфессиональный состав: православные, католики, караимы, иудеи, магометане
Действующий Статус: уничтожено в 1930-х годах

Описание "Старое христианское кладбище (Одесса)"

Ста́рое христиа́нское кла́дбище в Оде́ссе (другие наименования — 1-ое христианское кладбище, Преображенское кладбище) — комплекс кладбищ в городке Одесса, существовавший с момента основания городка по начало 1930-х годов, когда он был уничтожен совместно со всеми монументами и могилами. На местности кладбища был разбит парк культуры и отдыха — «Парк Ильича» (потом «Парк Преображенский») и зоопарк. Захоронения на кладбище проводились до 2-ой половины 1880-х годов, потом были запрещены из-за отсутствия места; выдающиеся личности, по специальному разрешению, и наиблежайшие родственники уже захороненных хоронились прямо до ликвидирования кладбища в 1930-х годах. На кладбище было захоронено около 200 тыщ человек, включая первостроителей и первых обитателей Одессы.

Содержание

1 История 2 Описание 3 Ликвидирование 4 Планы предстоящего использования местности бывшего кладбища 5 См. также 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки 8.1 Статьи в газете «Вечерняя Одесса»

История

Кладбищенская церковь Всех Святых. Литография 2-ой половины XIX века

Старенькые городские кладбища, разделённые по исповеданию покойного — христианское, еврейское (1-ые захоронения на еврейском комплексе кладбища датировались 1792 годом), караимское, мусульманское и отдельные участки захоронения самоубийц, погибших от чумы и воинские — появились в Одессе в период её зарождения в самом конце Преображенской улицы. С течением времени территория этих кладбищ соединилась воедино и это кладбище стали именовать Старенькым, Первым либо Преображенским кладбищем Одессы.

За годы существования кладбище повсевременно расширялось, достигнув к началу ХХ века площади в 34 гектара, стало занимать местность меж улицами Мечникова и Ново-Щепным рядом, переулками Высочайшим и Трамвайным, также образовавшуюся повдоль улицы Водопроводной «Чумную гору». Сначала кладбище было окопано рвом, а потом обнесено каменной стенкой. 25 августа 1820 года состоялось освящение кладбищенского православного храма во имя Всех Святых, строительство которого было начато в 1816 году. В 1829 году была сооружена богадельня, основание которой было положено взносом вдовы 1-го из первых городских голов и обеспеченного негоцианта Лены Кленовой, в 6 тыщ рублей. В её честь одно из отделений называлось Еленинским. Богадельня была построена неподалеку от храма. Позже, уже на средства Г. Г. Маразли и по проекту конструктора А. Бернардацци, было сооружено новое здание богадельни (по адресу улица Мечникова, дом 53), а в 1888 году по проекту конструктора Ю. М. Дмитренко по адресу улица Новощепной ряд дом 23 было выстроено здание детского приюта.

В марте 1840 года состоялись торги на отдачу в попорядку рытья могил на кладбище. С 5 июня 1840 года была установлена последующая плата: для дворян, чиновников, негоциантов и иноземцев — летом 1 рубль 20 копеек серебром; зимой — 1 рубль 70 копеек; для деток обозначенных сословий — 60 и 80 копеек соответственно; мещане и остальные звания — 50 и 75 копеек, а их малыши — 40 и 50 копеек соответственно. С бедных плата не взималась. В следующий период существования кладбища эта плата пару раз повышалась.

До 1841 года за порядком на кладбище следило несколько организаций — городской приказ публичного презрения, духовный приют православной церкви Во имя Всех Святых и совет Евангелической церкви. С 1841 года всё кладбище (кроме участка Евангелической церкви) было отдано в распоряжение городского приказа публичного презрения. Городская дума пару раз выносила на свои заседания вопросы связанные с наведением порядка на кладбище — в 1840 году рассматривался вопрос «О увиденных кавардаках на Одесском городском кладбище», в 1862 году — «О воровстве и повреждениях на одесских городских кладбищах», случаи большого воровства разбирались в 1862, 1866, 1868, 1869 годах — Одесский градоначальник принял меры «по устранению безобразий, производимых на городских кладбищах».

В 1845 году по приказу одесского Градоначальника Д. Д. Ахлестышева кладбище разбито на правильные квадраты и был составлен план кладбища. Аллейки кладбища были вымощены щебнем и большим песком, обсажены деревьями, 500 саженцев поступили безвозмездно из питомника Ж. Десмета, который возглавлял Одесский ботанический сад и выращивал на своём хуторе растительность для озеленения городка. Могилы стали рыть поквартально по заблаговременно составленному плану. В 1857 году городом был утверждён штат на управление городским кладбищем, а в 1865 году — утверждены правила посещения кладбища личными лицами.

В 1865 году произошли конфигурации в городском управлении. Приказ публичного презрения был упразднён и заменён Городским публичным управлением. Кладбище перебежало в его ведение. В 1873 году городские кладбища перебежали в ведение Хозяйственно-строительного ведомства городской управы.

Описание

Старенькое христианское кладбище

О первых нескольких 10-ках лет существования кладбища понятно сильно мало. Близость Греции и Италии и доминирование в 1-ые годы существования Одессы в популяции городка представителей этих народов, послужили к тому, что одесские кладбища стали украшаться мраморными монументами. Кладбище представляло собой лес самых различных памятников из белоснежного, сероватого и чёрного мрамора, в множестве которых было сильно много дорогих и уникальной работы. Можно было повстречать даже целые часовни белоснежного мрамора. Не считая мрамора обширно употреблялся гранит.

Одним из выдающихся по красе и богатству являлся родовой склеп Анатра. Он размещался на главной аллее справа от входа и представлял собой огромную часовню розового и чёрного шлифованного гранита, очень роскошно отделанную. Рядом с ней находились часовни-склепы графини Потоцкой, Кешко (отца сербской царицы Натальи), Маврокордато, Драгутина, Завадского и других. С левой стороны за церковью размещалось могила Фонвизина, надгробие которой было выполнено в виде огромного размера металлического креста с бронзовым распятием. В XII квартале размещался большой каменный монумент, носящий заглавие «София». Принадлежность монумента к концу XIX уже была забыта, но монумент приобрёл наизловещую известность — по его углам были расставлены пустые бутылки, которые в ветренную погоду издавали «целый оркестр» пугающих гостей звуков.

На кладбище было похоронено много исторических личностей, посреди их: генерал Фёдорвей Радецкий, чей надмогильный памятник мог бы послужить украшением хоть какой их городских площадей; сподвижник Суворова бригадир Рибопьер; капитан британского парохода «Тигр».

Исследователь одесской истории А. В. Дорошенко так описывал круг лиц, захороненных на кладбище:

Тут похоронена вся одесская знать, первостроители Городка и Порта. Тут…никому неизвестно где, лежит брат Пушкина Лев Сергеевич. Лежат, лишённые надгробий и эпитафий, суворовские генералы и герои двенадцатого года, герои Шипки и Первой мировой войны…всех русских орденов кавалер от Св. Анны 4 ст. до Св. Андрея Первозванного (с бантами, бриллиантами, короной и без); рядовые, корнеты (фендрики) и штык-юнкера, унтер-лейтенанты, прапорщики и поручики, есаулы и сотники, ротмистры и капитаны, полковники и генерал-майоры, погибшие в бою, также умершие в лазаретах от ран вояки всех этих бессчетных схваток Рф. И цивильные горожане… видные учёные Рф — доктора и академики, доктора богословия и физики, арифметики и психологии, права и зоологии, медицины и механики, филологии искусств, также незапятанной арифметики; ректоры Новороссийского института (семь) и директоры Ришельевского лицея; друзья и неприятели А. С. Пушкина…; купцы и негоцианты; бароны, графы и князья; потаенные советники и патологоанатомы; археологи и нумизматы; консулы и обладатели корабельных контор; градоначальники (четыре) и городские головы; русские дипломаты; архитекторы, строившие Город; артисты и директора театров; литературы и живописцы; и композиторы… и многие посреди их … потомственные и почётные граждане Городка…

— Дорошенко А. В. Переправа через Стикс

Ликвидирование

В 1920-х годах в связи с приходом русской власти кладбище стало приходить в запустение из-за отсутствия ухода, грабежей и целенаправленного разрушения. Кладбище уничтожалось с 1929 по 1934 годы. По решению большевистских властей надгробья кладбища стали разбирать с целью утилизации и освобождения местности для других нужд, доступные захоронения подверглись организованному ограблению. Кладбищенский храм Всех Святых был закрыт в 1934 году, а в 1935 году разобран. В 1937 году на части местности кладбища был открыт «Парк культуры и отдыха им. Ильича», с танцплощадкой, тиром, комнатой хохота и иными полагавшимися аттракционами, а потом оставшуюся его местность занял зоопарк — парк «культуры» создавался и существовал просто на могилах, на которых были устроены аллейки, площади, аттракционы. В критериях жизни русского общества 1930-х годов одесситы не могли заниматься перенесением останков собственных родственников на другие кладбища; достоверно понятно только перенесение останков 2-ух живописцев. Стоит отметить, что наряду с разрушением кладбища на нём выполнялись новые захоронения.

По мемуарам очевидца, в один из дней сначала 1930-х годов, все входы на кладбище были перекрыли сотрудниками НКВД. На самом кладбище особые работники извлекали гробы из родовых склепов, вскрывали их (многие из их были отчасти застеклёнными), извлекали орудие, заслуги, драгоценности. Все изъятые ценности регистрировали и укладывали в мешки. Если гроб был железным, то он тоже вывозился, как металлолом, а останки из него вываливали на землю. Таким макаром останки многих погребённых был просто рассыпан на поверхности земли.

Планы предстоящего использования местности бывшего кладбища

На местности бывшего Старенького кладбища сначала XXI века размещались Одесский зоопарк, хоздвор Одесского трамвайного депо и «историко-мемориальный парк „Преображенский“» — прошлый «парк культуры и отдыха имени Ильича» — переименованный так решением Одесского горисполкома в 1995 году, но оставшийся со всеми атрибутами «парка культуры и отдыха» — аттракционами, «детскими площадками», предприятиями публичного питания, комнатой хохота и иными схожими заведениями. Общественность Одессы называла схожее внедрение местности бывшего кладбища «…актом вандализма, поругания памяти о предках». Отмечалось, что это противоречит почтению «…к истории вообщем, к родному городку, к собственному государству…» и противоречит законодательству Украины, прямо запрещающему какое-либо строительство на местности кладбищ, пусть и бывших, и приватизацию их территорий, а территория бывшего Старенького кладбища ещё в 1998 году была включена в перечень исторических памятников Одессы, на этой местности нельзя ничего располагать, не считая мемориалов и парков.

Целями сотворения «историко-мемориального парка» были названы организация религиозной, культурно-просветительской и музейной деятельности «для недопущения в предстоящем актов вандализма, почитания памяти похороненных на Древнем кладбище основоположников и первых обитателей Одессы, героев Отечества и исторических событий, связанных с ними, популяризации познаний о выдающихся обитателях нашего городка и страны, истории Одессы». Предлагалось оформить местность парка (планировка, благоустройство, озеленение), воссоздать некие разрушенные сооружения (ворота, аллейки, храм Всех Святых), сделать мемориальные сооружения, проводить на местности парка краеведческие исследования и историко-мемориальные мероприятия, сделать музей «Старая Одесса», в экспозицию которого бы вошли экспонаты, повествующие об истории городка и о судьбах его обитателей, захороненных на кладбище.

См. также

Иоанно-Усекновенское кладбище (Харьков) Парки и сады Одессы Сады и скверы Ботанический сад · Городской сад · Старобазарный сквер · Сквер Гамова · Алексеевский сквер · Пале-Рояль · Куликово поле · Сквер Томаса · Сквер Королёва · Сквер Паустовского · Олимпийский сквер Парки Артиллерийский парк · Парк «Аркадия» · Дюковский парк · Зоопарк · Парк Ленинского Комсомола · Парк Лузановка · Дендропарк Победы · Приморский парк · Преображенский парк · Парк Шевченко · Парк Горьковатого · Парк астронавтов

Прочитано 1800 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...